ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ МОБИЛИЗОВАННЫХ СЕМЕЙ
Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ МОБИЛИЗОВАННЫХ СЕМЕЙ
В истории развития человеческого общества личность постоянно подвержена разным видам изменений в социуме, которые часто сопровождаются тревогой, стрессом, страхом за будущее и депрессивным состоянием. Особенно остро это может выражаться в период военного конфликта, а также прошедшей частичной мобилизации, затронувшая большую часть разных семей. Подростки, чьи отцы являются призванными на военную службу по частичной мобилизации, переживают сильный стресс и страх из-за непредсказуемости событий, изменений уклада жизни, тревожной обстановке в семье, что сильно сказывается на формировании его личности [2, с. 68].
Частичная мобилизация может серьезно повлиять на стрессоустойчивость подростков. Для них это фундаментальное изменение социальной экологии и инфраструктуры, которое способствует развитию риску ощущения нарушения физической безопасности не только собственной, но и своей семьи [3, с. 192].
Негативные последствия могут включать посттравматический стресс, тревожность, депрессию и даже развитие психических расстройств. Такое сильное переживание может также оказать влияние на социальную среду подростка, увеличивая риск изоляции, конфликтов и негативных отношений с окружающими [1, с. 147]. Взаимосвязь стрессоустойчивости личности и её умением адаптироваться и совладать с трудными жизненными ситуациями, стихийными бедствиями, а также поведением человека в периоды кризисных ситуаций. Именно поэтому важно обратить внимание на уровень стрессоустойчивости подростков из семей, подверженных мобилизации, по той причине, что данное событие особо остро и глубоко переживается детьми в силу особенностей пубертатного периода в том числе [4, с. 82].
Исследование проводилось с помощью двух методик: шкала психологического стресса, PSM-25 для определения психической напряженности подростка, а также тест на стрессоустойчивость Ю. В. Щербатых. В исследовании приняло 40 учащихся школы МКОУ «Комсомольская СШ» Палласовского района в возрасте от 12-14 лет, обучающихся в 6 и 7 классе. Гипотезой является предположение о том, что наличие высокого уровня психической напряженности, вызванной переживанием события частичной мобилизации, способствует развитию низкого уровня стрессоустойчивости у подростков.
После анализа результатов исследования были получены следующие данные: шкала психологического стресса показала, что 22 (55%) учащихся испытывает уровень стресса, превышающий норму для их возрастной группы, средний показатель имеют 12 (30%) обучающихся и низкий уровень психологического стресса был обнаружен у 6 (15%) учащихся. Это указывает на наличие психологического напряжения среди подростков. Результаты теста «PSM-25» свидетельствуют о том, что многие подростки имеют высокий уровень психической напряженности, что может быть связано с переживанием события частичной мобилизации.
Тест на стрессоустойчивость Ю. В. Щербатых показал, что для 28 (70%) учащихся характерен низкий уровень стрессоустойчивости, 8 (20%) подростков имеют средний показатель стрессоустойчивости, лишь 4 (10%) обучающихся имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Такие результаты могут говорить о том, что значительная часть подростков данной выборки имеет тенденцию реагировать на стрессовые ситуации сильными эмоциональными или физиологическими реакциями, которые могут затруднять его способность эффективно справляться с ними, что может быть связано с высоким уровнем психической напряженности.
Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что наличие высокого уровня психической напряженности, вызванной переживанием события частичной мобилизации, тревогой за близких, страхом появления непредвиденных ситуаций, способствует развитию низкого уровня стрессоустойчивости у подростков, что подтверждает поставленную нами гипотезу. Эти выводы могут быть использованы для разработки программ по управлению актуальным состоянием личности и повышению стрессоустойчивости среди подростков данной возрастной группы.