Статья:

ОБРАЗ КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ СЕРЕДИНЫ XIX в.

Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Соколова Е.В. ОБРАЗ КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ СЕРЕДИНЫ XIX в. // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(73). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(73).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗ КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ СЕРЕДИНЫ XIX в.

Соколова Евгения Владиславовна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Образ купца с момента его появления в отечественном искусстве приобретает отличительные черты, выделяющие его из ряда художественных произведений эпохи. Сословная самобытность купечества и его близость к народному искусству создаёт уникальный образ, который постепенно складывается в определённые изобразительные каноны.

Данный текст является тезисами к статье, посвященной образу купеческой семьи в отечественной живописи середины XIX в. в рамках исследования образа русского купечества в отечественном искусстве XIX – начала XX вв. Изобразительное искусство XIX в. отражало стремительное изменение жизни русского общества и создало несколько противоречивых образов русского купечества. Одним из самых ярких и негативных образов купеческих семей является образ, рождённый в жанровой живописи критического реализма. Образ, созданный известными живописцами, является полной противоположностью того образа, который создавался для самого купечества.

Целью статьи является изучение образа русской купеческой семьи, созданного в жанровой живописи критического реализма 1860-1870-х гг. Для достижения цели были использованы такие методы как стилистический, исторический. В вводной части статьи определяется образ русского купечества, созданный в портретах по заказу самих купцов. Далее рассматриваются примеры жанровой живописи середины XIX в. с изображением купеческих семей, выделяются характерные черты образа купеческой семьи и анализируется отношение автора к купечеству как к сословию. 

Купеческое сословие вновь привлекло внимание исследователей в постсоветский период в связи с переосмыслением роли купечества в истории России. Однако исследование образов купцов, созданных в изобразительном искусстве, немного. То, как складывался образ русского купца в историческом сознании, исследовали А. Н. Виноградова и М. С. Микляева. Составив объективный собирательный портрет купеческого сословия, в контексте этапов становления российского общества, авторы проанализировали внесенный им вклад в развитие страны. Комплекс факторов, оказавших влияние на формирование купеческого сословия России, рассмотрел М. С. Судовиков в своей статье 2007 года. Автор определил характер замедленного формирования самосознания купечества и незрелость дореволюционной российской буржуазии. Эти исследования дают представление о том, как виделось купеческое сословие в находившемся в рамках государственной идеологии и цензуры искусствоведении, и объясняет общепринятый взгляд на образ купеческой семьи.

Однако для объективного исследования необходимо глубже изучить и сам принцип купеческой семьи. С. В. Филатова рассматривает иерархию существующих в ней ролей в контексте обновления традиционных ценностей, вызванных социально-экономической модернизацией середины XIX века. В это время развитие института российской семьи определялось сочетанием патриархальных, консервативных и партнерских, либеральных тенденций. Подобные взгляды могли не разделяться старшим поколением семьи, что порождало внутрисемейные конфликты. О. Н. Судакова рассматривает повседневность купеческих семей на портретах, которые образно фиксируют религиозные и профессионально-гражданские добродетели, а также представления о красоте, бытующие в купеческой среде XIX – начала XX вв. Этим вопросам посвящены также работы И. В. Масловой. Основные бытовые и семейные традиции купечества, ставшие в дальнейшем стержнем сословного менталитета, находили отклик в изобразительном искусстве XIX в. В купеческой семье, как в основном из главных механизмов социализации, закладывались основы мировоззрения, определенная система ценностей и характерные стереотипы общественного поведения.

Сведения о произведениях бытового жанра в отечественной живописи, можно найти в книгах М. М. Алленова и Д. В. Сарабьянова. Изучением русской живописи середины века занималась Н. О. Майорова и А. И. Леонов.

Семья оказывала большое влияние на формирование личностных качеств представителей купеческого сословия. Купеческие семьи отличались патриархальностью, религиозностью, а первичными качествами, воспитываемыми в молодом поколении, являлись уважение к старшим, повиновение им, ответственность за порученное дело и терпение.

С ранних лет купеческие дети приобретали деловой опыт, знакомясь с азами торговли и предпринимательства в отцовских лавках и магазинах, бывая на ярмарках и в крупных торговых городах [6, с. 123]. Подобный опыт в дальнейшем помогал в приумножении семейных капиталов и сохранения фамильного купеческого звания.

Благодаря литературе первой половины XIX в., купцы представали в глазах аристократического общества хранителями народных традиций и духовности, успешными выходцами из народа. В изобразительном искусстве того времени купечество изображалось беспристрастно. Однако произошедшие в середине XIX в. социальные и политические изменения привели к появлению в отечественной живописи новой трактовки купеческого образа.

