Статья:

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии

Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Карбовская О.О. Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(18).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии

Карбовская Оксана Олеговна
студент, Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, заведующий кафедрой, Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри

 

Дошкольный возраст является важным периодом в воспитании, поскольку он зарождает первоначальное становление личности ребенка. В этот период происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, устанавливаются первые отношения с людьми. В этом возрасте в жизни дошкольника все большее место начинают занимать взаимоотношения и общение с другими людьми. Коммуникативные навыки составляют базис успешности ребенка в различных видах деятельности, расположенности к нему людей, формирования эмоционального климата в детском коллективе. Развитие навыков общения и коммуникации являются условием формирования социальных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Насущной проблемой современной системы образования является поиск методов и приемов, помогающих дошкольникам максимально раскрыть потенциал и способности, способствовать эффективному развитию коммуникативных навыков. Одним из таких методов является арт-терапия. Благодаря арт-терапии, у ребенка активно развивается самопознание, самоконтроль и самоприятие, происходит гармонизация развития и активизация познавательных процессов, овладение новыми знаниями, практическими навыками, запускается механизм личностного роста. С другой стороны, арт-терапия способна вызывать яркие эмоции, способствует выходу негатива и агрессии, преодолению страхов, застенчивости и скованности, помогает расслабиться и снижает тревожность, подтверждает индивидуальность и значимость маленькой личности. Арт-терапия в работе с дошкольниками имеет широкие развивающие и коррекционные возможности. Методы арт-терапии позволяют развивать познавательную сферу и коммуникативные навыки, корректировать эмоциональное состояние.

Апробация программы по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников была проведена на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №51 «Снегири» г. Нерюнгри, в старшей группе дошкольников 5-6 лет в количестве 16 человек. Для проведения работы были отобраны методики, направленные на выявление уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников: диагностика ведущей формы общения дошкольников (М. И. Лисина) [2, с. 15-17], диагностика социально-коммуникативной компетентности (О. В. Дыбина) [1, с. 43-54], диагностика сформированности перцептивного компонента коммуникативных навыков «Лабиринт» (Л. А. Венгер) [3, с. 82-83].

Результаты диагностики позволили сделать вывод, что в группе испытуемых преобладает не внеситуативно-личностная, а ситуативно-деловая форма общения, что является нехарактерным для этого возраста. По результатам диагностики социально-коммуникативной компетентности можно сделать вывод, что большинство детей в группе не владеют прочными навыками эффективного межличностного взаимодействия, не умеют договариваться, вести логичный диалог, отсутствуют навыки поведения в конфликтной ситуации. По результатам анализа перцептивного компонента коммуникативных умений было выявлено, что только двое детей в группе имеют устойчивые коммуникативные навыки, обладают лидерскими качествами, умеют договариваться с другими и организовывать деятельность, знают, где найти нужную информацию и пользуются своими умениями. В целом уровень развития коммуникативных навыков в группе можно оценить как средний. По результатам проведенной диагностики была разработана психолого-педагогическая программа развития коммуникативных навыков средствами арт-терапии для старших дошкольников «Разноцветный мир», состоящая из 32 занятий, проводящихся три раза в неделю в групповой форме. В программе применялись такие методы арт-терапии, как изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкальная и танцевальная терапия.

Цель психолого-педагогической программы – развитие коммуникативных навыков и умений, установление сплоченности и атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в детском коллективе, снятие эмоционального напряжения, скованности, преодоление застенчивости и страха общения. Психолого-педагогическая программа подразделялась на три раздела: ориентировочный (5 занятий), развивающий (22 занятия), закрепляющий (5 занятий).

На первом ориентировочном этапе занятия проводились с целью создать положительную доверительную атмосферу в группе, достичь взаимопонимания между детьми, сформировать чувство сплоченности.

