Статья:

Пути развития лексической компетенции у учащихся с помощью комплекса вариативных заданий в дополнении к базовому учебно-методическому комплексу по английскому языку в основной школе

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кис В.В. Пути развития лексической компетенции у учащихся с помощью комплекса вариативных заданий в дополнении к базовому учебно-методическому комплексу по английскому языку в основной школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Пути развития лексической компетенции у учащихся с помощью комплекса вариативных заданий в дополнении к базовому учебно-методическому комплексу по английскому языку в основной школе

Кис Валерия Владимировна
студент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета – ЮУрГГПУ, РФ, г. Челябинск
Смирнова Марина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет – ЮУрГГПУ, РФ, г. Челябинск

 

В современном российском обществе цели и задачи обучения английскому языку обязаны формироваться исходя из потребностей общества. В эпоху глобализации изучение иностранного языка в основной школе дает широкие возможности, которые обусловлены социальным заказом общества и государства. При обучении иностранным языкам происходит формирование личности обучающегося, способной и желающей принимать участие во всех видах общения на межкультурном уровне. Благодаря этому, возникла необходимость развития лексической компетенции, являющейся важнейшей составляющей коммуникативной иноязычной компетенции.

Необходимость сформированности у обучающихся лексической компетенции, а именно: знать значения изученных лексических единиц, включая оценочную лексику, устойчивые словосочетания, основные способы словообразования (словосложение, аффиксация, конверсия),а также способов передачи значений безэквивалентной лексики на изучаемом языке ; уметь выбирать и комбинировать лексические единицы с учетом ситуаций общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего, распознавать значения многозначных и сложных слов, сино­нимов, антонимов в рамках предметно-тематического содержания программы ; владеть способом выбора и комбинирования лексических единиц с учетом ситуаций общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего, распознавать и производить самокоррекцию лексических ошибок в процессе устной и письменной речи.

Обучению лексике в России всегда уделялось достаточно внимания, однако если раньше целями обучения лексике являлись формирование и развитие лексических навыков, то сейчас цель значительно расширилась, так как, мы не только обучаем лексике, но и языку и культуре страны изучаемого языка. Согласно С.Г.Тер-Минасовой, смысл слова не ограничивается только лишь лексическим понятием, так как семантика слова в основном обусловлена его лексико-фразеологической сочетаемостью и различными социолингвистическими коннотациями, а случаи эквивалентности слов во всем их семантическом объеме и действительного функционирования в речи крайне редки [1 с. 60].

Обобщение педагогического опыта и опрос учителей школ выявили необходимость в создании комплекса вариативных заданий в дополнении к базовому учебно-методическому комплексу в качестве эффективного средства развития у учащихся лексической компетенции.

Данный комплекс вариативных заданий является дополнением к базовому УМК “English” для 9 класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. Разработанный нами комплекс вариативных заданий направлен на развитие речевых лексических навыков у учащихся основной школы. Мы предполагаем, что разработанный нами комплекс вариативных заданий помогает не только развивать речевые лексические навыки, но и развивает воображение учащегося, кругозор и способствует формированию черт вторичной языковой личности.

Стоит отметить, что развитие речевых лексических навыков возможно через монологическую речь, так как ей уделяется достаточное внимание в основной школе в связи присутствием заданий на монологическое высказывание в ОГЭ.

Цель данного комплекса вариативных заданий заключается в развитии речевых лексических навыков, которые являются одной из составляющих развития лексической компетенции, как одной из важных составляющих, необходимой для развития у учащихся черт вторичной языковой личности.  Также целью нашего комплекса является развитие навыков выбора и комбинирования лексических единиц с учетом ситуаций общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего, а также распознавание и самокоррекция лексических ошибок в процессе устной и письменной речи. [2, c.175]

Основными задачами нашего комплекса являются:

1) усилить заинтересованность обучающихся в языке;

2) научить выбирать и комбинировать лексические единицы с учетом ситуаций общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего;

3) развивать навыки лексической гибкости и контекстуального замещения:

4) научить распознавать значения многозначных и сложных слов, сино­нимов, антонимов в рамках предметно-тематического содержания программы.

Приняв во внимание данные анкетирования учащихся и преподавателей школы, мы разработали комплекс вариативных заданий на развитие лексической компетенции у учащихся. Наш комплекс вариативных заданий состоит из упражнений, различных по уровням усвоения лексического материала:

I. Знания

1. Учитель заранее готовит презентацию с необходимым количеством слайдов. Например, по теме «исторические деятели», учитель составляет примерно 10 слайдов. На каждом слайде выведена фотография известного исторического деятеля и несколько вариантов его возможного род деятельности. Задача учащегося выбрать верный род деятельности и на основе установки сказать о нем. На каждом слайде также прописана установка, на основании которой учащиеся должны строить свой ответ ,например: I know that name was a/an/the profession.

