Статья:

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Плотникова А.А. ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Плотникова Александра Андреевна
студент Московского государственного областного гуманитарного института, г. Орехово-Зуево
Лизунова Галина Юрьевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Московского государственного областного гуманитарного института, г. Орехово-Зуево

В настоящее время проблема копинг-поведения (совладающего поведения) является одной из активно обсуждаемых тем среди представителей разных направлений зарубежной и отечественной психологии. Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M., Webster S.K. и многие др.). В отечественной психологии данной проблемой в основном интересуются специалисты в области медицинской психологии (В.А. Абабков, И.А. Горьковая, Н.А. Русина, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский), возрастной психологии (Л.И. Анцыферова, Л.А. Головей, Т.Л. Крюкова, А.В. Либин, И.М. Никольская, М.А. Одинцова), управленческой и организационной психологии (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, Ю.В. Постылякова) и др. Психология совладающего поведения — это новое и развивающееся направление в психологическом знании [4].

Впервые термин «копинг» в психологической литературе появился в 1962 году. Его использовал Л. Мэрфи при изучении преодоления детьми кризисов развития. Спустя несколько лет (1966 г.) Р. Лазарус в своей книге “Psychological Stress and Coping Process” («Психологический стресс и процесс совладания с ним») применил понятие при описании осознанных стратегий совладания со стрессом и другими ситуациями, которые порождают у человека тревогу.

Совладающее поведение или «копинг» (от англ. coping, coping strategy) — означает преодолевать, иногда — бороться, сражаться или справляться. Это понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии. В русской психологической школе при характеристике копинг-стратегий широко используется такое понятие как «переживание» [1]. Наряду с понятием «копинг-стратегии» используют и «копинговые тактики», а также «копинговые ресурсы».

В настоящее время существует немалое количество классификаций копинг-поведения, но общепризнанной классификации нет. Однако, большинство этих классификаций, вслед за классификацией Лазаруса и Фолкмана, построены по дихотомическому принципу и направлены на решение проблемы или изменение отношения к ней.

Динамичность, сложность и противоречивость современной жизни заставляет человека постоянно оказываться в сложных жизненных ситуациях, быть подверженному стрессу. Таким образом, человеку необходимо найти способ выхода из них с минимальными потерями для психического и личностного развития, а, в некоторых случаях, и приспособиться к ним [3].

По мнению многих психологов тема совладающего поведения особенно актуальна при рассмотрении подросткового возраста, т. к. особенности возрастного развития требуют от подростка разрешения большого количества объективных и субъективных проблем. В этой связи, важно знать в какие сложные жизненные ситуации попадает современный подросток и каким образом, какими способами он с ними справляется [2; 5].

Цель нашего исследования — изучение копинг-поведения современных подростков.

Объект исследования — подростки 11—12 лет.

Предмет исследования — совладающее поведение подростков.

Задачи исследования:

1.Посмотреть в какие жизненные ситуации попадают современные подростки 11—12 лет.

2.Выявить уровень стрессоустойчивости подростков.

3.Определить содержание копинг-стратегий подростков 11—12 лет.

Методы исследования:

1.Тест Холмса-Раге.

2.Методика исследования базисных копинг-стратегий «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д. Амирхана.

3.Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.

4.Наблюдение, беседа.

Данное исследование проведено в марте 2013 года, в одной из школ г. Орехово-Зуево (Московская область) в период психолого-педагогической практики студентов 3 курса факультета психологии Московского государственного областного гуманитарного института. В исследовании приняли участие 30 учеников 5 класса в возрасте 11—12 лет.

В ходе исследования нами получены следующие результаты.

С помощью опросника Холмса-Раге мы выяснили в какие жизненные ситуации попадают подростки, какие чувства и эмоции они у них вызывают и каков уровень стрессоустойчивости у каждого ребенка.

Выяснилось, что 30 % подростков живут в разведенных семьях, 66,7 % от этого количества испытывают негативные эмоции к данной ситуации, остальные положительные.