В процессе подвижных, словесных и сюжетно-ролевых игр дети ознакомились с понятиями различных эмоций, научились контролировать свое эмоциональное состояние, выражать свои эмоции и понимать эмоциональные переживания других людей, научились основным навыкам общения – вести диалог, договариваться, решать конфликтные и спорные ситуации. Например, игры «Кто Я» (дети берут мячик, называют свое имя и передают мячик другому ребенку, который также называет свое имя) и «Кто в теремочке живет?» были направлены на закрепление в памяти имен детей в группе.

На ориентировочном этапе проводились занятия, направленные на достижение взаимопонимания, сплоченности – игры, чтение и обсуждение сказок и просмотр мультфильмов. В целом дети с удовольствием активно играли в подвижные игры, смотрели мультфильмы. Словесные игры, прочтение и обсуждение сказок давалось детям сложнее в силу отсутствия усидчивости и рассеянности внимания. Понравилась детям и арт-терапия. Например, уже на первом занятии дети создали совместный рисунок «Солнышко» посредством рисования ладошками. Второй, развивающий этап, был направлен на достижение развивающих, познавательных и воспитательных задач.

Занятия изотерапией позволили детям развить в себе навыки эффективного общения, снизить эмоциональное напряжение, повысить стремление помочь друг другу. Особенно детям понравились коллективные занятия – коллаж из аппликации, коллективные рисунки, а также нестандартные техники изобразительной деятельности – рисование пальцами и ладошками, отпечатками и штампами, каракулеграфия и кляксография.

Танцевальная терапия позволила детям снизить эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, агрессивность.

Занятия изотерапией позволили детям развить в себе навыки эмпатии, взаимопомощи, самоконтроля, стремления к получению положительной оценки педагога и сверстников. Особенно детям понравились коллективные занятия – коллаж из аппликации, коллективные рисунки, а также нестандартные техники изобразительной деятельности – рисование пальцами и ладошками, отпечатками и штампами, каракулеграфия и кляксография.

Очень важную коррекционную роль сыграли занятия с использованием технологии сказкотерапии. С помощью прочтения и обсуждения сказок (Гуси-лебеди, Котенок, Про мишку и порядок), просмотра и обсуждения мультфильмов (Козленок, который умел считать до десяти, Котенок по имени Гав, Гадкий утенок и другие) дети познакомились с нормами морали, правилами поведения, понятиями о дружбе и взаимопомощи. Образы сказочных героев позволили детям сформировать понятие положительных и отрицательных качеств личности, научиться их разграничивать и идентифицировать. На развивающем и закрепляющем этапе с детьми проводились сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие речи, обучающие практике ведения диалогов, вопросов («Журналисты о профессиях», Я – режиссер» и другие). На занятиях закрепляющего этапа дети активно участвовали в проведении всех видов упражнений, научились называть друг друга по имени и ласковыми словами, говорить вежливые слова и комплименты. Очень понравились детям необычные занятия на изучение эмоций, укрепление взаимоотношений в коллективе, понимания друг друга – «Волшебное зеркало», «Театр масок» и другие.

Закрепляющий этап позволил детям окончательно сформировать коммуникативные навыки, умения выстраивать беседу и диалог, сглаживать конфликты, закрепить умения принимать правильные решения. Результативность программы по развитию коммуникативных навыков и умений средствами арт-терапии подтверждается результатами повторной диагностики, направленной на выявление динамики уровня развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования были обработаны с помощью критерия Вилкоксона. Контингент детей и методы диагностики остались прежними. В результате повторной диагностики были выявлены положительные изменения: выросло количество детей с преобладанием внеситуативно-личностной формы общения с 31% до 69%, с преобладанием ситуативно-деловой формы численность детей снизилась с 50% до 6%, вырос уровень социально-коммуникативной компетентности и уровень развития перцептивного компонента коммуникативных умений в среднем по группе. Таким образом, программа «Разноцветный мир» позволила улучшить уровень развития коммуникативных навыков в группе испытуемых.

 

Список литературы:
1. Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.
2. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.
3. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 88 с.