ОБРАЗ КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ СЕРЕДИНЫ XIX в.
Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОБРАЗ КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ СЕРЕДИНЫ XIX в.
Образ купца с момента его появления в отечественном искусстве приобретает отличительные черты, выделяющие его из ряда художественных произведений эпохи. Сословная самобытность купечества и его близость к народному искусству создаёт уникальный образ, который постепенно складывается в определённые изобразительные каноны.
Данный текст является тезисами к статье, посвященной образу купеческой семьи в отечественной живописи середины XIX в. в рамках исследования образа русского купечества в отечественном искусстве XIX – начала XX вв. Изобразительное искусство XIX в. отражало стремительное изменение жизни русского общества и создало несколько противоречивых образов русского купечества. Одним из самых ярких и негативных образов купеческих семей является образ, рождённый в жанровой живописи критического реализма. Образ, созданный известными живописцами, является полной противоположностью того образа, который создавался для самого купечества.
Целью статьи является изучение образа русской купеческой семьи, созданного в жанровой живописи критического реализма 1860-1870-х гг. Для достижения цели были использованы такие методы как стилистический, исторический. В вводной части статьи определяется образ русского купечества, созданный в портретах по заказу самих купцов. Далее рассматриваются примеры жанровой живописи середины XIX в. с изображением купеческих семей, выделяются характерные черты образа купеческой семьи и анализируется отношение автора к купечеству как к сословию.
Купеческое сословие вновь привлекло внимание исследователей в постсоветский период в связи с переосмыслением роли купечества в истории России. Однако исследование образов купцов, созданных в изобразительном искусстве, немного. То, как складывался образ русского купца в историческом сознании, исследовали А. Н. Виноградова и М. С. Микляева. Составив объективный собирательный портрет купеческого сословия, в контексте этапов становления российского общества, авторы проанализировали внесенный им вклад в развитие страны. Комплекс факторов, оказавших влияние на формирование купеческого сословия России, рассмотрел М. С. Судовиков в своей статье 2007 года. Автор определил характер замедленного формирования самосознания купечества и незрелость дореволюционной российской буржуазии. Эти исследования дают представление о том, как виделось купеческое сословие в находившемся в рамках государственной идеологии и цензуры искусствоведении, и объясняет общепринятый взгляд на образ купеческой семьи.
Однако для объективного исследования необходимо глубже изучить и сам принцип купеческой семьи. С. В. Филатова рассматривает иерархию существующих в ней ролей в контексте обновления традиционных ценностей, вызванных социально-экономической модернизацией середины XIX века. В это время развитие института российской семьи определялось сочетанием патриархальных, консервативных и партнерских, либеральных тенденций. Подобные взгляды могли не разделяться старшим поколением семьи, что порождало внутрисемейные конфликты. О. Н. Судакова рассматривает повседневность купеческих семей на портретах, которые образно фиксируют религиозные и профессионально-гражданские добродетели, а также представления о красоте, бытующие в купеческой среде XIX – начала XX вв. Этим вопросам посвящены также работы И. В. Масловой. Основные бытовые и семейные традиции купечества, ставшие в дальнейшем стержнем сословного менталитета, находили отклик в изобразительном искусстве XIX в. В купеческой семье, как в основном из главных механизмов социализации, закладывались основы мировоззрения, определенная система ценностей и характерные стереотипы общественного поведения.
Сведения о произведениях бытового жанра в отечественной живописи, можно найти в книгах М. М. Алленова и Д. В. Сарабьянова. Изучением русской живописи середины века занималась Н. О. Майорова и А. И. Леонов.
Семья оказывала большое влияние на формирование личностных качеств представителей купеческого сословия. Купеческие семьи отличались патриархальностью, религиозностью, а первичными качествами, воспитываемыми в молодом поколении, являлись уважение к старшим, повиновение им, ответственность за порученное дело и терпение.
