Статья:

Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Соколова Е.Е., Гут Ю.Н. Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66193 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Соколова Елена Евгеньевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Гут Юлия Николаевна
канд. психол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

FEATURES OF FINE MOTOR SKILLS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH MENTAL RETARDATION

 

Elena Sokolova

Student, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Julia Gut

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности мелкой моторики детей. Акцент делается на особенностях детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Abstract. The article discusses the features of fine motor skills of children. The emphasis is on the features of children of preschool age with mental retardation.

 

Ключевые слова: мелкая моторика, старший дошкольный возраст, задержка психического развития.

Keywords: fine motor skills, senior preschool age, mental retardation.

 

Важной задачей дошкольного периода, а особенно старшего дошкольного периода, является развитие индивидуальности ребенка и подготовка его к школе. По мнению И.М. Даховой, у всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к обучению в школе. Это выражается в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов возбуждения и торможения, трудности в образовании сложных условных связей), в связи с чем, дошкольники с большим трудом овладевают письмом, математическими представлениями, чтением [7]. З.В. Поливара обращает внимание на то, что у таких дошкольников может наблюдаться трудности в овладения навыками самообслуживания, длительно сохраняется тенденция захватывать мелкие предметы всей кистью, а также позднее появляется пальцевой захват мелких предметов. У таких детей сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков, многие из них длительное время не умеют правильно держать карандаш и ручку. Может наблюдаться как вялость пальцев (особенно при работе с карандашами), так и их малая подвижность, и чрезмерное напряжение [10].

В психическом развитии ребенка своеобразным значением, по мнению Е.П. Акимовой, обладают движения руки, которые начинают формироваться довольно рано [1]. М.Г. Борисенко и Н.А. Лукина считают, что освоение двигательными навыками, в особенности графическими, это создание временных нервных связей в коре головного мозга ребенка [4].

По данным физиологии, ЦНС и нервно мышечный аппарат ребенка в 6-тилетнем уже сформирован, как у взрослого человека. После 5-6 лет у детей в коре головного мозга в соответствии с законами образования условных рефлексов формируются условно рефлекторные функции чтения и письма. В основе овладения письмом также лежат двигательные навыки.

Специфика и трудности письма, по мнению С.Е. Большаковой [3], заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Осуществление движений контролируется, корректируется, направляется путём сопоставления результата с целью движения. Ученый также обращает внимание на то, что главными характеристиками письма детей старшего дошкольного возраста являются: нестабильность, нервность, нечеткость штрихов, сильное мышечное напряжение, несовершенны механизмы регуляции позы, практически каждое движение в серии выполняется отдельно, нет плавности и складности движений.

Трудность формирования данного навыка, по мнению М.М. Безруких, связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции [2].

Немаловажную роль в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка, по мнению Е.В. Грайзер, играет сформированная мелкая моторика. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма [5].

В своих исследованиях большое внимание Е.П. Акимова уделяет роли мелкой моторики в развитии речи [1]. А.В. Запорожец указывает, что в младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами [8].

В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой С. Е. Большакова понимает совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [3].

Развитие мелкой моторики рук ребёнка, по мнению С.Н. Данченковой, - один из показателей психического развития ребёнка. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, память, воображение и т.д. [6]. 

Проблема обучения школьников с задержкой психического развития (ЗПР), по мнению Л.С. Заркеновой, является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии. B последние годы отмечается значительный рост количества детей c отклонениями в развитии, среди которых наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства детей c ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым детям все же требуется оказание индивидуальной помощи [9].

Нами было проведено исследование сформированности моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №12 г. Белгорода. Выборка испытуемых состояла из 30 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с задержкой психического развития: 15 девочек и 15 мальчиков. В исследовании использовали методику «Дорожки» (Л.А. Венгер) и методику «Оценка мелкой моторики» (Н.И. Озерецкий).

В результате исследования не выявлено респондентов с высоким уровнем сформированности моторных навыков. 33,3% характеризуются средним показателем сформированности моторных навыков. Такие дети при прохождении дорожек допускали 2-3 отрыва карандаша от бумаги и выход за пределы дорожки.

Большинству детей (66,7%) свойственен низкий уровень сенсомоторных навыков. Дорожки таких детей с сильным нажимом, неточные, нервные, наблюдаются многократные выходы за пределы дорожки, отрывы карандаша от бумаги, проведение несколько раз по одному месту. В процессе выполнения дети не регулировали силу нажима.

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР недостаточно сформированы навыки общей и мелкой моторики (максимальное значение по каждому виду двигательных проб – 5 баллов). По результатам исследования статической координации (Me=1,9) видно, что дети испытывают сложности при необходимости в течение 15 секунд стоять на одной ноге, либо стоять с закрытыми глазами. Еще более сложными для выполнения являются пробы на динамическую координацию (Me=1,7). При выполнении задания на передвижение прыжками, прыжки в высоту – дети часто сбиваются, падают, проявляют моторную неловкость, при вырезании кружков – линии резкие, неровные.

Скорость выполнения деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР низкая (Me=1,7). Такие дети довольно медленно складывали пуговицы в коробку, рисовали вертикальные линии, прокалывали отверстия в листе бумаги с нанесенными на нем кружками, рисовали точки.

Результаты по параметру «сила движений» более высокие (Me=2,9) по сравнению с остальными показателями. Это обусловлено тем, что детям с ЗПР свойственно напряжение в руках, которое снижается в процессе сжатия, сгибания предметов. Даже рисунки такие дети изображают с сильным нажимом.

Высокий показатель обнаружен по шкале «сопровождающие движения» (Me=3,8). Наличие синкинезий является результатом слабости произвольных процессов и определяется незрелостью нервной системы.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР недостаточно сформирована мелкая моторика, что затрудняет становление графомоторных навыков и может являться преградой к последующему обучению. Слабость моторных навыков выражается в неточном выполнении движений, недостаточной координации рук, синхронности движений, удержании статической позы рук непродолжительное время. Движения у детей скованные, отсутствует точность и ловкость, при выполнении заданий нарастало напряжение в руках, что усугубляло процесс выполнения заданий. У данной категории детей очень часто наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, и больше всего страдает моторика кистей и пальцев рук.

 

Список литературы:
1. Акимова Е.П. Психофизиологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к письму / Символ науки. - 2017. №6. - С. 106-108.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведения. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия, 2007». - 288 с.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с. 
4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти). - СПб. : Паритет, 2003 (ГИПК Лениздат). - 125 с.
5. Грайзер Е.В. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста // Проблемы педагогики. - 2015. - №2 (3). - С. 75-78.
6. Данченкова С.Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №3-4. - С. 19-20.
7. Дахова И.М. Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению // Концепт. - 2019. - №3. - С. 82-87.
8. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Астрель, 1990. - 320 с.
9. Заркенова Л.С. Использование инновационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках «Познание мира» // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. № 3. - С. 18-24.
10. Поливара З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста. - Москва: Флинта, 2013. - 140 с.