НАРОДНЫЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ О ЕЛАБУЖСКОМ «ЧЕРТОВОМ ГОРОДИЩЕ»
Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 2. Краеведение
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
НАРОДНЫЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ О ЕЛАБУЖСКОМ «ЧЕРТОВОМ ГОРОДИЩЕ»
Для современной фольклористики актуальными остаются исследования народной словесности в ее региональном присутствии. Наше научное изыскание связано с бытованием русского фольклора на территории Елабуги и Елабужского района Республики Татарстан. Объектом внимания данной работы стали предания и легенды об историческом архитектурном памятнике XII века Болгарском (Елабужском, Чертовом) городище.
Болгарское городище является одной из достопримечательностей, своеобразной «визиткой» города Елабуги. За многие столетия было создано большое количество фольклорных произведений, в которых был воссоздан образ башни, народом нареченной Чертовым городищем.
Чертово городище являлось свидетелем событий средневековья. Раньше на этом месте находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период городище является составной частью торгового пути из центральных районов Волжской Болгарии. Городище было сооружено в XII в., и напоминало белокаменную мечеть.
Жители Елабуги называют городище «Чертовым», но это название относится не к древнему поселению, а к каменному сооружению, точнее к одной из сохранившихся башен. Именно эти развалины притягивают к себе краеведов и историков.
Вокруг городища бытует множество преданий и легенд, повествующих о том, почему городище называют «чертовым».
«В.И. Чичеров отмечал, что «в исторических преданиях и легендах повествование идёт о событиях и лицах как о том, что было в действительности, что касается исторического предания, то оно <…> живёт в памяти народа как устная, неписаная история».
Итак, под преданиями понимаются повествования в прозе, которые, с известной долей вымысла, рассказывают о давно минувших делах и исторических лицах» [2, с. 45].
Одно из преданий было представлено в статье Г.Е. Верещагина (с ссылкой на очерки В.Ф. Кудрявцева [5]). Предание гласит о том, что «Чёртово городище своё название получило от оракула-змея (чёрта), который жил в языческом храме, распологавшегося на горе. Оракулу-змею приносились в жертву иноплеменники, а судовщики, проплывавшие по Каме, в целях безопасности, должны были приносить ему дары, а те, которые отказывались в приношении, подвергались опасности. «Оракул был настолько известен, что даже казанская царица Цумбека (или Сюхнибека) послала туда своего вельможу узнать от оракула о будущей судьбе Казанского царства. Вельможа, прибыв на место, молился там девять дней и в десятый услышал из капища голос, который говорил, что Казанское царство разрушится и водворится тут христианская вера. После такого предсказания змей будто бы в чёрном облаке поднялся из капища и в виду всех полетел на запад, где и скрылся навсегда» [1, с. 8].
Приведенное выше предание классифицируется как топономическое, повествующее об определенном месте и объясняющее происхождение его названия — Чертово городище. Повествование построено на вымысле и фантастике, сохранило в себе следы мифологических представлений (змей-оракул) и исторические отсылки (Казанское царство, казанская царица Цумбека).
Среди эпических произведений фольклорной прозы елабужан особого внимания заслуживают легенды о Елабужском Чертовом городище.
Легенды по структуре представляют вид «небольшой повести», в которых имеется неустойчивый текст и свободная форма. Их свободность обусловлена тем, что эпизоды в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом.
От преданий легенды в первую очередь отличаются тем, что в основе их повествования лежит фантастическое, религиозное, чудесное явление, тогда как в преданиях есть реальная основа [5, с. 126].
В качестве яркого примера может быть представлена легенда, повествующая о том, что башню построили черти за одну ночь.
На Чёртовом городище, близ источника, жил в древнее время пустынник-анахорет. Бесы часто смущали и искушали его. Но анахорет был устойчив в благочестии и избранном пути безбрачия. А демоны всё сильнее и настойчивее старались увлечь его мирскими наслаждениями и соблазнами. Борьба с искушениями стала тяготить отшельника. Чтобы прогнать демонов от себя навсегда, он предложил им одно из трудных условий: выстроить на горе в одну ночь церковь. Нечистая сила обрадовалась данному условию и тотчас же принялась за работу — добывать камни из недр земли. Архитектурному искусству бесов не учить! Вскоре был построен фундамент, возвысились стены, проделаны окна и двери. Церковь была почти готова, оставалось водрузить на ней крест. Но только на беду чертей пропел петух, после чего дьявольская сила провалилась сквозь землю в преисподнюю. За нею с грохотом повалились и посыпались с верхней части церкви и сами камни. Башня городища является той самой незавершенной церковью, которую пытались сложить черти. Отсюда и название ее — Четртово городище. Говорят, что дыры в стенах башни, в которых галки вили гнезда, есть следы чёртовых пальцев.
Отдельным жанром можно выделить сказание, которое представляет собой произведение исторического характера. Выделим среди елабужских сказаний «переферийный» жанр — сказание-предание, особенностью которого является то, что освещаемые события мыслятся как реальные и более приближённые к настоящему времени. К этому типу сказаний относятся рассказы о подземных ходах.
Одно из самых популярных елабужских сказаний гласит, что город буквально испещрен подземными ходами и что все они берут свое начало с древнего Елабужского городища. Многие сообщают, что подземных ходов было три, другие уверяют, что их было не менее семи. Также имеется много версий о том, куда вели эти ходы. «Сказывают, что ходы вели в каждую из елабужских церквей и в том числе в монастырь, что вели они через Тойму и Каму на луга… Сказывают разное, но все сходятся во мнении, что у ходов этих стратегическое предназначение» [3, с. 8].
Таким образом, следует отметить, что фольклор о Чертовом городище представлен широким жанровым спектром. Народные повествования вызывают живой интерес как у краеведов, этнографов, историков, филологов, так и у жителей города. В данной статье внимание было уделено определению жанров и сюжетам. Отдельный интерес представляет структурная особенность легенд и преданий, поэтическая организация, историческое развитие. Все это перспектива дальнейших изысканий.
Список литературы:
- Валеев И.М., Корнилова И.В, Краеведы Елабуги. — Елабуга.: изд. ЕГПУ. 2007 — 436 с.
- Верещагин Г.Е. Известие Сарапульского земского музея. Вып. 1. — Сарапул, 1911. — C. 5—16.
- Грахова С.И. Народная проза елабужан о людях прошлого времени // Europejska nauka XXI powieką: Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji (Przemyśl, 20—28. 05. 2013). — Volume 20. Filologiczne nauki. Muzyka i życie. — Przemyśl: Nauka i studia. — C. 45—48.
- Иванов А. Вечер Елабуги — № 497(13) от 26.03.2008. — С. 8.
- Кравцов Н.И., Лазутина С.Г. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. ун-тов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш.шк., 1983. — 448 с.
- Кудрявцев В.Ф. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края // Краеведы Елабуги / Авторы-составители Н.М. Валеев, И.В. Корнилова. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. — С. 125—158.