ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕСНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ФОТОГРАФИРОВАНИИ
Секция: 7. Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕСНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ФОТОГРАФИРОВАНИИ
Когда человек знает, что его фотографируют, он начинает позировать: изменяется не только поза, но и жесты, и мимика (т. е. кинесика). В каждом конкретном случае эта поза, набор жестов и мимика индивидуальны, но мы склонны считать, что особенности языка тела подчиняются какой-то закономерности, общему принципу — это проявление личностных качеств, представлений о себе, установок.
На наш взгляд, на язык телодвижений при фотографировании влияет, прежде всего, самосознание — Я-концепция, т. е. представления человека о самом себе (не будем дискутировать по поводу соотношения этих понятий, будем использовать их как синонимы; подробнее мы остановимся на гендерных особенностях Я-концепции). Человек, позируя, презентует себя перед фотоаппаратом. Особенно интересно проследить гендерные различия такой самопрезентации у подростков. По мнению И.С. Кона половое развитие — это стержень, вокруг которого структурируется самосознание ребенка. Половая идентификация как одно из звеньев структуры самосознания интенсивно «наполняется» именно в подростковом возрасте. Телесную самопрезентацию можно рассматривать в этой связи как внешнее проявление процесса становления гендерного самосознания, гендерной составляющей Я-концепции.
Если подходить к Я-концепции как к набору самоустановок (по Р. Бернсу), можно провести параллель и изучать гендерные установки как часть набора этих самоустановок. Гендерные самоустановки детерминируют гендерные отношения на микроуровне (типа «личность-личность»), где взаимодействие осуществляется между людьми разного пола. В процессе установления взаимоотношений включается и самопрезентация, входящая в состав гендерных установок. Наверняка у девочек и мальчиков есть свои особенности телесной презентации себя как представителей своего пола при фотографировании.
Посмотрим, как объективируется на фотографии в позе, жестах и мимике гендерные установки как часть Я-концепции (их вернее называть гендерными самоустановками — направленными на себя, содержащие представление о своем поле и способах презентация себя как принадлежащего/ей определенному полу).
Изложим психологический эффект фотографирования. В момент фотографирования у фотографирующегося повышается самоосознание, которое усиливает соответствие установки «на себя» Я-концепции — в т. ч. и гендерных установок — и реального поведения людей. Во время фотографирования между фотографом и фотографирующимся осуществляется общение. Выступая субъектом межличностных отношений с фотографом, человек заботится о поддержки собственных знаний о себе через оптико-кинетическую невербальную систему, являющуюся наиболее информативной стороной общения. Именно невербальное поведение (поведенческий компонент Я-концепции) — поза, жесты и мимика и отражается на фотографии. Истолковывая значение позы, жестов и мимики человека на фотографии, можно судить о его самопрезентации.
Рассмотрим этот механизм подробнее.
Самоосознание — состояние сознания индивидуума, при котором его внимание сосредоточено на самом себе. Самоосознание делает людей более чувствительными по отношению к собственным установкам. К факторам, усиливающим самоосознание, относятся и фотокамеры. Люди, уровень самоосознания которых повышен в результате того, что они оказались, например, перед телекамерой, демонстрируют усиленный самоконтроль, а их действия более отчетливо отражают их установки.
Гендерные установки содержат компоненты:
- когнитивный — образ Я как представителя своего пола;
- эмоционально-оценочный компонент — самооценка — аффективная оценка этого образа;
- поведенческий компонент — потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой во время фотографирования, в частности, выбор позы, жестов и мимики.
Во время фотографирования между фотографирующимся и фотографом осуществляется общение. Непосредственно перед актом самого фотографирования фотограф-исследователь сообщает инструкцию фотографируемому-испытуемому, последний выражает свое согласие фотографироваться, задает уточняющие вопросы и т. д. — они общаются, каждый из них является субъектом общения, диалога. Интерактивный аспект общения в данном случае представлен взаимодействием по поводу фотографирования.
Фотографирующийся в данном контексте проявляет субъектность при выборе позы для фотографирования. В этот момент (собственно фотографирование — спуск затвора) общение не прерывается. Фотографирующийся как субъект общения сообщает фотографу собственную Я-концепцию — срабатывает поведенческий компонент Я-концепции. Невербальная коммуникация через оптико-кинетическую знаковую систему полностью замещает речь. Именно поза, жесты и мимика фотографирующегося отражают его Я-концепцию, следовательно, и гендерные установки.
Истолковывая особенности языка тела, мы можем увидеть когнитивный компонент гендерной установки — представление о том, что и как надо презентовать в себе как в представителе определенного пола.
Особенности поз, жестов, мимики являются невербальными знаками гендерной идентификации. Эта знаковая система, в состав значений которой входят элементы образа гендера, выполняет четыре основные функции:
- дифференцируют пространство мужского и женского пола;
- с их помощью происходит измерение мужественности — женственности;
- посредством знаков происходит гендерная самопрезентация;
- знаки способствуют формированию полового самосознания, являясь ориентирами для усвоения и закрепления различных аспектов образа своего и противоположного пола.
Как следует из совокупности этих функций, невербальные знаки напрямую связаны с гендерной самопрезентацией подростков. Каковы же особенности гендерной телесной самопрезентации подростков при фотографировании?