Слайд 1.

2. Учитель раздает учащимся бланки, на которых написаны краткие факты об исторических деятелей. Задача учащихся заполнить пропуски профессиями данных деятелей. Все профессии должны быть представлены в рамочке после текста задания.

Architect, inventor, prime minister, the president of the USA, poet, musician, commander-in-chief, ambassador, explorer, emperor.

1. Mikhail Zemtsov was an ___. He tool part in designing the Summer Garden in St. Petersburg.

2. Nicholas II of Russia was the last __of Russia.

3.John F. Kennedy was the 35-th ________.  He was killed in Dallas, Texas.

4. Mikhail Kutuzov was a ____.

5. Sir Winston Churchill was a British politician, army officer, and writer, who was _______ of the United Kingdom.

6. Lord Byron, was an English ___.

7.Thomas Edison was an American ___ and businessman. He developed the motion picture camera and the electric light bulb.

8. Vasco de Gama was a Portuguese __ who was the first European to reach India by sea.

9. Elvis Presley was a noted American ______, his nickname is ‘The king of Rock and Roll’. 

10. Leonardo DiCaprio is the United Nations climate ____.

3. Учитель выводит на слайд портреты деятелей, под которыми указаны 2 предполагаемых профессии данного деятеля. Учитель дает установку, что учащиеся должны спросить своего соседа согласны ли они с указанным фактом. Например, do you think that Alexander Graham Bell was an architect or a politician? I think he was an inventor.

4. Учитель представляет на слайде фотографии известных исторических деятелей, дает установку «назовите имя исторического деятеля, его профессию и почему он знамениты». Предполагаемый ответ ученика: I see Alexander Graham Bell in the picture. He was an inventor. He invented the telephone.

 

II. Умения

1. Замените выделенные слова синонимами.

Alexander Graham Bell is most famous for his invention of the telephone. He first became interested in the science of sound because both his mother and wife were deaf. His experiments in sound eventually let him to want to send voice signals down a telegraph wire. He was able to get some funding and hire his famous assistant Thomas Watson and together they were able to come up with the telephone. The first words spoken over the telephone were by Alex on March 10, 1876. They were "Mr. Watson, come here, I want to see you".[3]

2. Подстановочное бинго: учащимся выдаются листы, на которых обозначена таблица. С пустыми блоками. Учитель читает краткие биографии исторических деятелей, не называя их имена. Ученики записывают имя этого деятеля в таблицу. Как только у ученика будет в одной линии 3 деятеля он говорит «бинго» и называет деятелей – если есть ошибки – игра продолжается.

profession

name

name

name

1.politician

 

John.F.Kennedy

 

2.musician

Elvis Presley

 

 

3.explorer

 

 

Columbus

3. Учащимся выдается текст, в котором пропущены изученные слова. Необходимые слова не указываются в задании, а на месте пропуска ставится 1я буква необходимого слова.

Christopher Columbus is the e____ who is credited for d____ America. Of course, there were already people living in America at the time who we call N___ A____. There even was a European, Leif Ericsson, who had been to the Americas before. However, it was Columbus' v___ that started the e____ and c_____ of the Americas. 

4. Напишите краткое сообщение (5-7 предложений) про выдающегося исторического деятеля, использую предложенный план и необходимую изученную лексику.

Name of the person

Date and place of birth

Profession

The greatest invention

The importance for the mankind

 

III. Навыки

1. Учащиеся получают готовые монологи. Их задача выучить и воспроизвести готовый монолог, по изученной теме.

The Portuguese nobleman Vasco da Gama (1460-1524) sailed from Lisbon in 1497 on a mission to reach India and open a sea route from Europe to the East. After sailing down the western coast of Africa and rounding the Cape of Good Hope, his expedition made numerous stops in Africa before reaching the trading post of Calicut, India, in May 1498. Da Gama received a hero’s welcome back in Portugal, and was sent on a second expedition to India in 1502, during which he brutally clashed with Muslim traders in the region. Two decades later, da Gama again returned to India, this time as Portuguese viceroy; he died there of an illness in late 1524. [4]

2. Учащиеся получают изученный диалог с выделенной лексикой. Их задача заменить выделенную лексику на синонимы и воспроизвести монолог.

