Статья:

Творчество русского писателя - демократа 19 века, философа и критика Николая Чернышевского в Якутской ссылке

Конференция: XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Дубровина Н.П. Творчество русского писателя - демократа 19 века, философа и критика Николая Чернышевского в Якутской ссылке // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(38).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Творчество русского писателя - демократа 19 века, философа и критика Николая Чернышевского в Якутской ссылке

Дубровина Надежда Павловна
магистрант, Северо-Восточный федеральный университет, РФ, г. Якутск
Желобцова Светлана Федотовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет, РФ, г. Якутск

 

Актуальность статьи определяется востребованностью современной критикой и читателем материала о жизни, творчестве русских писателей 19 века, сосланных в якутскую ссылку за революционную деятельность, демократические взгляды, в контексте исследований межкультурных связей русского народа и саха. Речь идет о Николае Гавриловиче Чернышевском, память о котором как о человеке, русском интеллигенте, писателе бережно хранится уже не в одном поколении.

Для проекта важно восстановить ранние годы жизни, в которые сформировался духовный мир будущего теоретика утопического социализма, материалиста, публициста с демократическими принципами.

Корпус данной презентации состоит из 3 блоков. В 1 блоке представлены детские и юношеские годы будущего «Прометея революции», выявлены его художественные предпочтения, особенности мировоззрения и отношения с современниками.

Во 2 блоке рассматривается период якутской ссылки, формирование обратной связи с якутской интеллигенцией, простыми людьми, просветительская деятельность.

В 3 блоке раскрывается последние годы в Вилюйске, литературная работа, дается анализ его трудов и поэтики произведений.

В контенте 1 блока выделяется, что Николай Гаврилович Чернышевский с детства проявлял любовь к чтению. До 14 лет находился на домашнем обучении у своего отца Гавриила Ивановича Чернышевского. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, отучившись в семинарии 3 года, в 1846 году Чернышевский поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет – на историко-филологическое отделение философского факультета.

Свой литературный опыт Чернышевский стал приобретать в студенческие годы, где первое рукописное творчество перевода автобиографического труда Гёте «Правда и поэзия» опубликовали в журнале «Современник». В студенческие годы Чернышевский получил развитие мысли о второстепенном значении художественной литературы сравнительно с научным знанием и политической деятельностью.

Он проявлял глубокий интерес к историческим и политическим наукам, очень хорошо знал европейские языки, поэтому с легкостью изучал историческую и политическую литературу Запада. Увлекался чтением античных философов и мыслителей французского и английского материализма XVII—XVIII в.в., работами Гегеля, Ньютона, Лапласа, Фейербаха.  Из отечественных Чернышевскому по духу были близки Белинский В. Г., Герцен А. и Введенский И. И.

Последний год в университете Чернышевский выбирает писать для выпускного сочинения разбор пьесы «Бригадир» Фонвизина, в оценке произведения он выдвигает основные мысли «естественности», верности жизни, т. е. писатель должен «изображать людей, характеры, действия, чувства такими, какими бывают они в действительности» [1, с 210].

После окончания обучения в университете Чернышевский возвращается в Саратов и становится учителем словесности в гимназии. 26 января 1853 года знакомится со своей будущей женой Васильевой Ольгой Сократовной.  29 апреля 1853 года состоялось бракосочетание Николая Гавриловича с Ольгой Сократовной, свои чувства к своей избраннице он передает словами - «У неё такой характер, какой нужен для моего счастья», где создаёт свои записи в новой тетради, которую назвал - «Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет моё счастье» [5]

Во 2 блоке рассматривается материал драматического периода в жизни писателя-демократа. Через 9 лет спустя оборвалось семейное счастье Чернышевских.

Николай Гаврилович был помещен в Петропавловскую крепость, его арестовали за революционную деятельность, считая его человеком крайне опасным для общества. Когда в 36 лет писатель отправился на каторгу, его старшему сыну Александру исполнилось 10 лет, младшему Михаилу — 6.

В содержании данной части подчеркивается, что Н. Чернышевский представлял раннее поколение революционеров и являлся лидером новой волны революционного движения — народничества, его духовным и идейным руководителем. Был стойким в своих идейных убеждениях и искренне преданный выбранному пути.

Якутская ссылка 70-90-х гг. XIX в. была ярким отражением революционного движения эпохи.  25 сентября 1970 года была предрешена жизнь Чернышевского на целых 12 лет…имея статус политического преступника. Из доклада шефа жандармов Шувалова «Чернышевский по своему влиянию среди вредных партий может сделаться «центром революционного нигилизма заграницей», а также прикрепил обширными записками о революционной роли Чернышевского, и разными справками о его деятельности. Комитет министров прочитав доклад Шувалова «пришел к убеждению, о необходимости продолжить временное заключение Чернышевского в тюрьме и немедленно приступить к изысканию мер к обращению сего преступника, согласно закона, в разряд ссыльно - поселенцев в такой местности и при таких условиях, которое устраняли бы всякое опасение насчет его побега и сделали – бы невозможным новые, со стороны молодежи, увлечения к его освобождению» [3, с 8].

В сообщении Шувалову «отправить под строгим караулом в Вилюйск, поселить его в здании, лишив право отлучек, с назначением ему казенного содержания и с учреждением над ним бдительного надзора» - октябрь 1871 г [3, с 9].

Ценным документальным материалом презентации являются сохранившиеся в архиве письма писателя.

