Статья:

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Погорелов Д.Н. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2.pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Погорелов Дмитрий Николаевич
студент 3 курса ГОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет», г. Челябинск
Юрганова Оксана Юрьевна
научный руководитель, научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ГОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы влияния гендерных стереотипов на уровень тревожности личности. Часть статьи направлена на интерпретацию и анализ современной научной литературы, специализированной на проблеме гендерных стереотипов с одной стороны, и проблеме тревожности с другой стороны. В контексте данной работы рассмотрены современные подходы к проблеме гендерных стереотипов, современная интерпретация проблемы тревожности, а также произведена теоритическая проработка и анализ взаимосвязи данных феноменов.

Гендерные стереотипы, отражающие наиболее обобщенные и типичные представления о критериях мужественности и женственности, в контексте своего исторического развития характеризуются многоэтапным формированием устойчивых рамок, которые должны выступать в качестве различий между мужчинами и женщинами. В контексте современного социума происходит значительный пересмотр мужской и женской роли, происходят многомерные процессы изменения распределения профессиональных обязанностей, социального статуса, возможностей личностной реализации, которые становятся все более обособленными от половой принадлежности. Важно подчеркнуть проблему несоответствия типичных представлений о моделях поведения того или иного пола, реализация которого может находить проявления в уровне тревожности личности. В связи с этим, вопросы, напрямую связанные с психологическими особенностями человека, обусловленными его полом, в настоящее время являются наиболее актуальными.

Появление гендерных стереотипов обусловлено в первую очередь тем, что отличия между полами в контексте исторического развития социума, всегда имели надындивидуальную природу [2, с. 10] Гендерный стереотип интерпретируется как общепринятое, устойчивое представление в конкретном обществе о должных моделях поведения мужчин и женщин, их предназначении, социальных ролях, профессиональной деятельности.

Феномен гендерных стереотипов может быть интерпретирован в трех плоскостях:

1. Стереотипы «маскулинности — феминности» — в интерпретируемых понятиях отражены некоторого рода нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины;

2. Стереотипы, связанные с закреплением определенных социальных ролей в конкретных сферах жизнедеятельности индивида;

3. Стереотипы, связанные с различиями между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами трудовой деятельности;

Распространенные стереотипы о мужских и женских качествах интерпретируют поведение мужчины и женщины с позиций своего содержания, в чем отражается объяснительная функция гендерных стереотипов. Более того, гендерные стереотипы обуславливают различия, наблюдаемые в поведении людей разного пола (регулятивная функция), играют роль минимализации различий между членами одной и той же группы и гиперболизирует различия между представителями различных групп (дифференцирующая функция), отражает роль институтов и агентов социализации в формировании, передачи, распространении и закреплении гендерных стереотипов (трансляционная функция), обеспечивают защиту закрепленного исторически неравенства между полами (защитная функция).

Гендерные стереотипы могут быть рассмотрены как гендерные схемы, то есть когнитивные категории гендера, которые производят управление поступающей информации в соответствии с субъективными представлениями о гендере [2, с. 112].

Гендерные роли — еще один важнейший аспект, требующий рассмотрения в рамках проблемы гендерных стереотипов. Гендерные роли, имея прочную социально-историческую обусловленность, приобретают характер социальных норм, становясь особыми категориями общественного сознания.

Несоответствие моделей поведения, черт характера, особенностей личности гендерным стереотипам, опирающимся на типичные для данной культуры нормы и санкции, может находить отражение в повышении уровня тревожности личности. Важно подчеркнуть, что тревожность выступает в качестве стабильного, либо ситуативного свойства личности, заключающегося в склонности к проявлению повышенного беспокойства, тревоги и страха в специфических социальных ситуациях. Более того, тревожность может быть рассмотрена как один из основополагающих аспектов индивидуальных различий.

Спилбергером была предложена точка зрения, согласно которой важно разделять тревожность как состояние и как свойство [6, с. 12]. Ситуативная тревожность рассматривается в закономерной связи с конкретной внешней ситуацией, личностностная же выступает в качестве стабильного свойства личности.

Как правило, определенный уровень тревожности необходим для активной деятельности личности. Однако необходимым условием мобилизации деятельности тревожностью является оптимальный уровень последней. Повышенный же уровень тревожности, свидетельствуя о субъективном неблагополучии личности, оказывает угнетающее влияние на деятельность, определяя деструкцию ее динамики.

В современной психологической науке рассмотрение получают два типа источников устойчивой тревожности — это, во-первых, длительная внешняя стрессовая ситуация, в частности, ситуация несоответствия моделей поведения стереотипным гендерным эталонам, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги [6, с. 24], во-вторых, психофизиологические и внутренне-психологические причины [4, с. 67].

Высокий уровень тревожности создают угрозу психическому состоянию личности, являясь основой псевдоневротических состояний. Высокий уровень тревожности оказывает влияние на такие аспекты жизнедеятельности личности, как динамика поведения, психическое и физиологическое состояние, уровень продуктивности деятельности, качество социального функционирования личности.

Физиологические особенности проявления тревожности включают в себя ускорения ритма сердца, подъемом уровня кровяного давления, усилением потоотделения, угнетением функционирования пищеварительной системы [7].

