Статья:

Трактовка термина «сакральное» в трудах современных украинских учёных

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Славянские языки

Выходные данные
Лебедева Н.А. Трактовка термина «сакральное» в трудах современных украинских учёных // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 55-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Трактовка термина «сакральное» в трудах современных украинских учёных

Лебедева Надежда Анатольевна
д-р философии в области культурологии, действительный член Евразийской Академии Телевидения и Радио, проф. философии Международной Кадровой Академии, Украина, г. Киев

 

The interpretation of the term "sacral" in the works of modern Ukrainian scientists

 

Nadezhda Lebedeva

doctor of philosophy in the field of Cultural Studies, authorized member of Eurasian Academy of Television and Radio, Professor of philosophy of International Personnel Academy, Ukraine, Kiev

 

Аннотация: В статье рассматриваются современные трактовки термина "сакральное" в трудах украинских учёных. В результате анализа современных научных источников сделан вывод о существовании диалектического контекста в сущности термина "сакральное" сквозь призму его понимания в процессе развития культуры.

Abstract: The article is dedicated to modern interpretations of the term "sacral" in the works of Ukrainian scientists. As a result of the analysis of modern scientific sources, a conclusion has been made about the existence of a dialectical context in the essence of the term "sacral" through the prism of its understanding in the process of cultural development.

 

Ключевые слова: философское, природа, диалектика, сакральное, культура, священное, универсальное.

Keywords: philosophical, nature, dialectics, sacred, culture, universal.

 

Сакральное, если обратиться к Большой современной энциклопедии, "от англ. Sacral и лат. Sacrum - священное, посвященное богам – все, что имеет отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому и отличное от обыденных вещей, понятий и явлений. Сакральные объекты имеют как материальное, так и духовное измерение, связанное с Высшим миром, а сакральное искусство воплощает идеи и образы божественного" [1, с. 334].

Владимир Шелюто обращает внимание на важность раскрытия проблемы определения этимологии самого термина. "Слово "сакральное" имеет индоевропейский корень sak-, выражающий наиболее интенсивное присутствие в своей наиболее полной форме. Под сакральным у древних ариев понималось соответствие космоса, фундаментальная структура вещей, имеющаяся реальность. Это та реальность, на основе которой жрецы ведической религии стремились построить общество" [7, с. 96]. Итак, наблюдаем наличие качественных характеристик, которые отражены в лингвистической форме и, по мнению ученого, в древнем индоевропейском мышлении, основой которого было сакральное, в котором, в свою очередь, существует любая реальность. Именно в сакральном существовала реальность первобытных и древних обществ - некая демонстрация их величия. "В латинском языке появилось понятие sacrum - священное дело, действие. Этот термин возник еще в языческие времена. В свою очередь, слово sacrum восходит к латинскому слову sacer, которое во времена римского язычества означало "посвященное богам" , "священное" [7, с. 96].

Украинский ученый Владимир Валерьевич Токман в научном исследовании "Феномен священного: его сущность и мировоззренческая природа" раскрыл сущностные признаки феномена священного и показал его мировоззренческую природу и значимость для жизнедеятельности человеческого сообщества. Учёный выявил смысловой горизонт термина "священное", его статус как категориальной формы и исследовал соотношение между понятиями "святое", "сакральное", "священное". Соображения по поводу полисемии определения "священное" приводит его к мысли о том, что этот термин "неограниченный одним лексическим значением, а охватывает широкий смысловой диапазон" [5, с. 7-8]. В одних случаях понятие "священное" характеризует сферу божественного и демонического, где мы можем наблюдать проявление основного закона диалектики, "в других - касается предметов, практических действий, норм и правил ритуально-обрядового назначения как средства связи с Богом, духовными существами, а также тех чувств человека, которые возникают в результате переживания чего-то скрытого, тайного" [5, с. 7-8]. Таким образом, очевиден закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Что же касается терминологического ряда "свято-священное сакральное", то, по мнению В. В. Токмана, его составляющие успешно применяются для характеристики некоторых аспектов религиозного феномена. Украинский ученый замечает, что латиноязычная лингвистическая форма "сакральное" является аналогом славянского термина "священное", а потому лингвистически различать их нет смысла. "Разница в смысловых нюансах имеет место между "святым" и "священным" ("сакральным"), и приобретает она особое значение в рамках христианской лингворелигиозной традиции" [5, с. 8].

