Статья:

Социально-психологические предпосылки формирования наркозависимости

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Мещерякова В.К. Социально-психологические предпосылки формирования наркозависимости // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-психологические предпосылки формирования наркозависимости

Мещерякова Виктория Константиновна
магистрант, Тольяттинского Государственного Университета, РФ, г. Тольятти

 

Большое влияние на формирование личности и мировоззрения наркозависимого имеет родительская семья и его социальное окружение в подростковом возрасте. Эти два фактора относятся к социальным предпосылкам формирования наркозависимости.

Личность формируется и научается в семье. Усвоенные установки и паттерны поведения оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека. Наркозависимость, как вариант жизненного сценария, относится к дисфункциональному способу жизни. В подавляющем большинстве случаев будущий химически зависимый человек растет и воспитывается в дисфункциональной семье.[3]

Дисфункциональная семья характеризуется эмоциональной отчужденностью и  изолированностью ее членов, атмосферой конфликтности и эмоционального напряжения,

К дисфункциональным семьям относятся:

· неполная семья — родители разведены, один из родителей погиб, лишен родительских прав, не принимает участия в жизни ребенка. У ребенка отсутствует

· Псевдоблагополучная семья. В подобных семьях ярко выражен деспотичный характер взаимоотношений, безоговорочное подчинение авторитетной фигуре, применение физического и психологического насилия как инструмента воспитания. Эмоциональная отчужденность членов семьи, запрет на выражение «недопустимых» чувств: злость, стыд, обида. Необходимость скрывать истинное эмоционально напряженное состояние внутри семьи под «фасадом» благополучной и дружной семьи.

· Аморальная и криминогенная семья. В семье один или оба родители алкоголики, наркоманы, совершают преступления, имеют судимости. Систематические конфликты, драки, крайне обостренная психо-эмоциональная обстановка. Отсутствуют или искажены эмоциональные связи между детьми и родителями. Социальный контроль отсутствует, образцы и нормы поведения примитивизированы. Гендерные роли в семье не усваиваются, либо усваиваются искаженно.[4]

В дисфункциональных семьях присутсвует атмосфера эмоциональной изоляции, физической и психической небезопасности, нет или искажены полоролевые образцы поведения и взаимодействия, вакуум интимности, границы членов семьи либо недифференциированы, либо ригидные.

Для дисфункциональных семей характерны несколько типов воспитания, формирующих личность склонную к наркозависимости.

· Гиперпротекция — чрезмерная опека и контроль, навязывание собственной воли. При данном типе воспитания все задачи, стоящие перед ребенком в процессе взросления решают гиперопекающие родители. Самостоятельность ограничивается излишним контролем. В результате подобного воспитания социализация личности замедляется, формируется инфантильность, безответсвенность.

· Гипопротекция — отсутствие внимания и интереса родителей к увлечениям, трудностям, переживаниям ребенка. При данном типе воспитания ребенок не получает от родителей необходимой поддержки, участия, не приобретает навыков эмоционального контакта с людьми. При гипопротекции ребенок часто «предоставлен сам себе»,то есть не имеет нравственного руководства и образца со стороны взрослых в семье. В результате личность приобретает агрессивные наклонности, склонность к асоциальному поведению.

· Условия эмоционального отвержения характеризуются жестоким обращением с ребенком, зачастую психологическое насилие — унижение, высмеивание, отчуждение, либо поверхностное внимание к ребенку за которым скрывается равнодушие. При подобном типе воспитания личность становится замкнутой, эмоциональное развитие замедляется, развивается агрессия.

· Условия повышенной моральной ответственности возникают в тех случаях, когда родители требуют и ожидают от ребенка гораздо большего, чем от может достичь. В силу завышенных требований при подобном типе воспитания практически отсутствует похвала и система эмоциональной поддержки ребенка, часто высказывается критика в адрес личности ребенка, либо его поступков. В результате подобного типа воспитания личность приобретает повышенный уровень тревожности, страх сделать ошибку, неуверенность в себе.

· Условия жестких взаимоотношений проявляются физическими и и моральными наказаниями, побоями за малейшую оплошность или непослушание. Ребенок при подобном типе воспитания постоянно подвергается насилию, в результате чего становится крайне агрессивным и не в состоянии выстраивать здоровые межличностные отношения.[6]

В результате подобных условий воспитания личность вырастает с глубокими дефектами социализации, низкой самооценкой, преобладающие чувства страх, стыд, вина, обида, неуверенность, недоверие, злость, одиночество, никчемность. Для детей из подобных семей характерна повышенная агрессивность, как вариант защиты от болезненных чувств и мира, который воспринимается как «враждебный». Также недоверие в близком окружении переходит в недоверие к миру и людям в целом. Ребенок эмоционально недоступен, изолирован от всех, часто прибегает к использованию различных «масок» для социализации. В подобных условиях ребенок чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно меньше времени находиться в данных неблагоприятных условиях, уходя в референтную группу сверстников.[3]