Для того, чтобы подтвердить наше ключевое предположение о том, что у девочек и мальчиков есть свои особенности телесной презентации себя как представителей своего пола и увидеть их различия мы проанализировали 81 фотографию подростков-учащихся школ города Краснодара в возрасте от 13 до 16 лет. Фотографии были сделаны нами с простой инструкцией: «Предлагаю тебе принять участие в моем исследовании, для этого мне нужно сфотографировать тебя». В выборку вошла 41 девочка и 40 мальчиков.
По этим фотографиях мы находили наличие или отсутствие одного из 67 вариантов признаков позы, жестов и мимики. Список этих вариантов был составлен на основе вышеизложенных подходов к пониманию языка тела в соответствии с критериями: положение туловища, плеч, рук, пальцев, ног, головы, мимика.
После того, как мы определили, какие признаки кинесики присутствуют на фотографиях мальчиков и девочек, был проведен статистический анализ результатов анализа фотографий с помощью критерия φ.
В результате мы выявили статистически значимые различия в кинесики между девочками и мальчиками (Таблица 1).
Таблица 1.
Статистически значимые различия в кинесики между девочками и мальчиками
№ |
Признак кинесики |
Частота проявления признака, % |
|
Девочки |
Мальчики |
||
1 |
Стоять прямо к объективу |
36,6 |
63,4 |
2 |
В кармане несколько пальцев |
17,1 |
2,5 |
3 |
Пальцы расправлены |
19,5 |
5,0 |
4 |
Прямые пальцы |
34,1 |
5,0 |
5 |
Пальцы обеих рук сцеплены |
12,2 |
0,0 |
6 |
Ноги вместе |
22,0 |
2,5 |
7 |
Голова опущена |
53,7 |
27,5 |
8 |
Широкая улыбка |
29,3 |
2,5 |
9 |
Губы сжаты |
9,8 |
30,0 |
10 |
Рука опирается на что-либо |
0,0 |
12,5 |
11 |
Использование предметов окружающей обстановки |
4,9 |
22,5 |
12 |
Тазом в сторону |
29,3 |
5,0 |
13 |
Глаза прищурены |
2,4 |
25,0 |
Попробуем проинтерпретировать полученные результаты, соотнеся их с образами мужчин и женщин, выявленными на основе исследований и анализа культурных особенностей.
Самопрезентация девочек.
Для удобства анализа разделим признаки кинесики на две условные группы: пальцы и поза.
В группу «пальцы» входят: пальцы расправлены, прямые пальцы, в кармане несколько пальцев, пальцы обеих рук сцеплены. Демонстрация пальцев не рассматривается в исследованиях по невербальным коммуникациям как гендерный знак. Однако мы можем проинтерпретировать эту особенность как проявление женственности, показ отличительной особенности женщин. Если обратиться к культурным аспектам, то можно увидеть, что «женские пальчики» и являются таким символом женственности и красоты женщин (например, демонстрация пальцев рук Мэрилин Монро почти на всех фотографиях).
В группу «поза» вошли: пальцы обеих рук сцеплены, ноги вместе, голова опущена, широкая улыбка, тазом в сторону. Совокупность этих признаков кинесики буквально с точностью описывают невербальное поведение британской принцессы Дианы. Она считалась символом женственности не только в Великобритании, но и за ее пределами. Например, в Армении вышла почтовая марка, посвященная принцессе Диане, с надписью «Королева человеческих сердец». В.Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная [1]. И действительно, демонстрация бедер, улыбка исподлобья и сцепленные пальцы — все это выражает покорность, женственность, подчеркивает красоту и заставляет воспринимать носительницу этих знаков невербальной коммуникации как ребенка [3]. Это согласуется с образом женщин и по другим авторам [4; 5].
Самопрезентация мальчиков.
Отличительные признаки кинесики мальчиков также условно разделим на две группы: предметы и поза.
В группу «предметы» вошли: рука опирается на что-либо, использование предметов окружающей обстановки.
«Предметное окружение в подростковом возрасте играет важную роль в утверждении половой идентичности. Подросток стремится использовать вещи, которые служат повышению его статуса как представителя пола в среде сверстников, т. е. носят знаковый характер» [2]. В нашем случае подростки-мальчики демонстрируют свои права на используемые ими предметы (как опора или как яркий фон на фотографии). Доминирование над окружающей обстановкой, активность в ее использовании — такие же черты мужского образа, выявленного вышеобозначенными авторами.
В группу «поза» вошли: стоять прямо к объективу, губы сжаты, глаза прищурены. Эта цепочка невербальных знаков указывает на агрессивность (А. Пиз). Согласно все тем же авторам агрессивность — черта образа мужчины.
Подведем итоги. Девочки самопрезентуются как женственные, красивые, покорные, «как ребенок». Мальчики же — как доминирующие, активные, агрессивные. Таким образом существуют гендерные различия и в телесной самопрезентации у подростков при фотографировании. Черты женского и мужского образов подростки и используют для самопрезентации.
Иными словами, гендерные установки на самопрезентацию своей принадлежности к полу присутствуют у подростков при фотографировании в телесной самопрезентации, что и составляет наш основной вывод.
Список литературы:
- Горчакова В.Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. дис. д-ра наук. — СПб.: 2000.
- Мухина В.С., Денисов А.А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. 2002. № 1. С. 119—137.
- Пиз А. Новый язык телодвижений. — М.: Эксмо, 2006. — 416 с.
- Williams J.E. Pankultural gender stereotypes revisited: The Five Factor Model//Sex Roles. 1999/ April.
- Williams J.E., Best D.L. Sex and psyche: Gender and self-viewed cross-culturaly. — Beverly Hills, Sage. 1990. — 216 p.