ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Особенность этого периода - резкие скачки настроения, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, влияющие на поведение и отношения с окружающими. При этом, развитие у подростков может происходить в разное время: некоторые меняются быстрее других, у кого-то могут происходить изменения значительно заметно, кто-то меняется практически неощутимо.
Подростковый возраст начинается в 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 18 лет. Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, которые описывают структуру направленности реакций [2, с. 13]. Эльконин Д.Б. определяет подростковый период возраст с 11 до 17 лет, опираясь на критерии смен ведущих форм деятельности. При этом, психолог разделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), в это время ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), в этот период ведущей становится учебно-профессиональная деятельность [5, с. 6].
В переходном возрасте подросток проходит большой путь в своем развитии: через внутренние конфликты с собой и окружающими, с семьей, со старшим поколением, через взлеты и падения он может сформировать собственную личность. Образуются основы сознательного поведения, общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Появляются специфические черты, особенно в 11-14 лет, такие, как стремление общаться со сверстниками, утверждение своей самостоятельности и независимости, наличие своего мнения, индивидуальности, развитие творчества, появление чувства взрослости. В период 11-12 лет начинаются изменения в мышлении - от оперирования конкретными представлениями к теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Он не принимает все, что ему говорят, без собственной оценки, требует больше фактов и доказательств. Особенно критичен к авторитетам. Возможно сложное восприятие времени и пространства. В связи с физиологическими изменениями возможны и эмоциональное непостоянство, вспыльчивость, несдержанность, упрямство и желание утвердить свое мнение и свои взгляды повсеместно [4, с. 115].
Подростки чаще всего оценивают людей по их поступкам и качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В свою очередь, это не всегда приводит к адекватной оценке всей личности, во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения в большей степени необъективные. Подросток ощущает оценку его личности окружающими особенно чувствительно. Случайная неудача может развить чувство неуверенности. Поэтому требуется особые навыки коммуникации со стороны родителей и педагогов при общении с подростками.
Неблагоприятная Я-концепция оказывается одной из острых проблем переходного периода [1, с. 333-393]. Подразумевают собой слабую веру в себя и в собственные силы, страх получить отказ, низкую самооценку, что значительно влияет на поведение. Определяют такие воздействия неблагоприятной Я-концепции, как:
- Снижение самоуважения, социальная деградация, агрессивность и преступность;
- Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях, подростки легче поддаются влиянию различных групп;
- Глубокое изменение восприятия.
Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, которому можно доверять. Переходный возраст непрост для родителей, для педагогов, для старших родственников. Следует проявлять терпимость, понимание, осознание, что взрослый когда-то был подростком и проходил те же самые этапы становления личности в той или иной степени яркости.
Запреты, правила, санкции, требования, ограничения должны быть в жизни каждого как подростка, так и взрослого человека. Вседозволенность - плохая черта воспитания. При этом они должны быть гибкими и в небольшом количестве, чтобы не развивался авторитарный стиль общения, и согласованными между взрослыми. Лучше, чтобы родительские установки не вступали в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками). При наказания нужно помнить, что важнее подростка лишать чего-то хорошего, чем делать ему плохо [3, с. 422].
Подросток - уже не ребенок 7-8 лет. С ним можно и нужно общаться как со взрослым, так как они стараются ориентироваться на тех, кто старше. В разговорах безопаснее будет рассказывать, пояснять о вреде разных веществ и манер поведения, о возможных последствиях, чем запрещать и угрожать. Важно и рассказывать о самом взрослении. Акцентировать внимание, что подрастающий человек при неприятностях может обратиться к старшему поколению. У родителей к своему чаду должна быть безусловная любовь. Не за определенное поведение, не за достижения, не за только положительные качества. Подростку будет проще, если он чувствует, что может быть ценным в любом своем проявлении.
Подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст». В 11-18 лет происходит физическое созревание, интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.