ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Организация самостоятельной творческой деятельности студента эффективна только в свободной, самостоятельно осуществляемой студентом творческой деятельности, в которой он в соответствии со своими особенностями, возможностями и потребностями выстраивает индивидуальную траекторию самодвижения к достижению необходимого образовательного результата.
Самостоятельная творческая деятельность — это процесс, направленный на достижение цели в виде нового продукта, на самоуправление психическими процессами и состояниями, на саморазвитие самостоятельности и творческости как свойства личности.
Анализ публикации, посвященных проблеме организации самостоятельной творческой деятельности, позволил выделить некоторые аспекты, касающиеся данного педагогического явления:
- организуется и контролируется преподавателем, без его непосредственного участия;
- способствует формированию и развитию таких качеств личности как активность, самостоятельность, стремление к творчеству;
- требует осознания целей деятельности;
- обладает рядом необходимых специальных умений.
Для рациональной организации самостоятельной творческой деятельности, обучающийся должен уметь выдвигать проблему и формулировать гипотезу, ориентироваться в нестандартных условиях; видеть новое и уникальное в традиционном; разрабатывать и реализовывать план необходимых действий без участия преподавателя; систематизировать и проводить анализ полученных результатов.
В процессе организации самостоятельной творческой деятельности студента одним из способов повышения мотивации к обучению является информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов, устройств и процессов, используемых человеком для сбора, обработки, хранения, и представления информации.
На наш взгляд, наиболее полное определение средствам ИКТ дала И.В. Роберт, это «программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных» [1, с. 24].
В нашем исследовании процесс организации самостоятельной творческой деятельности студента основан на использовании информационно-коммуникационных технологии, а в частности применение электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Информатика».
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) — это совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины [4, с. 35]. Исходя из определения уточним, что электронный учебно-методический комплекс должен соответствовать обязательным и общепринятым требованиям, предоставлять возможность самостоятельного изучения теоретического материала и комплексного и всестороннего контроля знаний (самоконтроль и итоговый контроль). В ЭУМК могут входить электронные издания (гиперссылочные учебники, мультимедийные учебные пособия, виртуальные лабораторные практикумы, фонды тестовых заданий и автоматизированные программы контроля знаний в режиме онлайн); справочные и методические рекомендации для студентов и преподавателей, рабочая программа дисциплины, справочники.
С целью повышения мотивации к обучению и активизации самостоятельной творческой деятельности студентов, необходимо правильно организовать курс и методически его наполнить, а также создать условия для информационного обмена между участниками образовательного процесса.
В качестве методического механизма активизации мотивационной сферы личности при организации творческой деятельности студента мы рассматриваем разработанный и внедренный в образовательный процесс вуза электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) с интерактивными элементами по дисциплине «Информатика», обеспечивающий эффективную работу обучающихся в соответствии с рабочим учебным планом [3].
Данный электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» содержит следующие разделы:
- электронный курс лекции;
- мультимедийное учебное пособие;
- электронный интерактивный задачник;
- система творческих задач;
- фонд тестовых заданий;
- методические рекомендации, ссылки на образовательные электронные ресурсы;
- средства дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса (преподаватель-студент, студент-студент) на основе информационно-коммуникационных технологий.
Курс по дисциплине «Информатика» состоит из десяти модулей, каждый модуль освещает одну из тем дисциплины, завершается промежуточным контролем, вид которого студент выбирает самостоятельно — тестирование на время, опрос или разгадывание интерактивного кроссворда.
Электронный интерактивный задачник содержит лабораторные работы по основным разделам дисциплины, краткий алгоритм их выполнения и упражнения для закрепления. После каждой лабораторной работы студентам предлагаются индивидуальные задания. С методической точки зрения задачник построен таким образом, что позволяет студенту, используя краткие теоретические сведения, отрабатывать полученные ранее приемы по выбранной теме на практике, выполняя предложенные упражнения-тренажеры. ЭУМК по дисциплине «Информатика» имеет удобную систему навигации и перехода по темам, за счет чего студент имеет возможность повторно пройти изученный и не до конца усвоенный материал.
После изучения тем, рассмотренных в электронном комплексе, студенты самостоятельно разрабатывали собственный творческий продукт (мультимедийную презентацию, интерактивный кроссворд, гиперссылочный учебник, видео доклад) по пройденной теме раздела, например «Архитектура ЭВМ», «Компьютерные сети», которая выполнялась индивидуально, либо малыми группами. Завершая каждый курс, студентам, выдавались творческие задания («Интернет-зависимость — проблема современного общества», «Создание тематического Web-сайта» и др.), различающиеся по степени сложности, требующие применения правильно организованного взаимодействия различных программных продуктов.
Одним из разделов электронного учебно-методического комплекса, способствующих активизации творческой деятельности студента, явились творческие задачи. Каждое задание было сформулировано на четырех уровнях сложности, приведем пример творческих заданий разного уровня. Их студенты выполняли при изучении дисциплины «Информатика».
Задание 1-го уровня. Дана математическая модель в виде диаграммы (поверхность, график и т. д.) Постройте таблицу, для которой может быть создана такая диаграмма, таблица должна нести смысловую нагрузку.
Задание 2-го уровня. Придумайте и разработайте тестовую программу, содержащую не менее 10 тестовых заданий для проверки знаний студентов по изученной ранее теме с использованием любой из технологий обработки информации.
Задание 3-го уровня. Известно, что многие простейшие живые организмы, например инфузории-туфельки стремятся покинуть места с грязной водой. Разработайте конструкцию индикатора чистоты воды с применением инфузорий-туфелек, используя любую из технологий обработки и представления информации.
Задание 4-го уровня. Создайте проект культурно развлекательного центра, парка отдыха для вашего района или города. Исследуйте проблему с разных сторон, предположите «что будет, если…», сформулируйте выводы и дайте рекомендации «как сделать, чтобы…».
Таким образом, электронный учебно-методический комплекс позволяет учитывать особенности, возможности и интересы каждого отдельного студента, выступает действенным элементом в повышении мотивации студентов к активизации мыслительной деятельности, формирует личностную потребность в добывании новых знаниях и их практическом применении, стремление к творческой самореализации и способность к самостоятельной творческой деятельности.
Список литературы:
- И.В. Роберт, Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
- И.Я. Лернер, Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Т.Е. Тлегенова Электронный учебно-методический комплекс как средство формирования опыта творческой деятельности студента в дистанционном образовании — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://cinf.masu-inform.ru/de/doklady (дата обращения 12.02.2013).
- Т.Н. Шалкина, Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. — Оренбург: ОГУ, 2008. — 160 с.
- Т.Е. Тлегенова Формирование опыта творческой деятельности студента в дистанционном образовании. Постановка проблемы / Т.Е. Тлегенова // В мире научных открытий — Красноярск: НИЦ, 2011. — № 11 (23). — С. 304—315.