В 50–60-е гг. XIX в. происходит расширение сферы отражения жизни, обращение к бытовым конфликтным явлениям действительности. Начинают рассматриваться вопросы общественного бытия и противоречия современности, а идейная сторона искусства ценится выше, чем эстетическая [9, с. 101].

Бытовой жанр в живописи расцветает к середине XIX в., что связано с ростом художественных тенденций того времени, обращением художников к народной жизни, затрагивая при этом, важные социальные вопросы. Предметом данного жанра являются фрагменты бытовой реальности, которые становятся объектами иронии и сатиры.

Характерными чертами для критического реализма являются преувеличение и высмеивание пороков общества. Именно такими методами начинают пользоваться художники для создания образа купеческой семьи. Теперь это не хранители старых традиций и исконно-русской духовности, а напротив, некультурные люди, которые погрязли в удовольствиях жизни и проматывании материальных благ.

Сложная политическая ситуация в стране, общественные движения разночинной интеллигенции, революционное просветительство Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, и поэзия Некрасова создали атмосферу, в которой невозможно было игнорировать проблемы, назревшие в народе, частью которого являлось купечество средней руки. В 1850 – 1860-е годы в искусстве происходит тематическое расширение освещения сфер жизни, обращение к бытовым конфликтным и явлениям действительности. Начинают рассматриваться вопросы общественного бытия и противоречия современности, а идейная сторона искусства ценится выше, чем эстетическая [1, с. 185].

Социальная роль купеческого сословия начинает меняться после отмены крепостного права. Расширение производств и торговли, повышение доходов купцов создавало плодородную почву для критики сословия. В это время в литературе и искусстве, создающейся аристократами для аристократов и появляется новый образ купечества. Теперь это не хранители старых традиций и исконно-русской духовности, а напротив, некультурные люди, которые погрязли в удовольствиях жизни и проматывании материальных благ.

Социально-критический характер жанровой живописи 1860 – 1890-х гг. сочетался со стремлением художников к раскрытию глубинной сути общественных явлений, к поиску положительного героя. Создавая обобщенный угнетенного народа, художники видели в нём неисчерпаемый духовный потенциал и жажду свободы. Однако не только образ народа интересовал художников середины XIX в.

В русской литературе и искусстве образ купеческой семьи середины XIX в. был представлен в отрицательном значении, т.к. создавался он в основном представителями дворянства. Как правило, русские купцы изображались полуграмотными дикарями, крадущими у благородных и культурных дворян. Купец стал символом жулика, готового совершить любые подлости во имя наживы, а купеческая семья представлялась бескультурными мещанами, интересующимися лишь материальными благами, которые достались им по наследству.

Во второй половине XIX в., в эпоху бурного развития капитализма в России, образ купечества вновь меняется, а семейные портреты переходит из живописных в фотографические. Активность купечества в общественно-политической, культурной жизни страны повышалась и создавались благоприятные условия для дальнейшего развития его морально-нравственных устоев. Эти изменения создали новый образ «высокочтимых русских деятелей» и «крупнейших меценатов». Портреты крупных купцов- предпринимателей и меценатов можно увидеть в заказных портретах.

В последней четверти века к историческим образам купеческого сословия обращались в произведениях салонной живописи. Развлекательно-театрализировнные образы можно увидеть в прикладной и рекламной графике, носящей декоративный характер.

 

Список литературы:
1. Алленов М. М. Русское искусство XVIII – начала XX вв. М.: Трилистник, 2000. 319 с.
2. Виноградова И. А., Микляева М. С. Образ русского купца в историческом сознании // Наука и образование. 2022. Т.5. №2.
3. Леонов А. И. Русское искусство: Середина девятнадцатого века: очерки о жизни и творчестве художников. М.: Искусство, 1958. 780 с.
4. Майорова Н. О. Русская живопись 1850-1860 годов. М.: Белый город, 2015. 128 c.
5. Маслова И. В. Культура семейных традиций уездного купечества Вятской губернии в XIX – начале XX века // Вестник Воронежского государственного университета. 2011. № 1. С. 121-126.
6. Сарабьянов Д. В. В. Г. Перов и бытовой жанр 1860-х годов. М.: Издательство Академии наук СССР, 1965. 588 с.
7. Судакова О. А. Сибирский портрет как художественный текст культуры повседневности купечества // Вестник ЧГАКИ. 2013. №3 (35). С. 85-91.
8. Филатова С. В. «Всем руководила его жена, а он все время проводил в своем кабинете... И писал стихи»: иерархия ролей в провинциальных дворянских и купеческих семьях второй половины XVIII - начала ХХ в. // Исторический курьер. 2019. №3 (5). С. 152-164.