Статья:

От стандарта к идеалу: учитель XXI века

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бокарева Л.А. От стандарта к идеалу: учитель XXI века // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(1).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

От стандарта к идеалу: учитель XXI века

Бокарева Людмила Алексеевна
студент, Новокузнецкий институт (филиала) Кемеровского государственного университета, РФ, г. Новокузнецк
Балакай Анна Анатольевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Новокузнецкий институт (филиала) Кемеровского государственного университета, РФ, г. Новокузнецк

 

Учитель – это уникальная профессия, востребованная во все времена, – ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной деятельности педагога. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Профессия учителя в ХХI веке получает новое развитие, отражающее потребности современной школы и современной, так быстро меняющейся жизни.

Каким видится обществу идеальный учитель ХХI века? Что по этому поводу думают специалисты и какого педагога хотят видеть в современной стремительной жизни ученики, родители, коллеги? Какой образ должен стать образцом для нас, сегодняшних студентов педагогического факультета? Эти вопросы стали мотивирующими для начала нашего исследования.

Исследование проводилось в Кемеровской области в период с сентября по декабрь 2017 г. В нём приняли участие около 100 человек, разного пола, возраста, социального статуса. В качестве метода исследования был выбран метод контент-анализа на основе предварительного анкетирования и беседы.

Бытует мнение, что во многонациональном мире невозможно создать идеальный стандартный образ. Хороший учитель – это чаще всего хороший предметник. Но является ли он идеалом? По данным педагогического портала «Учебно-методический кабинет», для школьной системы образ идеального учителя таков: вливается в педагогический коллектив; не конфликтный; добросовестно заполняет все документы; участвует в необходимых собраниях; проходит все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия вышестоящих органов…; дети с удовольствием ходят на его урок; у него несколько учеников-отличников, приносящих хорошие результаты в предметных олимпиадах и на итоговых государственных экзаменах [13].

Но не следует ли из данного перечня, что это просто удобный для всех человек?

Совсем не так давно, лет 30 назад, профессия учителя считалась одной из самых важных и престижных. Педагог был главным судьей и основным мерилом в любых делах. О нём говорили с гордостью и благоговением, прислушивались к его советам, ждали от него помощи. Но прошли годы, изменились приоритеты в стране, и об учителе забыли. Чаще и в прессе, и в устах людей слышатся негативные отзывы о работе учителя. Вероятно, в общественном сознании создаётся образ некого идеального педагога, рядом с которым обычные учителя рядовых школ выглядят не лучшим образом.

Директор одной из школ г. Новокузнецка, кандидат педагогических наук В. Н. Пересыпкин так характеризует современную ситуацию, сложившуюся в отношении роли учителя:

«Я считаю, что это большая ошибка нашего государства. Мы уронили статус учителя – зарплатой педагогов и отношением к школе. Учитель стал обслуживающим персоналом. А ведь через отношение к школе у человека формируется отношение к государству» [1].

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя. Согласно требованиям ФГОС, современный учитель должен: обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов); организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутри школьного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и не стандартизированных работ; использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [12].

К вышеперечисленным неоспоримым качествам современного учителя, регламентируемым ФГОС, мы добавили мнения людей, окружающих нас и имеющих отношение к профессии учителя либо напрямую (учителя и ученики, студенты – в особенности педагогического направления), либо опосредованно (родители нынешних или бывших учеников, бабушки и дедушки). Целью эксперимента было выявить тот сложившийся в сознании обывателя идеальный образ учителя, который противоречит (или нет?) образу рядового педагога.

Первоначально эксперимент проводился в виде обращения к испытуемым посредством анкеты, которая содержала следующие типы заданий: закончить фразу, назвать релевантные (т.е. значимые) качества, ответить на вопрос. Для уточнения формулировок впоследствии использовался также метод беседы.

Для начала информантам было предложено закончить предложение – «Положительные качества учителя – это…».

