Мелкое взяточничество как одно из проявлений бытовой коррупции
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Мелкое взяточничество как одно из проявлений бытовой коррупции
Petty bribery as one of the manifestations of corruption
Anastasia Samartseva
student the Orenburg State University, Russia, Orenburg
Nona Volosova
doctor of legal Sciences, associate Professor, Department of criminal law, Orenburg state University, Russia, Orenburg
Аннотация. Бытовая коррупция, получающая широкое распространение в современном обществе и охватывающая различные сферы взаимодействия людей, не имеет чёткого определения. Она определяется отдельной спецификой по сравнению с другими проявлениями коррупции. В статье рассматривается проблема правоприменения и толкования новой ведённой нормы в Уголовный кодекс РФ.
Abstract. Domestic corruption, receiving wide-spread in modern society and in different spheres of human interaction, has a clear understanding. It is determined by the individual specificity compared with other manifestations of corruption. The article discusses the problem of enforcement and interpretation of the new rules introduced in the criminal code of the Russian Federation.
Ключевые слова: бытовая коррупция; мелкое взяточничество; противодействие коррупции; ответственность; толкование закона.
Keywords: everyday corruption; petty corruption; anti-corruption; responsibility; interpretation of the law.
Бытовая коррупция охватывает различные сферы взаимодействия граждан и власти. Впервые понятие «бытовая коррупция» было введено в национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Оно определено как «коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются больше всего в своей жизни» [1, c. 11].
Такое проявление коррупции распространёно, потому что люди дают взятки в медицинских учреждениях, детском саду, школе. Они это делают для того, чтобы получить преимущество, выгоду и привилегию для себя.
Бытовая коррупция отличается от других проявлений коррупции тем, что обычно граждане дают небольшие суммы взяток, которые носят постоянный характер. Взяткополучателями в данном случае выступают врачи, преподаватели, должностные лица предприятий и организаций, которые оказывают услуги населению, то есть те, с кем граждане встречаются практически каждый день [4, c. 96].
Научный интерес к проблеме коррупции на протяжении многих лет проявляли многие отечественные ученые, но бытовая коррупция исследовалась в меньшей степени по сравнению с другими видами. В настоящий момент на территории Российской Федерации действует национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, который провозглашает одним из направлений работы организацию научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающейся снижения уровня бытовой коррупции. Данные исследования направлены на разработку чёткой, последовательной и эффективной стратегии борьбы с проявлениями бытовой коррупции.
Уголовный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты устанавливают правовое регулирование в сфере противодействия бытовой коррупции. Федеральным законом от 03 июля 2016 № 324-Ф3 в УК РФ была введена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», в её нормах установлена ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Данная норма относится только к бытовой коррупции, то есть той, в которой существует небольшой размер дачи взятки определённому лицу. Также, в пояснительной записке к проекту данного федерального закона было отмечено, что «в 2012—2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту совершения коррупции, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей» [2, c.10].
Общие представления об уровне бытовой коррупции дает анализ результатов прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Результаты прокурорских проверок показали, что за последние пять лет соотношение показателей привлечения к дисциплинарной ответственности чиновников и представителей государственных учреждений сохранилось. По приведённым данным статистики на 2016 год было возбуждено большое количество уголовных дел по материалам, направленным прокурором. Так, по отношению к представительным органам субъектов РФ было возбуждено 151 021, а по органам исполнительной власти субъектов РФ 20 186 45 уголовных дел. Эти данные показывают нам высокий уровень совершения таких преступлений [3, c.111].
В Российской Федерации бытовая коррупция не имеет чёткого согласованного понимания, это создаёт определённое препятствие для его комплексного исследования. В современных научных работах под бытовой коррупцией понимается «низовой» уровень коррупционных проявлений, когда в преступные схемы вовлекаются муниципальные служащие, административная коррупция, мелкое взяточничество.
В основе определения понятия бытовая коррупция лежит слово «быт». Оно включает в себя уклад повседневной жизни, а также внепроизводственную сферу. На основе этого под бытовой коррупцией следует понимать совокупность противоправных отношений физического лица как потребителя коррупционной услуги с должностным лицом либо руководителем коммерческой организации как производителем коррупционной услуги для обеспечения оперативности и удовлетворения физическим лицом его непроизводственных потребностей.
Хочется отметить, что введение в Уголовный кодекс РФ статьи 291.2 «Мелкое взяточничество» является актом противоречивого отношения к явлению коррупции. Норма этого закона не должна распространяться на тех лиц, которые совершили деяния до введения её в действие. Однако данная норма в 2016 году распространялась на лиц, в отношении которых совершено уголовное преследование за простое взяточничество. В данном случае возникает вопрос, нужно ли привлекать к ответственности за мелкое взяточничество или за обычное взяточничество лиц, о совершении мелкого взяточничества которыми стало известно после введения в УК РФ ст. 291.2 УК РФ.
Решение данного вопроса крайне сложно, оно может привести к проблеме правоприменения и толкования закона. Полагаем, что для решения данной проблемы нужно отнести такое преступление как мелкое взяточничество, где размер взятки не превышает десяти тысяч рублей к административному правонарушению, который будет наказываться штрафом либо дисквалификацией государственного служащего. Кроме того, к такому виду наказания нужно привлекать лиц, совершившим подобные преступления до введения в действия названной нормы законодательства.
Коррупция является значимой политической проблемой. Она оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни общества и государства. Её последствия проявляются в невозможности решения проблем, стоящих перед государством и преодоления пробелов в законодательстве. Из-за коррупции происходит подрыв доверия народа к высшим эшелонам власти вследствие устойчивого снижения уровня жизни населения.
В целом хотелось бы отметить, что бытовая коррупция в Российской Федерации представляет собой сложную социальную практику отношений физического лица, который является потребителем коррупционной услуги, и чиновника, являющимся производителем услуги по поводу оперативного, эффективного и качественного удовлетворения физическим лицом его непроизводственных потребностей за вознаграждение. На наш взгляд, основным инструментом борьбы с бытовой коррупцией является развитие института ответственности за совершение вредных мелких правонарушений.