Эволюция женских образов в произведениях Л.А. Чарской
Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 5. Литературоведение
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Эволюция женских образов в произведениях Л.А. Чарской
Перу Лидии Алексеевны Чарской (псевдоним, настоящая фамилия — Чурилова; 1878—1937) принадлежит более восьмидесяти книг. В течение двадцати лет ей удавалось продержаться в сердцах широкого круга читателей. Книги Л.Чарской переводились на немецкий, французский, английский языки. К самым популярным произведениям автора относят: «Княжна Джаваха» (1903), «Записки институтки» (1905), «Лизочкино счастье» (1907), «Записки маленькой гимназистки» (1908), «Лесовичка» (1909), «Сибирочка» (1910).
В своих произведениях Л. Чарская касается тем любви, дружбы. Ее произведения носят назидательный характер. Писательница с особым трепетом и нежностью описывает воспитанниц закрытых школ-пансионов, осиротевших детей. Стоит отметить автобиографический характер произведений, в них переданы впечатления из жизни автора в годы обучения в институте благородных девиц, послужившие основой для будущих книг. Изучением ее творческого наследия в разное время занимались исследователи: К.И. Чуковский, Е.О. Путилова, С.С. Никоненко, А.С. Матвеева, Н.С. Агафонова, И.А. Антипова, Е.О. Шацкий.
В произведениях «Сибирочка» и «Лизочкино счастье» писательница изображает сильных духом девочек, способных преодолеть все тяжести жизни: потерю близких, неизвестность будущего, сложные взаимоотношения с окружающими их людьми, чувство страха, отчаяния. Данные проблемы Л. Чарская решает через победу гуманных чувств, всеобщее примирение и прощение, через духовное сближение своих героинь. Несмотря на сложные жизненные испытания Лизы и Шуры (главные герои названных произведений), они успешно, достойно разрешают конфликты и испытывают душевный подъем. Эта модель поведения соответствует жизненной позиции Л. Чарской, концепция которой опирается на православное вероучение. «Мир — творение Божье. Каждому человеку дана духовная способность единения с миром красоты и природы. Сложные взаимоотношения людей писательница решает через победу гуманных чувств, через душевное сближение» [3].
Первая повесть «Записки институтки», созданная по записям из институтского дневника, открывает читателю мир маленькой девочки-сиротки Людмилы Влассовской. В начале произведения автор четко дает понять читателю, что перед ним вырисовывается портрет типичной маленькой девочки, из уст которой не перестают сходить обращения к матери («бедная, дорогая мамочка»). В институте при первом воспоминании о родных, она чувствует «легкое щекотание в горле», ей хочется разрыдаться. «Милые, бесконечно близкие лица выплыли передо мной как в тумане» [2]. Люда тяжело переживает вынужденное расставание с няней, матерью, отцом. Несмотря на выпавшую ей трагическую долю, она сохраняет все лучшее в своей душе, образ героини наполнен добротой и безграничным теплом к окружающим ее людям. В произведении изображен этап взросления, становления личности. Люда готова пожертвовать собой ради дружбы с храброй Ниночкой, поэтому сознается инспектрисе, что именно она принесла птицу в класс. Люда готова понести наказание за другого человека, при этом ничего не потребовав взамен. Она, дочь героя Влассовского, храбра, умна, заботлива. В эпизоде встречи с «призраком» Люда не отпускает княжну Джаваху одну, опасаясь, что может произойти с ней нечто плохое.
В повести не менее важен образ самой княжны Нины Джавахи-алы-Джамата. Л. Чарская с особой любовью описывает ее чувство патриотизма к родному Кавказу: «Что может быть лучше Кавказа! Я очень-очень люблю мой Кавказ!» [2]. (Действительно, существует версия о том, что сама Лидия Чарская была рождена на Кавказе). Княжна Джаваха воспитывалась в горном селении. Она прекрасно ездила верхом, отличалась храбростью, была справедлива и доброжелательна. Чарская наделила ее образ сильным, независимым характером. Она смело заступается за других девочек, не боясь наказания. Княжна Джаваха — сильная личность, которая способна помочь любому человеку в разрешении сложных жизненных ситуаций. В ее характере проявляются такие качества, как смелость, самоотверженность, ответственность, умение не отступать от трудностей. В «Записках институтки» автор наделяет героиню и чисто «женскими» качествами, ее удивительную способность относиться с трепетом к старшекласснице Ирине Трахтенберг, умение восторгаться внешностью другого человека. Более того у Нины огромное желание стать похожей на аристократку Ирочку. Трагедия княжны Джавахи состоит в том, что она, находясь на обучении в институте благородных девиц, смертельно заболевает. Тяжело перенося свою болезнь, она умирает. Ее верная подруга Люда тяжело переживает ее уход: «Боже мой, — думала я, мучительно вглядываясь в любимый образ, весь окутанный тонкой и прозрачной дымкой фимиама, — неужели я уже никогда не услышу ее милого голоса? Неужели все-все кончено?..» Еще много дней Люда будет слышать последние слова смелой Нины Джавахи, обращенные к ней: «Прости, родная!» [2].
Княжна Нина — это образ девочки, вошедший сразу в несколько произведений Лидии Чарской: «Записки институтки», «Княжна Джаваха». «Люда Влассовская». Этой смелой, сильной, умной, красивой героине посвятит свое стихотворение М.И. Цветаева:
«Всему внимая чутким ухом,
— Так недоступна! Так нежна! —
Она была лицом и духом
Во всем джигитка и княжна.
Ей все казались странно-грубы:
Скрывая взор в тени углов,
Она без слов кривила губы
И ночью плакала без слов» [1].
Поэт Марина Цветаева подчеркивает не только ее сильную личность, но и красоту, сохранившуюся до самой смерти, и передает читателю поэтическим образом трагедию юной княжны:
«Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!» [1].
Стихотворения М.И. Цветаевой, помещенные в «Вечерний альбом» хранят «следы Цветаевского чтения Чарской, причем не всегда это эксплицитные отсылки к ее текстам, как в случае со стихотворением «Памяти Нины Джаваха». Стихотворение «Дортуар весной» почти не содержит явных референций к какому-либо чужому тексту» [4, с. 45].
Творческое наследие Л. Чарской, несомненно, вызывает интерес у исследователей русской литературы. В основе книг лежит осознание и принятие девушкой своей гендерной роли, что и позволяет подготовить девочек к будущим жизненным испытаниям. Автор предлагает читательской аудитории свои образцы поведения героинь в сложных ситуациях, встречающихся на их жизненном пути.
Список литературы:
- Цветаева М.И. Памяти Нины Джаваха. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.tsvetayeva.com/poems/pamyati_niny_dzawaha.php.. (дата обращения: 13.03.2013).
- Чарская Л.А. Записки институтки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.bookmate.com/books/EZH11k2k.. (дата обращения: 7.03.2013).
- Шацкий Е.О. Нравственно-эстетическое своеобразие и актуальность творчества Л.А. Чарской. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.bookmate.com/books/EZH11k2k.. (дата обращения: 8.03.2013).
- Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология—поэтика—идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 464 с.