К положительным качествам, которыми должен обладать учитель, опрашиваемые отнесли прежде всего «любовь к детям», «доброту», «ответственность».

Самым главным качеством идеального педагога информанты определили «любовь к детям» - это наиболее частотный результат ответа, по сравнению с другими, его отмечали опрашиваемые независимо от возраста и рода занятий. В качестве уточняющего вопроса был задан следующий: «Почему любовь к детям вы ставите на первое место?» - вот некоторые ответы:

«Ведь нельзя работать с детьми, если нет любви к детям» (Анна Анатольевна, пенсионерка, 58 лет).

«Нельзя преподавать уроки с плохим настроением, главное – чтобы было желание научить детей, и показать в процессе обучения, что все-таки  есть любовь к детям» (Алина, студентка, 18 лет).

Таким образом, в современном обществе учитель, как мама, не мыслится без любви к детям.

Кроме названных выше личностных качеств, значимыми качествами идеального педагога информанты определили «профессионализм» и «умение заинтересовать предметом, вдохновить на его изучение»:

«…современный педагог должен не только знать свой предмет, но и заинтересовать детей своим предметом, а уже потом научить - вот в чем суть педагогического мастерства...» (В. Ф. Шаталов, заслуженный учитель).

Таким образом, идеальный учитель должен сочетать в себе как положительные личностные качества, так и высокий профессионализм.

Если выстраивать идеальный образ, то нужно исключить качества, которые могут отрицательно повлиять на работу педагога. Информантам было предложено закончить предложение: «Качества, которыми не должен обладать идеальный учитель, - это…». Так выявились отрицательные черты, которые опрашиваемые не хотели бы видеть в образе современного педагога: «грубость, агрессивность», «отсутствие любви к детям», «отсутствие любви к профессии».

Оказалось важным в современном агрессивном мире, чтобы в школе грубости и агрессии было как можно меньше. Никто из взрослых не хочет, чтобы его ребёнок стал жертвой негативного эмоционального поведения учителя. Учитель не должен быть грубым, и даже не потому, что «ученики будут бояться приходить на уроки к своему «учителю-агрессору» (Ольга Викторовна, продавец, 38 лет). Агрессия демонстрирует неестественное поведение, такого поведения не должно быть у воспитанного человека, живущего в цивилизованном обществе. И учитель в экстраординарной ситуации должен стать защитой для ребёнка и образцом поведения, в том числе культуры речевого поведения.

«Вредные привычки» также попали в перечень качеств, которыми не должен обладать современный идеальный учитель. В процессе беседы было выяснено, каких вредных привычек быть не должно у современного педагога. Принято считать, что вредные привычки – это курение, алкоголь и наркотики. Однако на самом деле их намного больше. Подрастающее поколение не хотело бы видеть у своего учителя таких вредных привычек, как курение, употребление наркотиков и использование в речи нецензурной лексики. Учитель – это пример, образец для ребенка. Ведь в первый день в классе его встречает «Образец - учитель», которому ребенок должен следовать на протяжении всего учебного времени. Детям свойственно подражать и брать пример со старшего наставника, которым в школе является педагог, поэтому ученики стараются быть похожим на него.

Но есть и другая точка зрения, некоторым людям все равно, есть или нет вредные привычки у учителя. Так, один из студентов-первокурсников на вопрос, может ли идеальный учитель иметь вредные привычки, ответил: «Пусть учитель курит, или говорит нехорошие слова, ведь он же не на уроке ими выражается, и не с нами же общается плохими словами». То есть, в принципе, допускается, что учителю, как любому человеку, свойственны и отрицательные качества, а не только положительные, но признаётся, однако, что эти отрицательные качества не должны проявляться на официальной «территории» и в общении с учащимися.

