Статья:

Семья как институт воспитания ребенка

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Губанищева У.Ю. Семья как институт воспитания ребенка // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(10).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Семья как институт воспитания ребенка

Губанищева Ульяна Юрьевна
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск
Овчинникова Ольга Игоревна
научный руководитель, старший преподаватель, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового периода в жизни семьи. Основою семейного и школьного воспитания, как два взаимодополняющих субъекта социализации личности в период отрочества и детства, ложатся такие принципы как: взаимопреемственность; взаимосвязь и взаимопонимание в воспитательной деятельности.

Столяренко Л.Д., определяет семью как социально – педагогическую группу людей, которые предназначены для оптимального удовлетворения потребностей для самосохранения (продолжения рода) и самоутверждения (самоуважения) всех ее членов [4, с.78].

Состав семьи несет в себе разновозрастную социальную группу родственников  где, как правило, каждый влияет друг на друга комплексно. В таких семьях могут сталкиваться различные критерии оценок жизненных явлений, ценностные ориентации. Члены семьи оказывают друг на друга комплексное влияние. Семейный круг это та малая составляющая социальная структура общества, которая, приобщая ребенка, к общественной жизни поэтапно развивает его опыт и расширяет кругозор.

Семья – не однородная по своему составу, а дифференцированная социальная группа, в которой могут быть представлены разные возрастные, физиологические и профессиональные «подсистемы». Все это способствует к наиболее широкой реализации ребенком своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Молодая семья, став родителями расширяет свои круги интересов, обогащая свои внутренние семейные связи. Родительское воспитание возвращает их к давно пройденным этапам своей жизни.

Семейное воспитание зависит и от строения семьи, которая представляет единство постоянных взаимосвязей между ее членами. Семья для ребенка это содержание основных понятий, принципов, правил, это государство в миниатюре. Личность ребенка формируется с первых дней его жизни, под влиянием среды семьи. Дети в семейном воспитании включаются во все жизненно важные формы деятельности.

В семье ребенок проживает все этапы социально значимых форм поведения. Очень важно отметить, что семейное воспитание это не кратковременный процесс, который закончиться к совершеннолетию ребенка, а занимающий всю жизнь, большой временной диапазон.

Вирджиния Сатир, сравнивает семью с микрокосмосом всего мира. Чтобы понять его, достаточно увидеть, узнать семью. Настоящее гуманистическое воспитание в семье, обеспечивает безопасный мир вокруг нас. Из неблагополучных семей выходят люди с социальными проблемами. Родители, как два предприятия совместно прилагают усилия для создания общего целого. [5, с.192]

В современных условиях семья может иметь как положительно-благоприятное, так и отрицательно-неблагоприятное влияние на развитие ребенка. Это влияние испытывается ребенком даже вне дома. Ребенок, находясь в школе, мысленно соединен с домом, с родителями, с беспокоящими его проблемами.

Отношения в семье строятся на четырёх основных подвидах отношений: психофизиологических, социальных, психологических и культурных.

Психофизиологические отношения биологического родства и половые отношения. Личностный характер отношений проявляется внутри кровного чувства любви родителей к детям и детей к своим родителям.

Социальные представляют определенный социальный статус. Общественные отношения  распределяют роль, статусных отношений в семье, материальную независимость семьи.

Психологические – это прежде всего психологическая защита, эмоциональная поддержка, психологическая терапия, воспитывается чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». Ощущая родительскую заботу, ласку, семейное тепло, ребенок эмоционально более устойчив.

Эмоциональное безразличие родителей не может в равной мере удовлетворять потребности ребенка в общении. Нарушение потребности в эмоциональной сфере, может привести к нарушению базовых потребностей ребенка.

Культурно-нравственная сторона семейных взаимоотношений может сформировать ту основу, на которой закладываются главные принципы семейного воспитания ребенка. Это, прежде всего принципы гуманности и милосердия, оптимистичность, открытость и доверительность.

На семейное воспитание кроме родительского, оказывает влияние старшего поколения бабушек дедушек, близких родственников. В условиях семьи ребенок рано включается в систему социальных отношений.

