Специфика колористических образов в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Специфика колористических образов в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя
Размышляя о художественном потенциале русского языка, Н.В. Гоголь писал: «… что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи!» [15] Произведения писателя наполнены обилием народных мифов, преданий, легенд, мистификаций, интерпретированных творческим сознанием автора. Обращаясь к разнообразным средствам художественной выразительности, Н.В. Гоголь мастерски описывал колористику и звукопредставление природы, репрезентировал посредством цвета и звука поведение людей и детали их быта.
Многоаспектному анализу художественного пространства прозы Н.В. Гоголя посвящена работа Ю.М. Лотмана [6]. Поэтика произведений писателя рассматривается в монографии Ю.В. Манна [7]. Уникальность образной сферы цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» представлена в исследованиях М.А. Новиковой, И.Н. Шама, А.П. Деревяшкиной, Ю.В. Ветчинкиной, И.В. Трофимовой и др. Так, М.А. Новикова и И.Н. Шама обращают внимание на символику в цикле пространства и времени [8]. Ю.В. Ветчинкина выделила в качестве отличительной особенности образной сферы цикла разделение на «свое» и «чужое» [1]. И.В. Трофимова изучала особенности сюжетосложения и символику цикла повестей [13]. Значение колористических образов в «Вечерах…» осмысляет А.П. Деревяшкина [3].
Несмотря на достаточную степень изученности разных типов образности в рассматриваемом нами цикле, мы считаем необходимым углубить анализ специфики колористических образов. Это связано с тем, что некоторые способы оформления цвета в образ ранее не изучались. Например, сочетание цветовой и звуковой метафор, соединение цвета и звука в одной метафоре репрезентируют интуитивный художественный выбор творческой личности, оформляют особую эмоциональную тональность прозаического текста.
К исследованию взаимосвязи звука и цвета, звуко-цветовых соответствий в литературном произведении обращаются А.П. Журавлев [5], П.В. Яньшин [14], Л.П. Прокофьева [9], Т.М. Рогожникова [11] и др. Н.В. Разумкова отмечает, что «способ концептуализации мира автора можно определить через характерные для него цветовые метафоры» [10]. «Особенности цветовой индикации автора, – считает Н.В. Разумкова, – устанавливаются в соответствии с художественным замыслом» [10], поэтому в цветовой картине мира, представленной в произведении, «цвета получают характеристики и значения, выходящие за рамки их собственных непосредственно воспринимаемых качеств» [10].
Н.В. Ефименко называет цвет «одной из древнейших категорий познания», символическое значение которой «воспринимается именно душой» [4]. Мы считаем, что цветовая образность в литературном произведении выполняет несколько функций: семантическую, различительную (описательную), эстетическую, символическую, сюжетно-композиционную, эмоциональную. В цикле «Вечеров…» выделяются две палитры цвето- и светообразов: с позитивной и с негативной (часто инфернальной) семантикой.
Так, в рамки позитивной палитры входят естественные цвета природы: алый, зеленый, желтый, синий, голубой, серебряный: синее небо [2, с. 102], небесная глубина [2, с. 9], цельное стекло [2, с. 11] (о реке), река обнажила серебряную грудь [2, с. 11], мраморная шея [2, с. 11] (о реке), синеет лес [2, с. 130], цветы будто серебряные колокольчики [2, с. 37], лениво стоят подоблачные дубы [2, с. 9], вода колышется, будто дитя в люльке [2, с. 112], голубая зеркальная дорога (о Днепре) [2, с. 129]. Лидирующий цвет в этой палите – зеленый, которым автор наделяет почти все, что входит в описание природы (деревья, луга, берега Днепра и др.). Чаще всего этот цвет присутствует в эпитетах и метафорах: река в зеленых рамах [2, с. 10], зеленые кудри деревьев [2, с. 11], леса – волосы, поросшие на косматой голове лесного деда [2, с. 112], бурьян глушил густотою [2, с. 36], деревья загремели бранью [2, с. 36], зеленокудрые деревья [2, с. 11].