В возрасте с 10-12 до 15-16 лет личность проходит одну из наиболее важных фаз развития — подростковый возраст. Данному возрастному периоду свойственны переоценка своих возросших возможностей, стремление к независимости и самостоятельности, повышенная обидчивость и гиперчувствительность, повышенная потребность быть принятым в окружении сверстников. В подростковом периоде остро акцентируются такие свойства характера как агрессивность, упрямство, недоверчивость, ведомость. Авторитет семьи ослабляется и на формирование личности начинает оказывать значительное внимание социальное окружение за пределами семьи. Зачастую, при воспитании ребенка в дисфункциональной семье, молодежная группа становится средой первичной социализации личности. Но в силу спонтанной организации данных молодежных групп и неспособности адекватно усваивать общественные нормы и соответствовать требованиям социума, молодежная субкультура зачастую носит дезинтегрирующий характер. Негативное социокультурное влияние молодежных группировок на личность выражается в:

· спонтанном формировании группы в бесконтрольном окружении, зачастую улица,  места развлечений;

· в силу большого количества участников группы доверительные и близкие отношения внутри группы невозможны;

· дружеские отношения в традиционном понимании заменяются приятельскими, групповые связи нейтральны;

· иерархическое построение структуры группы, где выстраиваются системы власти и подчинения по возрастному критерию, то есть негативные образцы поведения старших становятся нормой для младших;

· взаимодействие внутри группы строится на принципах стандартизации образа мышления и поведения, нетерпимости к иным формам самовыражения;

· уровень агрессивности и конфликтности в подобных группах высок как внутри групп, так и за ее пределами;

· система коммуникации внутри группы скудна;

· вопрос сексуальных взаимоотношений не регулируется морально-этическими нормами, что оказывает негативное воздействие на эмоциональный, психический и социальный план личности.[2]

Критическим моментом приобщения к наркотикам является подростково-юношеский возраст. В возрасте до 20 лет пробовали наркотические вещества 8 из 10 человек. Исследования первого употребления наркотика подростками выделяют следующие мотивы:

1. желание быть как все — 31%; 

2. стремление к новым ощущениям, любопытство — 19%;

3. расширение сознания, поиск фантастичного - 12%;

4. забыться, расслабиться, отключиться от неприятностей — 10%.

Кроме перечисленных выше основных причин первого употребления наркотиков стоит сказать и о таких причинах как стремление казаться «крутым»; «для смелости» при общении с противоположным полом, либо при совершении асоциальных и криминальных поступков; редко, но встречаются случаи насильственного приобщения подростка к наркотикам, с целью дальнейшего извлечения материальной выгоды.[2]

Психоактивные вещества дают возможность подростку почувствовать себя взрослым; создают ощущение принадлежности к группе, чувство общности; дают возможность регулировать эмоциональное состояние без значительных усилий; помогают отреагировать сексуальные и агрессивные побуждения; дают возможность реализовать творческий потенциал через экспериментирование с разными видами наркотиков.

Первому употреблению наркотиков способствуют такие факторы как: отклонения личности; особенности социальной ориентации; отсутствие устойчивых социально ориентированных интересов; антисоциальные поступки; осведомленность об эйфоризирующем действии ПАВ; стремление уклониться от учебы или работы; неблагоприятные условия воспитания: дисфункциональная семья, воспитание у родственников или в детском доме; влияние значимой группы сверстников: общение с правонарушителями, преступниками, наркоманами. [5]

Научно доказано, что наркозависимыми становятся 20% из числа пробовавших или эпизодически употреблявших наркотики.[1] 

На развитие наркозависимости личности влияют все перечисленные нами выше факторы — генетический, биологический, личностный, психологический, семейный, социальный. Все эти факторы в равной мере оказывают влияние на предрасположенность и формирование наркотической зависимости.

 

Список литературы:
1. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости: Монография. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 192 с.
2. Вулкль К.Э., Фроун М.Р. Предикторы употребелния старшеклассниками наркотиков в школе// Новости науки и техники. Сер. Медицина: вып. Алкогольная болезнь, 2002. №4.
3. Калмыкова Е.С. Гагарина М.А., Падун М.А. Роль типа привязанности в генезе аддиктивного поведения: постановка проблемы. Часть 1// Психологический журнал, 2006. №1. С. 107-114.
4. Назаров Е. А. Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье: Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. психол. наук. - М, 2000. -
5. Старшенбаум Г. В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей. - М.: Когито-Центр, 2006. - 288 с.
6. Шабанов П.Д., Штакельтерг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. - СПб.: Лань, 2001. - 460 с.