Кроме прочего, в отрицательные качества учителя попало такое качество как «строгость». Нужно отметить, что среди тех, кто назвал это качество в числе негативных, преимущественно учащиеся. И правда, дети не любят строгих учителей, как правило, по причине того, что боятся их требовательности, а вот результаты оказываются в основном положительными. Нередко, уже став взрослыми, бывшие ученики вспоминают с уважением и благодарностью учителя, который был с ними строг и требователен. Не случайно и, на наш взгляд, вполне правомерно «строгость» отмечена некоторыми информантами и в ряде положительных качеств учителя.

Быть строгим и требовательным и при этом справедливым, объективным в оценке – пожалуй,  идеальное сочетание качеств современного учителя. Чему учит строгий, но справедливый учитель? Самомотивации, ответственности за свои слова и поступки, дисциплинированности, работоспособности, упорству, жизнестойкости, стремлению встать, когда упал, и продолжать идти вперед, не пасуя перед преградами и трудностями. Именно строгому учителю удается сформировать из школьника целеустремленную личность, умеющую ставить значимые цели и добиваться их достижения, успешного человека, верящего в себя, свои силы, способного стать счастливым и сделать таковыми окружающих. Строгий учитель учит школьников культуре изучения своего предмета. Его объективность не дает ребенку права обижаться на замечание, низкую оценку, потому что ученик понимает, что ответственен за такой плачевный результат только сам: не доучил, не написал, не разобрал и т.д. Именно предметы, которые преподают строгие учителя, ученики выучивают, понимают и любят, какими бы сложными они ни были. Ребята знают, что знания проверяются без каких-либо поблажек, и это является большим стимулом, чтобы приложить усилия к их изучению.

Важно также отметить, что строгий учитель строг не только к ученикам, но и к себе. Он старается на уроках так объяснять новый материал, чтобы понял весь класс. Продумывает каждую деталь урока. Поэтому он и спрашивает с каждого по полной программе.

Ещё один важный вопрос, актуально звучащий и во времена А. С. Пушкина, и для современного учителя: чему учить и как учить? Чему учить ребёнка в век развития информационных технологий, когда почти каждый ученик, порой даже быстрее учителя может найти информацию в интернете и поспорить с учителем на любую тему? Как учить поколение, воспитанное на гаджетах, а не на книгах, привыкшее получать информацию в готовом виде и немедленно?

«Что же мы даем школьникам? Вооружаем ли их для трудной, но необходимой борьбы за самостоятельный жизненный путь или вкладываем им в головы готовые решения, удобные для ответов и сочинений, но бесполезные в трудных жизненных ситуациях?»  (из интервью «Учитель на пороге XXI века») [4].

По мнению взрослых информантов, педагогов настоящих и будущих, главная задача учителя – научить детей получать знания:

«Дети должны научиться добывать знания и умения, применять это всё на практике» (Анастасия Юрьевна, учитель английского языка, 29 лет).

«Учитель должен научить детей учиться» (Ирина, студентка педагогического колледжа, 23 года).

А вот что по этому поводу думают дети – сами обучающиеся:

«Учитель должен научить детей правильно общаться, правильно распределять свой режим дня, научить честности, научить уважать родителей и старшее поколение» (Дарья, ученица, 10 лет).

«Современный учитель должен научить детей «идти в ногу со временем», для того чтобы ребенок был готов к современному обществу в будущем, обучить детей современным технологиям». (Максим, ученик, 15 лет).

Ответы взрослых и детей не противоречат друг другу, но дополняют тот идеальный образ, который складывается в нашем представлении об учителе.

Сегодня перед учителем стоит совсем не простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят.