Негативные эмоции вызвали у подростков также такие жизненные события как: «травма или болезнь» — 56,7 %, «смерть близкого родственника» — 46,7 %, «разлука с родителями или одним из них» — 33,3 %, «разлука с близкими родственниками» — 20 %, «проблемы с преподавателями, конфликты» — 17 %, «учебная задолженность» — 17 %, «смерть родителя» — 6,7 % (см. табл. 1).

Таблица 1.

Жизненные ситуации, вызывающие негативные эмоции


Жизненные ситуации


Результаты


«Травма или болезнь»


56,7 %


«Смерть близкого родственника»


46,7 %


«Разлука с родителями или одним из них»


33,3 %


«Разлука с близкими родственниками»


20 %


«Проблемы с преподавателями, конфликты»


17 %


«Учебная задолженность»


17 %


«Смерть родителя»


6,7 %

 Положительные эмоции и чувства вызвали у подростков следующие события: у 96,7 % опрошенных — «каникулы», 93,3 % — «Рождество, встреча Нового года, день рождения», «выдающиеся личные достижения» — 66,7 %, «смена преподавателя» — 53,3 %, «беременность матери» — 46,7 %, «появление нового члена семьи, рождение ребенка» — 43,3 %, «примирение после конфликта с родителями» — 40 %, «изменение условий жизни» — 26,7 % (см. табл. 2).

Таблица 2.

Жизненные ситуации, вызывающие позитивные эмоции


Жизненные ситуации


Результаты


«Каникулы»


96,7 %


«Рождество, встреча Нового года, день рождения»


93,3 %


«Выдающиеся личные достижения»


66,7 %


«Смена преподавателя»


53,3 %


«Беременность матери»


46,7 %


«Появление нового члена семьи, рождение ребенка»


43,3 %


«Примирение после конфликта с родителями»


40 %


«Изменение условий жизни»


26,7 %

 Следует отметить, что 13,3 % опрошенных знакомы с нарушением правопорядка.

Анализируя жизненные события, в которые попадают подростки и которые вызывают у них положительные или отрицательные эмоции и чувства, значимыми являются как внутрисемейные события так и внесемейные.

У 60 % опрошенных подростков выявлен низкий уровень стрессоустойчивости, пороговая стрессоустойчивость — у 16,7 %, высокий уровень показали 23,3 % опрошенных (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Процентное распределение уровня стрессоустойчивости подростков

 Наиболее часто, попадая в проблемные жизненные ситуации, 46,7 % опрошенных подростков, нацелены на «разрешение проблем» и на «поиск социальной поддержки» — 40 %. Они готовы «позвонить родителям, близким», «спросить у них совета и помощи», «разрешить проблему мирным, безконфликтным путем» (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Показатели базисных копинг-статегий подростков

 Такие копинг-стратегии заслуживают положительной оценки, они связаны с компетентностью и способностью подростка к адаптации, проявлением активности по отношению к создавшейся ситуации, желанием контролировать и изменить ее. 13,3 % подростков выбирают стратегию избегания, они готовы «уйти от проблемы, сбежать, уехать», некоторым хочется «порыдать», «спрятаться».

У 46,7 % опрошенных присутствуют наивысшие показатели школьной тревожности, у 23,3 % — самооценочной тревожности, высокие показатели магической тревожности отмечены у 16,7 % и межличностной тревожности — у 13,3 % опрошенных.

Таким образом, в результате нашего исследования мы выявили жизненные ситуации в которые попадают современные подростки; увидели, что у большинства из них низкий уровень стрессоустойчивости и высокий уровень тревожности. При столкновении с трудными жизненными ситуациями подростки нацелены на их разрешение, часто прибегая к помощи взрослых. Гендерных различий в результате исследования не обнаружено. Развитие способности справляться или совладать с жизненными ситуациями формируется по мере взросления человека, развития его когнитивной сферы, обогащения жизненного опыта. Отсюда вытекает наобходимость развития и расширения интеллектуальных способностей школьников.

 

Список литературы:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 c.
  2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. // Монография. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова — Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004. — 473 с.
  3. Нартова-Бочавер С.К. “Сорing-behavior” в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологоческий журнал, 1997. — № 5. — С. 20—30.
  4. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635a3bc78a5c53a89521316d2_0.html (30.03.2013).
  5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).