До момента отправления в Вилюйск Чернышевский очень много написал писем жене, где писал о свободе и мечтал о том, что его отправят в Иркутск или Красноярск, из письма жене от 07 июля 1869 г. «- мне придется переместиться от сюда поближе к России и тогда тебе будет удобно жить вместе со мною.

Тогда мне будут открыты средства зарабатывать деньги и все неудобства, и недостатки, которым так долго подвергали наших детей моя прежняя беззаботность, будут устранены. Здоровье моё крепко, и я могу работать не меньше прежнего» [3, с.10].

2 декабря 1871 года наступило время долгожданной вести о переводе Чернышевского в Вилюйск, это был момент горького разочарования. Все мечты рухнули в одно мгновенье…

После месячного пути морально измученный Чернышевский прибывает в Вилюйск 11 января 1972 года, по распоряжению начальства был заселен в Вилюйский тюремный замок, где Чернышевскому назначается казённое пособие в размере 12 рублей.

Началась тяжелая жизнь Чернышевского в суровых арктических климатических условиях. Причем, убогие бытовые условия для жизни в глубинке Севера были продуманы петербургскими властями. Цель состояла в том, чтобы убить не только тело, но и дух великого революционера-демократа ссылкой в Вилюйск. Одиночество усугубляло сознание разбитых надежд на совместную жизнь с семьей и на полезную жизнь для общества.

В Вилюйске Чернышевского знали и уважали все, особенно якуты. Однажды идя по улице в лютый мороз, Чернышевский увидел пьяного якута, который бы мог уснуть и замерзнуть, тогда Н. Чернышевский подошел и волоком дотащил его до юрты, тогда у якута выпал кошелек с деньгами из кармана, Чернышевский подобрал и сказал, что вернет, когда протрезвеет.

На следующий день он застал якута, который пытался покончить жизнь самоубийством, но Чернышевский его остановил и вернул кошелек с деньгами, якут был настолько благодарен и потрясен честным поступком Чернышевского. Весть об этом разнеслась по всей округе.

В Вилюйске Чернышевскому в особенности не хватало культурного общения и нравственной поддержки, в Александрийском заводе он имел возможность общаться с политическими ссыльными - русскими и особенно поляками, его нервы временами не выдерживали непосильного напряжения. Но духовная стойкость и выдержка выручали его.

В заключительном 3 блоке представлены фрагменты дневника и письма, которые писал Чернышевский своей семье следует отметить, что они очень тщательно прослеживались и отправлялись только после проверки.

С жесткими и невыносимыми условиями надзора и затворнической жизни приходилось мириться Н. Чернышевскому. Переписка и литературная работа была единственным утешением для Чернышевского несмотря на неблагоприятные условия, получение писем было настоящим праздником, из полученных писем Николай Гаврилович узнавал о событиях научной и литературной жизни того времени.

В последние годы ссылки отношение властей к Чернышевскому улучшилось, например, после болезни у Николая Гавриловича ослабело зрение, в 1880 году по постановлению губернатора ввиду постоянного чтения необходимо заменить сальные свечи на стеариновые, также произведен ремонт стен в комнате оклеиванием обоями.

Прогулки уже не наблюдаются слежкой, комната не запирается на ключ.

Многократное ходатайство об освобождении Николая Гавриловича Чернышевского ни к чему не приводило, но в 1880 году сыновья ходатайствует о помиловании своего отца у Александра II о переводе отца в более здоровое место, к сожалению, ходатайство оставлено без ответа.

После смерти Александра II, разного рода хлопоты об освобождении Чернышевского и прошении детей нового наследника Александра III было удовлетворено. Писателя переместили на жительство под надзором полиции в г. Астрахань. По пути в Астрахань, Чернышевскому удалось увидеться с женой после долгой разлуки. 1 ноября 1883 г. сыновья смогли увидеться со свои отцом.

Очень много было прочитанных книг, журналов, газет Чернышевским в Вилюйске, написано много литературных работ, но не одной из работ не осталось, т. к. после написания свои работы Чернышевский тут же сжигал из-за строгого за ним надзора. У Чернышевского в то время чтиво и писательство было единственное, что находилось вместе с ним в заточении. Так сильно был погружен в область абстрактного и отвлеченного мышления, еще многого мечтал написать и сделать для общества и именно это не давало ему угаснуть в холодном Вилюйске.

Данная статья сопровождается рядом фотографий из семейного архива Н. Чернышевского, запечатлевшая тюрьма в г. Вилюйске того времени и фрагментами писем. А также Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г.Чернышевского, названный его именем.

 

Список литературы:
1. Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография (1828–1858). – М.; СПб.: Петроглиф, 2015–624 с. (Серия «Humanitas»)
2. Макаров И. Г. Уголовная, религиозная и политическая ссылка в Якутии: вторая половина XIX в. / И. Г. Макаров; ответственный редактор Д. А. Ширина; Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт гуманитарных исследований. - Новосибирск: Наука, 2005. - 255, [3] с. 
3. Струминский М.Я. Н. Г. Чернышевский в Вилюйской ссылке / М. Я. Струминский; Науч.-исслед. ин-т яз. и культуры при СНК ЯАССР. - Якутск: Государственное изд-во ЯАССР, 1939. - 103, [2] с.
4. Чернышевский Николай Гаврилович [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чернышевский,_Николай_Гаврилович (дата обращения 20.02.2021)
5. Чернышевская Ольга Сократовна [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чернышевская,_Ольга_Сократовна (дата обращения 22.02.2021)