Как правило, тревожность характеризуется тем, что представляет собой переходящее состояние, более того, она имеет тенденцию к ослаблению, как только субъект действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Однако, в ряде случаев, ожидание принимает длительный характер, вследствие чего организм вынужден затрачивать значительные ресурсы как психического, так и физиологического характера. В результате развивается состояние стресса [5]

Индивид, обладающий низким уровнем тревожности, воспринимает большую часть затруднительных ситуаций адекватно и приемлемо, в соответствии с объективным уровнем их эмоциональной насыщенности. Для индивида со среднем уровнем тревожности характерно ощущение комфорта, эмоционального равновесия и работоспособности в том спектре ситуаций, которые являются знакомыми для данного индивида и к которым он тем или иным образом приспособился в рамках прошлого опыта. Высокий уровень личностной тревожности отражает восприятие большинства ситуаций как угрожающих для индивида. При этом, как правило, высокая эмоциональная чувствительность сопровождается повышенной ранимостью и обидчивостью.

Итак, тревожность выступает в качестве стабильного, либо ситуативного свойства личности, заключающегося в склонности к проявлению повышенного беспокойства, тревоги и страха в специфических социальных ситуациях. В этом контексте место специфической социальной ситуации может занимать ситуация неодобрения определенных компонентов личности с позиций стереотипизированных представлений о должном поведении определенного пола, иными словами, речь идет о гендерных стереотипах.

Для выявления взаимосвязи гендерных стереотипов и тревожности личности было осуществлено эмпирическое исследование на базе ГОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет». Объем выборки составлял 51 человек, возраст испытуемых — от 17 до 22 лет. В исследовании приняло участие 10 юношей и 41 девушка.

Испытуемым были предложено три методики, среди которых поло — ролевой опросник С. Бэм, методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина, методика измерения уровня тревожности Тейлор. Выбор данных методик является неслучайным, поскольку они выступают в качестве эффективных, валидных и проверенных, что является гарантией получения достоверных результатов, которые, в свою очередь, являются основой построения корреляции и изучения взаимосвязи между гендерными стереотипами и уровнем тревожности личности. В качестве метода, выбранного для математической обработки данных ранговой корреляции, выступал коэффициент корреляции Спирмена. Для выявления различий в исследуемых признаках между группами юношей и девушек был выбран U-критерий Манна-Уитни.

На основе данных, полученных в ходе исследования можно резюмировать факт того, что стереотипы, приписываемые тому или иному полу представителями данной выборки, отражают общие представления о гендерных стереотипах, характерных для генеральной совокупности. Важно подчеркнуть, что гендерные качества, приписываемые маскулинной, либо феминной модели поведения, совпадают как у юношей, так и у девушек данной выборки, что служит доказательством совпадения гендерных стереотипов мужчин и женщин.

Опираясь на теоритические данные о гендерных стереотипах, можно заключить, что полученные на основе использования методики С. Бэм данные говорят о совпадении стереотипных представлений испытуемых со стереотипами, описанными на теоритическом уровне. Данное положение говорит о том, что гендерные стереотипы имеют тенденцию устойчивого распространения в культуре современного общества.

Важно подчеркнуть факт, согласно которому в рамках современного социума наблюдается тенденция приписывания некоторых маскулинных качеств женщине и феминных качеств мужчине. Это положение подтверждается в рамках проведенного исследования, что, в свою очередь, позволяет констатировать наличие тенденции деформации представлений о качествах мужчины и женщины.

В рамках анализа результатов исследования, целесообразно отметить подтверждение гипотезы H0. Это заключение произведено на основе получения показателей корреляции между изучаемыми феноменами: показатели корреляции Спирмена (r = 0,284; r = 0,167; r = -0,068) и корреляции Пирсона (r = 0,197; r = 0,086, r = -0,95) отражают очень слабый уровень коэффициентов корреляции. Таким образом, в соответствии с гипотезой Н0 различия между гендерными стереотипами и уровнем тревожности не являются значимыми; в данной выборке наблюдается очень слабая корреляция между гендерными стереотипами и уровнем тревожности.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении взаимосвязи гендерных стереотипов и уровня тревожности, была достигнута, с одной стороны, теоритическим анализом изучаемых феноменов, с другой — использованием средств математической обработки данных.

Немаловажно отметить, что в русле актуальности проблемы гендерных стереотипов и их влияния на поведение и деятельность индивида в социальном контексте, важным является определение дальнейших векторов изучения данной проблемы, что в перспективе может означать проведение новых исследований. Культурные особенности социального уклада жизни сквозь призму истории диктуют необходимость разделения мужчины и женщины, как в плане физическом, так и в плане психологическом. В этой связи для современной психологии, как отечественной, так и зарубежной, актуальным вектором дальнейшего развития является рассмотрение полярности полов в рамках их взаимодействия, а также рассмотрения ряда вопросов, касающихся несоответствия гендерным стереотипам и социальному неодобрению данного несоответствия. Актуальной является недостаточно разработанная проблема выявления влияния гендерных стереотипов на личность в ситуациях несоответствия данным стереотипным представлениям. При этом нельзя забывать, что гендерная тематика принадлежит к междисципли­нарной категории исследований, требуя внимания со стороны исследователей самых разных областей: антропологии, социологии, психологии, философии, педагогики, истории.

Практическая значимость исследования выступает в качестве важного аспекта и заключается в возможности использования полученных результатов практическими и социальными психологами для более эффективной разработки коррекционных и развивающих программ в русле проблемы гендерных стереотипов личности и усвоения нормативных гендерных ролей, более того, исследование гендерных стереотипов является важным для разработки методов на пути достижения социального равенства мужчин и женщин.

 

Список литературы:

  1. Бем С. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004, 336 с.
  2. Берн Ш Гендерная психология. М.: 2004. 320 с.
  3. Меренков А.В Социология стереотипов — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001.
  4. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» МПСИ, НПО «МОДЭК», 2000.
  5. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
  6. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1983.
  7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М.: Айрис — пресс, 2004, 607 с.