Статья:

НАРОДНЫЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ О ЕЛАБУЖСКОМ «ЧЕРТОВОМ ГОРОДИЩЕ»

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Сарынина М.С. НАРОДНЫЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ О ЕЛАБУЖСКОМ «ЧЕРТОВОМ ГОРОДИЩЕ» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 176 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРОДНЫЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ О ЕЛАБУЖСКОМ «ЧЕРТОВОМ ГОРОДИЩЕ»

Сарынина Мария Сергеевна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга
Грахова Светлана Ивановна
научный руководитель, доц. Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга

 

Для современной фольклористики актуальными остаются исследования народной словесности в ее региональном присутствии. Наше научное изыскание связано с бытованием русского фольклора на территории Елабуги и Елабужского района Республики Татарстан. Объектом внимания данной работы стали предания и легенды об историческом архитектурном памятнике XII века Болгарском (Елабужском, Чертовом) городище.

Болгарское городище является одной из достопримечательностей, своеобразной «визиткой» города Елабуги. За многие столетия было создано большое количество фольклорных произведений, в которых был воссоздан образ башни, народом нареченной Чертовым городищем.

Чертово городище являлось свидетелем событий средневековья. Раньше на этом месте находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период городище является составной частью торгового пути из центральных районов Волжской Болгарии. Городище было сооружено в XII в., и напоминало белокаменную мечеть.

Жители Елабуги называют городище «Чертовым», но это название относится не к древнему поселению, а к каменному сооружению, точнее к одной из сохранившихся башен. Именно эти развалины притягивают к себе краеведов и историков.

Вокруг городища бытует множество преданий и легенд, повествующих о том, почему городище называют «чертовым».

«В.И. Чичеров отмечал, что «в исторических преданиях и легендах повествование идёт о событиях и лицах как о том, что было в действительности, что касается исторического предания, то оно <…> живёт в памяти народа как устная, неписаная история».

Итак, под преданиями понимаются повествования в прозе, которые, с известной долей вымысла, рассказывают о давно минувших делах и исторических лицах» [2, с. 45].

Одно из преданий было представлено в статье Г.Е. Верещагина (с ссылкой на очерки В.Ф. Кудрявцева [5]). Предание гласит о том, что «Чёртово городище своё название получило от оракула-змея (чёрта), который жил в языческом храме, распологавшегося на горе. Оракулу-змею приносились в жертву иноплеменники, а судовщики, проплывавшие по Каме, в целях безопасности, должны были приносить ему дары, а те, которые отказывались в приношении, подвергались опасности. «Оракул был настолько известен, что даже казанская царица Цумбека (или Сюхнибека) послала туда своего вельможу узнать от оракула о будущей судьбе Казанского царства. Вельможа, прибыв на место, молился там девять дней и в десятый услышал из капища голос, который говорил, что Казанское царство разрушится и водворится тут христианская вера. После такого предсказания змей будто бы в чёрном облаке поднялся из капища и в виду всех полетел на запад, где и скрылся навсегда» [1, с. 8].

Приведенное выше предание классифицируется как топономическое, повествующее об определенном месте и объясняющее происхождение его названия — Чертово городище. Повествование построено на вымысле и фантастике, сохранило в себе следы мифологических представлений (змей-оракул) и исторические отсылки (Казанское царство, казанская царица Цумбека).

Среди эпических произведений фольклорной прозы елабужан особого внимания заслуживают легенды о Елабужском Чертовом городище.

Легенды по структуре представляют вид «небольшой повести», в которых имеется неустойчивый текст и свободная форма. Их свободность обусловлена тем, что эпизоды в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом.

От преданий легенды в первую очередь отличаются тем, что в основе их повествования лежит фантастическое, религиозное, чудесное явление, тогда как в преданиях есть реальная основа [5, с. 126].

В качестве яркого примера может быть представлена легенда, повествующая о том, что башню построили черти за одну ночь.

На Чёртовом городище, близ источника, жил в древнее время пустынник-анахорет. Бесы часто смущали и искушали его. Но анахорет был устойчив в благочестии и избранном пути безбрачия. А демоны всё сильнее и настойчивее старались увлечь его мирскими наслаждениями и соблазнами. Борьба с искушениями стала тяготить отшельника. Чтобы прогнать демонов от себя навсегда, он предложил им одно из трудных условий: выстроить на горе в одну ночь церковь. Нечистая сила обрадовалась данному условию и тотчас же принялась за работу — добывать камни из недр земли. Архитектурному искусству бесов не учить! Вскоре был построен фундамент, возвысились стены, проделаны окна и двери. Церковь была почти готова, оставалось водрузить на ней крест. Но только на беду чертей пропел петух, после чего дьявольская сила провалилась сквозь землю в преисподнюю. За нею с грохотом повалились и посыпались с верхней части церкви и сами камни. Башня городища является той самой незавершенной церковью, которую пытались сложить черти. Отсюда и название ее — Четртово городище. Говорят, что дыры в стенах башни, в которых галки вили гнезда, есть следы чёртовых пальцев.

Отдельным жанром можно выделить сказание, которое представляет собой произведение исторического характера. Выделим среди елабужских сказаний «переферийный» жанр — сказание-предание, особенностью которого является то, что освещаемые события мыслятся как реальные и более приближённые к настоящему времени. К этому типу сказаний относятся рассказы о подземных ходах.

Одно из самых популярных елабужских сказаний гласит, что город буквально испещрен подземными ходами и что все они берут свое начало с древнего Елабужского городища. Многие сообщают, что подземных ходов было три, другие уверяют, что их было не менее семи. Также имеется много версий о том, куда вели эти ходы. «Сказывают, что ходы вели в каждую из елабужских церквей и в том числе в монастырь, что вели они через Тойму и Каму на луга… Сказывают разное, но все сходятся во мнении, что у ходов этих стратегическое предназначение» [3, с. 8].

Таким образом, следует отметить, что фольклор о Чертовом городище представлен широким жанровым спектром. Народные повествования вызывают живой интерес как у краеведов, этнографов, историков, филологов, так и у жителей города. В данной статье внимание было уделено определению жанров и сюжетам. Отдельный интерес представляет структурная особенность легенд и преданий, поэтическая организация, историческое развитие. Все это перспектива дальнейших изысканий.

 

Список литературы:

  1. Валеев И.М., Корнилова И.В, Краеведы Елабуги. — Елабуга.: изд. ЕГПУ. 2007 — 436 с.
  2. Верещагин Г.Е. Известие Сарапульского земского музея. Вып. 1. — Сарапул, 1911. — C. 5—16.
  3. Грахова С.И. Народная проза елабужан о людях прошлого времени // Europejska nauka XXI powieką: Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji (Przemyśl, 20—28. 05. 2013). — Volume 20. Filologiczne nauki. Muzyka i życie. — Przemyśl: Nauka i studia. — C. 45—48.
  4. Иванов А. Вечер Елабуги — № 497(13) от 26.03.2008. — С. 8.
  5. Кравцов Н.И., Лазутина С.Г. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. ун-тов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш.шк., 1983. — 448 с.
  6. Кудрявцев В.Ф. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края // Краеведы Елабуги / Авторы-составители Н.М. Валеев, И.В. Корнилова. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. — С. 125—158.