Условия развития логических учебных действий у младших школьников.
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Условия развития логических учебных действий у младших школьников.
Как всем известно, у детей младшего школьного возраста мышление сильно отличается от детей дошкольного возраста. Поэтому развитию мышления в начальной школе отведена особая роль.
С первым походом ребенка в школу в его жизни происходят достаточно существенные изменения. Непосредственно об этом говориться в научной литературе в объяснительных записках и др. источниках. Меняется как социальная ситуация развития, так и формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Круг представлений и понятий расширяется у ребенка так же с началом обучения в школе, но и сами представления и понятия уже становятся более полными и точными. Для мышления дошкольников свойственно это качество, как непроизвольность и небольшая маневренность. Они в постановке мыслительной задачки и в ее заключении чаще руководствуются собственно тем , что им любопытно. При необходимости регулярно выполнять задания у ребенка младшего школьного возраста, формируется умение управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно. [1, с. 8-13].
Исследования детского мышления и его развития, в частности перехода от практического к логическому мышлению, были начаты Л.С. Выготским. Основные пути и условия этого перехода были тоже разработаны им.
Так же Л.С. Выготский отмечал, что в младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие интеллекта. Тем самым развитие мышления приводит к перестройке восприятия и памяти, которые превращает их в регулируемые, произвольные процессы [2, с. 144 ].
Ребенок 7-8 лет как правило мыслит точными, конкретными категориями. И лишь только впоследствии случается переход к иней фазе формальных операций, связанных с конкретным уровнем становления возможности к обобщению и абстрагированию.
Если рассмотреть детально развитие теоретического мышления у детей младшего школьного возраста, то ребенок в самом начале обучения должен обладать достаточно развитым определенным мышлением. Для того, чтобы в последующем можно было сформировать у него научное понятие, так же необходимо обучить ребенка дифференцированно подходить к признакам предметов.
Существуют пять этапов в развитии теоретического мышления младших школьников:
1 этап — знакомство с понятиями и их признаками;
2 этап — формирование умения оперировать существенными признаками понятий, то есть речь идет о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование;
3 этап — формирование такой логической операции, как сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. (Первые три этапа развития логического мышления можно отнести к реализации в 1-2-ом классах начальной школы);
4 этап (3 класс) — научение выстраивания иерархии понятий, нахождение более широких и узких понятий, а также нахождение связи между родовыми и видовыми понятиями. На этом этапе развития логического мышления можно отнести умение давать определения к понятиям .
5 этап (3-4 классы) — развитие аналитической деятельности, которая заключается в умении анализировать связи между предметами и явлениями [3, с. 23].
Опираясь на выше сказанное можно прийти к такому выводу, что операции логического мышления у ребенка должны быть сформулированы уже к окончанию младшей школы. Поэтому рассмотрим понятия операций : обобщение, сравнение, классификация, анализ и синтез.
Сравнением называют логическую операцию, в которой два или более различных объектов, которые сравниваются между собой с целью установления, что общее и различное имеется в них. Итогом данной логической операции является выделение этих признаков.
Анализ — это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, из которых он состоит. Анализ может осуществляться мысленно путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию. Например, учащийся может решать задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «прямоугольник». Для этого ему сначала понадобится разложить соответствующие геометрические фигуры на элементы, из которых они состоят, — на отрезки прямых линий и углы. Это и будет умственная операция анализа, осуществляемая последовательно по отношению к каждому из названных понятий в отдельности.
Синтез в свою очередь логическая операция объединения частей или элементов в некое сложное целое. Так же как и в случае анализа, это может иногда делаться для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, и определить особые свойства, отличающиеся от элементов, из которых состоит.
Обобщением называют логическую операцию, по итогу которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на иные объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер. Например, математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может утверждать, что такие же свойства присущи и всем другим треугольникам, это и будет являться операцией обобщения. Если, при выходе на улицу, мы чувствуем за дверью помещения тепло, то можем предположить, что тепло будет и на расстоянии нескольких метров от двери. В данном случае мы также пользуемся для этих выводов логической операцией обобщения [4, с. 154].
Эти исследования, после были продолжены: А.А. Люблинской, Г.И. Минской, Х.А. Ганьковой и мн. др., которые показали, что практическое действие, даже на высшем уровне развития логического мышления останется иными словами как бы «в запасе»
По мнению А.А. Люблинской, логическое мышление неотъемлемая часть самого мыслительного процесса и тем самым раскрывается в его протекании. Логическое мышление отличается от практического, так как осуществляется только словесным путем. Человек может рассуждать, анализировать и устанавливать все нужные связи мысленно, а также отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила или действия. Он сравнивает и устанавливает искомые связи, группирует разное и различает сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий [5].
Конечно, можно отметить, и то, что в современном мире умственное развитие ребенка зависит от типа конструирования нового знания. Которое в свою очередь строится, благодаря, взрослому человеку, обладающему уже сформированным интеллектом. Речь идет о научном знании (Ж. Пиаже). Интеллектуальное развитие определяется социальными факторами, а индивид изменяется социальными отношениями.
Развивающее обучение приводит ребенка к усвоению научной картины мира. Он начинает ориентироваться на общественно-выработанные критерии [6].
Подводя итоги по теоретическому анализу данного вопроса, мы можем сделать вывод о том, что эффективным средством развития логических универсальных учебных действий, в свою очередь может выступать занимательный материал. Этому способствует и реализация следующих условий:
- подбор совокупных дидактических игр и систематическое проведение их на уроках;
- отбор содержания упражнений, направленных на развитие логических учебных действий учащихся.
Как известно, развитие ребенка происходит только в процессе деятельности; чем активнее деятельность, тем успешнее развитие.
Таким образом, логическое учебное действие не имеет возможности развиваться за пределами интенсивной деятельности самого школьника и не получит своего развития без его личных усилий, это означает то, что важнейшее условие развития логического учебного действия младших школьников – вовлечение их в активную поисковую деятельность при помощи занимательного материала.