Упомянутые выше значения употребляются преимущественно для отображения иерархических степеней святости. Присущее каждому из них стилистическое оформление позволяет расширить поле их применения. "Согласно религии Христа, одно дело - глубокое внутреннее переживание встречи с Богом, а другое - чисто внешнее исполнение ритуально-обрядовых действ. Это отличие, которое христианство провело между сферой истинного благочестия и сферой всего причастного к культу, получило соответствующее терминологическое закрепление и оказалась в том, что в первом случае во многих европейских языках пользуются как раз термином "святое", а во втором - "священное" [5, с. 8].

Вернемся к наблюдениям украинского кандидата философских наук В. М. Шелюто. Он пишет: "В глубокой древности sacer имело негативный смысл. Оно понималось как "запрещено","проклятое","гнусное". То есть еще в языческие времена сакральное имело два противоположных по смыслу понимания" [7, с. 96].

Таким образом, очевидно существование противоположных сторон явлений в составе одного лингвистического термина. Двойственный смысл понимания слова "сакральное", по утверждению ученого, свидетельствует о различных временных пластах в плане понимания сакрального. "На раннем этапе истории сакральное трактовалось преимущественно в негативном смысле. Оно было прежде всего связано с эмоциями страха и отвращения. На более позднем этапе истории акцент делается на трактовке сакрального в положительном смысле. Сакральное рассматривается как священное, чистое, посвященное богам" [7, с. 96]. В контексте нашего исследования важно замечание В. М. Шелюто о том, что понятие sacrum трансформировалось и перешло к христианской религиозной парадигме. В мировоззрении Христианства понятие sacrum стало характеризовать церковные таинства, объекты религиозного поклонения, вещи, которые принадлежат к религиозному культу, а также все то, что согласно учению церкви наделено Божьей благодатью. Затем возникло еще одно слово, обозначающее сакральное в христианской религии - слово sanctus, которым в латинском языке принято называть святой дух - spiritus sanctus [7, с. 96].

Леонид Выговский в работе "Религия как общественно-функционирующий феномен" определяет вес сакрального через религиозную призму. По утверждению ученого, религия имеет непосредственное отношение к духовным ценностям и может самостоятельно выступать в качестве специфической ценностной системы. При этом она удваивает мир и позволяет сформировать новое бытие - мир бытия потустороннего, которое имеет трансцендентный характер. "Поэтому в основе системы религиозных ценностей лежит разделение мира на сакральное (священное) и профанное (мирское). Сакральное возникает универсальным явлением, поскольку выходит за пределы трансцендентного и может проявляться в различных сферах повседневной жизни. Но в религии оно формирует ощущение зависимости человеческого бытия от священного и ориентирует на деятельность по его достижению. Поэтому в большинстве конфессий высшей ценностью провозглашается Бог" [2, с. 34].

Подводя итог обзора трудов современных украинских учёных, можем сделать вывод о том, что в сущности самого термина "сакральное" заключены основные диалектические законы, подтверждаемые наличием качественных характеристик лингвистической формы, переходом смысловых количественных изменений в качественные, а также наличие противоположных смысловых явлений.

 

Список литературы:
1. Велика сучасна енциклопедія. У 10 т. Т. 8. П-С / уклад. А. С. Івченко. - Харків : Книжковий Клуб "Клуб Сімейного Дозвілля", 2013. - 352 с.
2. Виговський Л. А. Релігія як суспільно-функціонуючий феномен: дис. ... автореф. д-ра філос. наук: спец. 09.00.11 «Релігієзнавство» / Леонід Антонович Виговський. – К., 2005. – 34 с.
3. Матвєєва Л. Л. Культурологія. - К.: Либідь, 2005. - 512 с.
4. Петрушенко В. Л. Філософський словник : терміни, персоналії, сентенції / В. Л. Петрушенко. - Львів : "Магнолія 2006", 2011. - 352 c.
5. Токман В. В. Феномен священного: Його сутність і світоглядна природа: автореф. дис. на здобуття наук ступеня канд. філос. наук: спец. 09.00.11 «Релігієзнавство» / Володимир Валерійович Токман. – К., 2001. – 13 с.
6. Хамітов Н., Гармаш Л., Крилова С. Історія філософії: проблема людини та її меж. Вступ до філософської антропології як метаантропології. - К.: КНТ, 2015. - 396 с.
7. Шелюто В. М. Проблема сакрального як світоглядна проблема / В. М. Шелюто // Наука. Релігія. Суспільство. - № 4. - 2010. - С. 94–101.