Быт жителей Диканьки передается посредством традиционной цветовой палитры: синий жупан [2, с. 128], синие и зеленые ленты [2, с. 10], красные сапоги [2, с. 34], зеленый сюртук [2, с. 145], зеленая кофта [2, с. 10], серебряные подковы [2, с. 133], серебряные колокольчики [2, с. 37], золотой пояс [2, с. 128], золотые сбруи [2, с. 128]. Для демонстрации мира природы автор чаще всего выбирает оттенки зеленого и голубого цветов: зеленые подошвы гор [2, с. 132], вьется по зеленому миру (Днепр) [2, с. 129], сквозь светло-зеленые листья [2, с. 11]. Часто в повестях цикла цвет включается в структуру сравнительных оборотов: на свитке больше дыр, чем у жида в кармане золота [2, с. 34], щеки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета [2, с. 34], брови словно черные шнурочки [2, с. 34].
В негативной палитре представлены специфические цвета и световые обозначения, которые не поддаются однозначной интерпретации: ярко-голубое сияние, розовый свет, прозрачно-голубой свет [2, с. 120]. Эти неясные световые проявления используются Н.В. Гоголем для символизации воздействия нечистой силы. С негативной семантикой используются в повестях черный и красный цвета, дополняющие и раскрывающие инфернальные образы в их земном воплощении: например, ведьма в образе черной кошки [2, с. 45] и черт в образе свиньи в красной свитке [2, с.14]. Красная свитка в «Сорочинской ярмарке» становится «яблоком раздора» и причиной всех неудач. В «Вечере накануне Ивана Купалы» представлен символ красного цветка папоротника, который также является для Петруся искушением. В «Страшной мести» колдун носит красный жупан, в то же время других казаков Н.В. Гоголь одевает в синие жупаны. Люлька, в которой было убито дитя («Страшная месть»), тоже красного цвета. У пня в «Заколдованном месте» красные очи выкатились наверх [2, с.165]. Черный в «Вечерах…» связан с символикой мрака: этот цвет выполняет различительную, символическую и эмоциональную функции. С помощью черного колора писатель чаще всего передает время сумерек и ночь: черный лес [2, с.130], чернеют обгорелые пни [2, с.130], черная кошка [2, с. 45], усы чернеют [2, с.112], так темно, как под овчинным тулупом [2, с. 66], глубокие морщины чернели [2, с.130], дума черная [2, с.123].
В этой группе цветов красный является преобладающим. Это не только цвет, служащий для описания природы, портрета и одежды героев; прежде всего, это цвет, репрезентирующий зло, нечистую силу. В произведении оттеночная гамма красного несет негативную семантику и выполняет символическую и эмоциональную функции. Исключение составляет применение этого цвета для портретного представления героинь (алые губы, моя красная калиночка). Контрастируют с красным наделенные описательной функцией зеленый и синий цвета: синее небо [2, с.102], синеет степь [2, с. 149], зеленые фляжки [2, с. 17], зеленый сюртук [2, с.145], зеленая кофта [2, с. 10].
С помощью цветовой метафоры автор помогает читателю не просто увидеть, но и ощутить красоту Диканьки. Благодаря соединению в метафоре цвета и звука можно обнаружить целостную картину мира. Цветовая метафора сближается с метафорой звука, дополняет ее назначение. Например, цветовая метафора голубая зеркальная дорога [2, с.129] и звуковая метафора ходит плавным разливом [2, с.130] действенно описывают Днепр, благодаря чему читатель может зрительно воссоздать эту реку, услышать ее звучание. Цветовая метафора лениво стоят подоблачные дубы [2, с. 9] сочетается со звуковой дубы трещат [2, с. 130]. Такое сочетание цвета и звука несет описательную, эмоциональную, символическую и сюжетно-композиционную функции. Очевидно, что Н.В. Гоголь использует метафоры звука и цвета, их слияние для максимально точной передачи творческого замысла.
Изучение колористических образов в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», их значения и приемов использования автором показало, что данная сторона образности произведения нуждается в более тщательном анализе. Перспективным будет исследование проявлений цвета и звука в связи с другими образами (например, с параллелизмом, символом, эпитетом).