Статья:

Алгоритм организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Габдуллин И.З. Алгоритм организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/6(6).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Алгоритм организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении

Габдуллин Ильдар Зиннурович
студент, Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России, РФ, г. Москва
Калайдов Александр Николаевич
научный руководитель, профессор, канд. воен. наук, доцент полковник внутренней службы в отставке Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье определены основные механизмы практики реализации целостного механизма организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении. Определены аспекты, характеризующие права и обязанности сторон, задействованных в надзорных мероприятиях

Ключевые слова: гражданская оборона; алгоритм; права; обязанности; полномочия; субъекты надзора; объекты надзора.

 

Алгоритм организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении  (далее - Объединение)  разработан  на основе комплекса нормативно-правовых актов:  федеральные законы, постановления МЧС, ведомственные нормативы.

В общем виде рассматриваемый алгоритм детерминирован следующими аспектами.

Во-первых, его основа -  некоторый риск-ориентированный подход:  уровень потенциального риска производственных процессов Объединения может быть отнесен к высокому, что определяет и периодичность, и формы, и продолжительность надзора. Вместе с тем, общая продолжительность как  плановых, так и внеплановых надзорных  мероприятий (проверок) не может быть превышать двадцать рабочих дней.

Во-вторых,  имеет место общая практика планирования проверок, основой которой выступает комплексный системный анализ    ранее полученных результатов надзорных мероприятий.

Значимые аспекты, характеризующие своевременность и полноту исполнения ранее определенных для реализации об устранении  круга выявленных нарушений.

В-третьих, имеет место  определенный структурированный механизм в системе «представители надзора - представители структурных подразделений, в отношении которых проводятся мероприятия надзора».

Так, последние  непосредственным образом присутствуют при реализации мероприятий проверки,  наделены рядом прав:

· формулировать объяснения  в контексте вопросов, возникающих при проверке;

· знакомится с результатом надзорных мероприятий (отражать -  в соответствующих документах -  свое согласие либо несогласие с ним);

· осуществлять -  в установленном порядке -   обжалование действий либо бездействия   должностных лиц (проверяющих)  если таковые повлекли нарушение прав субъекта надзорных мероприятий.

Не менее  значимы -  в контексте анализа рассматриваемого алгоритма – права и  обязанности лиц, реализующих   надзорные мероприятия.

В самом общем виде они могут быть определены в разрезе следующих значимых векторов:

· полнота, своевременность и системность реализации круга  полномочий, направленных на предупреждение, выявление и пресечений соответствующего круга требований в сфере ГО; 

· реализация разъяснительной работы в отношении субъектов надзора при неукоснительном соблюдении  их прав и законных интересов.

В-четвертых, в последнее время все более активной в Объединении стала  реализовывать практика прогнозирования и предупреждения рисков.

Весьма значимым и  имеющим существенным потенциал инструментом в данной ключе является карта рисков.

Карта рисков - формулируя некоторое общее определение -  это  графическое отображение (и текстовое  его сопровождение)  определенного ограниченного количества рисков организации, структурированных в рамках  прямоугольной таблицы, некоторой системы координат, одна ось которой  -   значимость риска (сила его воздействия), вторая -  вероятность  возникновения риска, его потенциальная частота.

Обратимся к ниже следующему рисунку, где приведен графический пример карты рисков.

 

 

Рисунок 1. Карта рисков организации: схема

 

Рассмотрим общие этапы построения рассматриваемой карты.

Во-первых,  проводится существенная аналитическая работа,  детерминированная выделением потенциальных рисков, угроз, возможностей, слабых и сильных сторон организации в текущих условиях. Фактически, можно говорить об осуществлении  SWOT- анализа [3, с.94].

Во-вторых, определяется структура, состав системы факторов, -  внутренних и внешних  -  которые могут оказать влияние на положения организации,  на динамику и тренды ее развития.

В-третьих,  осуществляется систематизация, структуризация рисков – они сводятся в рамках единой таблицы, которая фактически представляет собой совокупность факторов риска  с их обобщенным перечнем.

В-четвертых,  происходит выработка и обоснование классификационной схемы факторов с одновременным  выделением имеющихся между ним взаимосвязей. Фактически данный этап может быть определен как этап идентификации.

Идентификация рисков предполагает выявление самых значимых качественных и количественных их характеристик, в состав которых входят:

·        вероятность проявления;

·        размер потенциального ущерба;

·        место возникновения;

·        уровень взаимосвязей между факторами и т.п.

Иными словами, риск необходимо сопоставить с указанными параметрами [1, с.90]

Пятым  - в условном выделяемом нами алгоритме -  этапом является этап оценки, содержание которого  составляет фактическое измерение рисков.

Особенностью данной практики является последовательность процедуры: сначала  измерение риска производится качественно, затем -  количественно.

Отметим, что руководство Объединения   самостоятельно определяет   градацию уровня опасности и фактические единицы ее измерения.  Такими единицами может служить, к примеру,  уровень   предполагаемого потенциального ущерба

Некоторым наиболее распространенным является  подход,  в рамках которого опасным  понимается фактор, которые может стать причиной потери прибыли.

Кроме того, практика выработала определенную «шкалу оценивания», в рамках которой маловероятным считается риск, находящийся в диапазоне от 0  до 0,2; вероятным -  от 0,21 до 0,65;   весьма вероятным  -  от 0, 65. [1]

Завершающий этап - перенесение заполненной по всем правилам таблицы факторов риска  на карту риска с  обязательной дифференциацией вероятности и опасности.

В конечном счете формируется целостная карта, условно разделенная на  сектора, попадание в которые того или иного риска наглядно демонстрирует его  потенциал опасности и вероятность реализации.

Организованная  подобным образом схема выступает эффективным и значимым инструментом при анализе рисков во всех временных  горизонтах.

Отметим также, что логичность и объективность анализа исходных данных, используемых при создании карты риска, является основой верной и релевантной организации карты рисков. Таким образом, рассматриваемый нами общий  механизм -  целостный, системный, коммуникативный. Вместе с тем  все большую значимость приобретает стратегическая деятельность по предупреждению  прогнозированию рисков.

 

Список литературы:
1. Екушов А. Моделирование рисков: единый подход.// М.: 2014. 
2. Качанов С.А., Махутов Н.А., Таранов С.А. Оптимизация мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов Российской Федерации и населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т.7. № 1-2.
3. Литовских А.М. Управление финансовыми рисками // Финансовый менеджмент.— Таганрог: Издательство Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2013.