The Portuguese nobleman Vasco da Gama (1460-1524) sailed from Lisbon in 1497 on a mission to reach India and open a sea route from Europe to the East. After sailing down the western coast of Africa and rounding the Cape of Good Hope, his expedition made numerous stops in Africa before reaching the trading post of Calicut, India, in May 1498. Da Gama received a hero’s welcome back in Portugal, and was sent on a second expedition to India in 1502, during which he brutally clashed with Muslim traders in the region. Two decades later, da Gama again returned to India, this time as Portuguese viceroy; he died there of an illness in late 1524.

3. Учащиеся получают ранее изученный монолог, в котором пропущены слова или выражения. В рамочке над текстом представлены дефиниции слов, которые нужно вставить. Задача ученика по дефиниции вспомнить изученное слова и вставить в текст.

a man of noble rank, an established or selected course of travel, a journey undertaken for a specific purpose, to battle , to go back or come back again, the governor of a country or province who rules as the representative of a king or sovereign

The Portuguese ____ Vasco da Gama (1460-1524) sailed from Lisbon in 1497 on a mission to reach India and open a sea ___ from Europe to the East. After sailing down the western coast of Africa and rounding the Cape of Good Hope, his ____ made numerous stops in Africa before reaching the trading post of Calicut, India, in May 1498. Da Gama received a hero’s welcome back in Portugal, and was sent on a second _____ to India in 1502, during which he brutally ____ with Muslim traders in the region. Later, da Gama again ___ to India, this time as Portuguese ____; he died there of an illness in late 1524.

4. Составьте монологическое высказывание на основе плана и списка возможных слов и словосочетаний.

Plan

Compulsory word-combinations

1.                Name of the person

2.                Place and date of birth

3.                What did he do for a living?

4.                Why did he/she become popular?

5.                Why is he/she Important for the mankind?

6.                Personal opinion

Architect, inventor, prime minister, the president of the USA, poet, musician, commander-in-chief, ambassador, explorer, emperor, a man of noble rank, an established or selected course of travel, a journey undertaken for a specific purpose, to battle , to go back or come back again, the governor of a country or province who rules as the representative of a king or sovereign, brave, adventurous, well-educated, a man of knowledge.

 

На протяжении педагогической производственной практики нами проводилось опытно-экспериментальное обучение, с внедрением разработанного комплекса вариативных заданий. В качестве критериев оценивания монологических умений по следующим параметрам, представленным в таблице 1.1.

 

Балл

Коммуникативная задача

Лексика

 

 

Ситуативность

Лексическая сочетаемость

Стилистическая окраска

1

Тема диалога раскрыта полностью, хорошо организованная беседа

Употребление лексики по теме

Ученик умеет употреблять лексические единицы с другими словами в речевом отрезке

Ученик употребляет стилистически верные согласно коммуникативной задаче лексические единицы

0,5

Неполное раскрытие темы, учащийся не всегда проявляет инициативу в обмене репликами

Частичное употребление вокабуляра по теме

Ученик частично умеет употреблять лексические единицы с другими словами в речевом отрезке

Ученик частично использует стилистически верные лексические единицы

0

Тема не раскрыта полностью, отсутствие инициативы при обмене репликами

Лексика по теме не использована

Ученик не умеет употреблять лексические единицы с другими словами в речевом отрезке

Ученик использует стилистически неверные лексические единицы

 

Диагностирующий срез в конце формирующего этапа показал, что у большинства обучающихся уровень развития лексической компетенции повысился. Для определения эффективности специально разработанного комплекса вариативных заданий мы использовали метод математической статистики:

Ко=Кэг/Ккг, где «Кэг» - средний балл в экспериментальной группе, а «Ккг»- средний балл в контрольной группе, если Ко>1, то эксперимент успешен.

По предварительным подсчетам, после проведения диагностирующего среза средний балл в экспериментальной группе составил 28,09 единиц, а в контрольной группе 27,27 единиц. Подставив данные в формулу, получаем Ко=1.03, что является подтверждением успешной реализации разработанного нами комплекса вариативных заданий.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод об эффективности разработанного нами комплекса вариативных заданий. Таким образом, наше утверждение, что развитие лексической компетенции у учащихся будет более эффективным, если планомерно и целенаправленно внедрять в образовательный процесс на уроках английского языка дополнительно к базовому УМК комплекс вариативных заданий для развития лексической компетенции, подтвердилось на практике.

 

Список литературы:
1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие / С.Г. Терминасова. – М., 2004., с.60
2. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов ... E. H. Соловова. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с, 175 с
3. Alexander Graham Bell. Biography. — [Электронный ресурс ]— Режим доступа.—URL:https://www.biography.com/people/alexander-graham-bell-9205497/ (Дата обращения 22.05.2018)
4. Vasco da Gama. Biography. — [Электронный ресурс ] — Режим доступа. — URL:  https://www.history.com/topics/exploration/vasco-da-gama (Дата обращения 22.05.2018)