Личный опыт, идентификация ребёнком родителей, их авторитет, подражание им формирует в ребенке его дальнейший стиль и форму поведения в социуме. Прежде всего, это социальные установки, нравственные идеалы. Родительские взаимоотношения друг с другом это самый первый воспитательный наглядный образ для ребенка при формировании его личности.

А.С. Макаренко уделял большое  внимание на роли родительского примера в воспитании детей «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома».

Наряду с положительными характеристиками родительского воспитания, так же могут быть и распространенные в воспитательном процессе негативные факторы семейного воспитания.

- безграмотность родителей в психолого-педагогическом отношении (причинение физических наказаний, применение нравственных страданий) циничность, двойственность, в приемах средств воспитания, беспринципность, отсутствие целенаправленности в воспитании;

- противоправное поведение родителей;

- проявление родительского фанатизма;

- аморальное и безнравственное поведение родителей;

- негативный разрушающий психологический климат в семье;

- неадекватное воздействие факторов материального порядка;

- бездуховность родителей и отсутствие духовного развития ребёнка;

- безнаказанность и всепрощенчество в методах и приемах воспитания ребенка.

Конфликтные условия воспитания в семье нередко приводят к негативным деформациям развития личности ребенка. Зачастую родители думают, о своем ребенке, как о своей собственности, своем достоянии с которым они могут делать, что и как угодно, порой обращаясь с ним как с вещью.

В условиях гармоничного семейного воспитания родители привязаны теплой эмоциональной поддержкой с ребенком и друг к другу. Их семейные роли не отягощены конкуренцией, они стараются дополнить друг друга, не игнорируют свои обязанности. Предпочтительные взаимоотношения одного члена семьи с другим не занижают положения других членов семьи.

В.А. Сухомлинский писал, в семье, где уважают и поддерживают личность ребенка, считаются с его потребностями, умеют проникать в его духовный мир, родители могут стать настоящими воспитателями для своего ребенка.[1, с.288]

Родители, стараясь гармонично воспитывать и заботиться о ребенке должны правильно использовать средства наказания, если они неизбежны. Не должно быть несколько наказаний за один проступок. Наказания должны быть четкими и определенными, наступая сразу за поступком. При возможных установленных запретах родители должны учитывать возраст ребенка и его возможности в их усвоении. В воспитательных целях эти запреты не должны снижать уровень потребности в познании ребенка и не являться результатом психоэмоционального состояния взрослого (раздражения, повышенного чувства тревоги, гнева). В гармоничных супружеских отношениях будет безусловное эмоциональное принятие ребенка, должны учитываться все его особенности характера. Поэтому требования к ребенку, должны быть для него понятны и соответствовать возрастному критерию.

Ф.А. Мустаева выделяет особую роль воспитательным возможностям семьи, представляет семью как первичную социальную среду формирования личности и главнейший институт воспитания, который не смогут заменить общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, без оценочного приятия.[3, с. 416]

Гармоничное семейное воспитание будет способствовать благоприятному удовлетворению всех базово жизненных потребностей ребенка, установлению всех его возможностей и осуществление их реализации. Родители, воспитывая своего ребенка должны проявлять взаимное уважение и доверительное отношение к нему, что в будущем даст благоприятную почву для успешного образовательного потенциала ребенка. В семьях с прочными взаимными контактами, у детей активнее будут сформированы такие качества, как коллективизм, доброжелательность и самостоятельность.

 

Список литературы:
1. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2001. - 416 c.
2. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с.
3. Столяренко Л.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов//Экспресс-справочник для студентов вузов: ред. Л.Д. Столяренко, C.И. Самыгин. 
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eusi.ru/lib/stoljarenko_pedagogika/index.php (дата обращения 20.05.2018)
4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие Текст. - М.: «Педагогика», 1990. - 288 с.
5. Шнейдер Л.Б. Учебное пособие: Основы семейной психологии. - М.: Воронеж, 2005. – 926с.