С ранних лет купеческие дети приобретали деловой опыт, знакомясь с азами торговли и предпринимательства в отцовских лавках и магазинах, бывая на ярмарках и в крупных торговых городах [6, с. 123]. Подобный опыт в дальнейшем помогал в приумножении семейных капиталов и сохранения фамильного купеческого звания.
Благодаря литературе первой половины XIX в., купцы представали в глазах аристократического общества хранителями народных традиций и духовности, успешными выходцами из народа. В изобразительном искусстве того времени купечество изображалось беспристрастно. Однако произошедшие в середине XIX в. социальные и политические изменения привели к появлению в отечественной живописи новой трактовки купеческого образа.
В 50–60-е гг. XIX в. происходит расширение сферы отражения жизни, обращение к бытовым конфликтным явлениям действительности. Начинают рассматриваться вопросы общественного бытия и противоречия современности, а идейная сторона искусства ценится выше, чем эстетическая [9, с. 101].
Бытовой жанр в живописи расцветает к середине XIX в., что связано с ростом художественных тенденций того времени, обращением художников к народной жизни, затрагивая при этом, важные социальные вопросы. Предметом данного жанра являются фрагменты бытовой реальности, которые становятся объектами иронии и сатиры.
Характерными чертами для критического реализма являются преувеличение и высмеивание пороков общества. Именно такими методами начинают пользоваться художники для создания образа купеческой семьи. Теперь это не хранители старых традиций и исконно-русской духовности, а напротив, некультурные люди, которые погрязли в удовольствиях жизни и проматывании материальных благ.
Сложная политическая ситуация в стране, общественные движения разночинной интеллигенции, революционное просветительство Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, и поэзия Некрасова создали атмосферу, в которой невозможно было игнорировать проблемы, назревшие в народе, частью которого являлось купечество средней руки. В 1850 – 1860-е годы в искусстве происходит тематическое расширение освещения сфер жизни, обращение к бытовым конфликтным и явлениям действительности. Начинают рассматриваться вопросы общественного бытия и противоречия современности, а идейная сторона искусства ценится выше, чем эстетическая [1, с. 185].
Социальная роль купеческого сословия начинает меняться после отмены крепостного права. Расширение производств и торговли, повышение доходов купцов создавало плодородную почву для критики сословия. В это время в литературе и искусстве, создающейся аристократами для аристократов и появляется новый образ купечества. Теперь это не хранители старых традиций и исконно-русской духовности, а напротив, некультурные люди, которые погрязли в удовольствиях жизни и проматывании материальных благ.
Социально-критический характер жанровой живописи 1860 – 1890-х гг. сочетался со стремлением художников к раскрытию глубинной сути общественных явлений, к поиску положительного героя. Создавая обобщенный угнетенного народа, художники видели в нём неисчерпаемый духовный потенциал и жажду свободы. Однако не только образ народа интересовал художников середины XIX в.
В русской литературе и искусстве образ купеческой семьи середины XIX в. был представлен в отрицательном значении, т.к. создавался он в основном представителями дворянства. Как правило, русские купцы изображались полуграмотными дикарями, крадущими у благородных и культурных дворян. Купец стал символом жулика, готового совершить любые подлости во имя наживы, а купеческая семья представлялась бескультурными мещанами, интересующимися лишь материальными благами, которые достались им по наследству.
Во второй половине XIX в., в эпоху бурного развития капитализма в России, образ купечества вновь меняется, а семейные портреты переходит из живописных в фотографические. Активность купечества в общественно-политической, культурной жизни страны повышалась и создавались благоприятные условия для дальнейшего развития его морально-нравственных устоев. Эти изменения создали новый образ «высокочтимых русских деятелей» и «крупнейших меценатов». Портреты крупных купцов- предпринимателей и меценатов можно увидеть в заказных портретах.
В последней четверти века к историческим образам купеческого сословия обращались в произведениях салонной живописи. Развлекательно-театрализировнные образы можно увидеть в прикладной и рекламной графике, носящей декоративный характер.