Научить читать, писать и считать было важнейшей задачей ещё век назад – это главное, ради чего шли в школу (не только дети, но и взрослые). Во второй половине ХХ века эти умения стали так же естественны и необходимы для человека, как умение дышать. Большинство первоклассников в XXI веке уже приходят в школу, зная основы грамоты, а некоторые умеют читать и писать не только на родном языке и владеют счётом далеко за пределами десятка. Так чему же их научить? Стремительно развивающиеся технологии требовательны – становится очевидным, что через 10–20 лет, в пределах нашей активной жизни, станут востребованными знания, умения и навыки таких действий, о которых сегодня мы даже не мечтаем, а писатели-фантасты только обдумывают свой новый шедевр. Как же подготовить нынешних учеников ко встрече с будущим? По мнению педагогов и психологов, в современном мире меняется понятие образованности: образованным представляется уже не тот человек, который освоил разные науки и много знает – имеющиеся знания и опыт могут устареть и стать ненужными. Образованность в современном понимании – это обучаемость, это желание и способность постоянно учиться, узнавать новое. Но чтобы была у человека такая потребность – учиться, нужно в детстве сформировать прочную базу, основу которой должны составить фундаментальные знания, чёткая система координат и развитое мышление.

Сформировать в учениках потребность узнавать новое, желание учиться новому, научить видеть перспективы своего роста – вот главная задача современного учителя. Наверное, для одной личности, даже очень сильной и харизматичной, это непосильная задача. Но вполне реальная, если учитель выступает как часть единого коллектива – других учителей, родителей, государства, – имеющего общие цели и задачи.

Поэтому идеальный учитель, на наш взгляд, не бывает сам по себе – единственный на всю школу, город или страну. Это образ собирательный, коллективный, где каждый сам – личность, а все вместе – идеал. Это образ, сочетающий самые лучшие качества – личностные и профессиональные; образ, не застывший раз и навсегда, а постепенно меняющийся под воздействием требований времени и общества, но сохраняющий главное – человечность.

 

Список литературы:
1. Директор новокузнецкой школы: «Появление «элитных» образовательных учреждений — это социальная напряжённость, которую мы искусственно создаём своими руками». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nk-tv.net/2017/10/17/direktor-novokuznetskoj-shkoly-poyavlenie-elitnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenij-eto-sotsialnaya-napryazhyonnost-kotoruyu-my-iskusstvenno-sozdayom-svoimi-rukami.html (дата обращения: 15.02.2018).
2. Иванов К.А., Равнина З. И. Все начинается с учителя: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М. : Просвещение, 1983. 175 с.
3. Идеальный педагог, какой он? [Электронный ресурс] // Ze Student Journal: информационный портал. – URL: http://zsj.ru/idealnyiy-pedagog-kakoy-on-14.html (дата обращения: 18.02.2018).
4. Киселева Л. Н. Ю. М. Лотман − собеседник: общение как воспитание [Электронный ресурс] // Ruthenia: сайт. – http://www.ruthenia.ru (дата обращения: 18.02.2018).
5. Коконова Е. А. Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии // Молодой ученый. – М., 2015. – Выпуск № 9 (89). – С.  1250-1254.
6. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека учебников: сайт. - URL: http://studentam.net/content/view/1159/120/ (дата обращения: 18.02.2018).
7. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие для студентов. М. : Нестор-История, 2004. 320 с. 
8. Мудрик А. В. Учитель мастерство и вдохновение: книга для студентов. М. : Просвещение, 1986. 160 с.
9. Образ идеального учителя в представлениях современных учеников [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания: интернет-журнал. – URL:  https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35634 (дата обращения: 18.02.2018).
10. Светловская Н. Н. Первый учитель как идеал // Начальная школа. – М., 2016. – Выпуск № 9. – С. 61-65.
11. Сосновская О. В., Соловьева Ю. И. Слово об учителе // Начальная школа. – М., 2016. –  Выпуск № 2. – С. 1-7.
12. Требования ФГОС к личности учителя [Электронный ресурс] // Мультиурок: сайт. – URL: https://multiurok.ru/files/triebovaniia-fgos-k-lichnosti-uchitielia.html (дата обращения: 18.02.2018).
13. Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru  (дата обращения 15.02.2018).