Анализ влияния внедрения «цифрового производства» на уровень производительности труда на предприятии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)
Анализ влияния внедрения «цифрового производства» на уровень производительности труда на предприятии
Цифровая экономика является базой развития предприятий в целом и оказывает воздействие на такие разнообразные отрасли как банковская, розничная торговля, транспорт, энергетика, образование, здравоохранение и производство. «Усиление цифровизации заставляет переосмысливать существующие стандарты ведения бизнеса и налаженные бизнес-процессы. Сегодня концепция цифровой экономики для предприятий включает в себя использование виртуальных процессов, с целью оптимального и быстрого принятия эффективных производственных, экономических и управленческих решений» [1, с. 58].
Современные цифровые технологии, такие как интернет вещей (IoT), большие данные (big data), использование мобильных устройств и девайсов трансформируют способы социального взаимодействия, экономические отношения, производственные процессы.
Профессор Walter Brenner (Вальтер Бреннер) из университета St. Gallen в Швейцарии (St. Gallen in Switzerland states) считает: «всестороннее использование цифровых технологий передачи данных преобразует существующие бизнес - модели, способствует созданию новых продуктов и услуг, создает новые процессы, которые становятся более эффективными и формируют новую культуру управления» [3].
Необходимо также учитывать, что цифровые технологии обладают существенным потенциалом для ускорения инновационных процессов, поэтому показатели инвестиций в развитие цифрового потенциала предприятия являются важным фактором ее конкурентоспособности в современных условиях Появляющиеся новые бизнес - модели, сетевые структуры, группы компаний, основывающиеся на коллективных методах производства и потребления, неизбежно меняют традиционные рыночные отношения и соответственно требуют выработки новых решений в области управления современным производством.
«Достижения в области цифровых технологий так же непосредственно связаны с организационными инновациями, повышающими эффективность труда за счет реинжиниринга процесса управления организацией» [1, с. 56].
Предприятие характеризуется множественными взаимодействиями как внутри своей структуры, так и со внешней средой. Поэтому возникает проблема агрегации данных об этих взаимодействиях в единый комплекс управления организацией, интеграции различных видов информации в единое цифровое пространство, где под информационной средой понимается совокупность программно-технических средств, предназначенных для сбора и обработки данных, управления основными и вспомогательными производственными процессами, обладающую возможностью вырабатывать и осуществлять на практике конкретные решения в различных областях производственной деятельности предприятия, рисунок 1. Необходимо отметить, что широкое использование цифровых продуктов в современных условиях становится куда более значимым, чем низкая себестоимость сырья, финансовая независимость предприятия или новые каналы сбыта продукции.
Упорядоченные данные являются ресурсом, который позволяет постоянно или в течение длительных периодов планировать будущие действия. Процесс совершенствования материально - технических систем предприятия и повышение эффективности их использования, по сути, сводится к появлению новых данных об этих системах, раскрывая их потенциал. Это обстоятельство должно выражаться не только тем, чтобы уметь вести мониторинг и обрабатывать увеличивающийся объем данных, но и использовать их с целью обеспечения производства с повышающейся отдачей при экономии ресурсов [2].
Рисунок 1. Компоненты цифрового пространства предприятия
Одним из организационных направлений, эффективно повышающем производительность труда, является обеспечение максимальной загрузки производственных мощностей на основе постоянного совершенствования производственного планирования.
Решение этой задачи реализуется на основе интеграции различных направлений производственного планирования путем применения информационных технологий. Особую актуальность приобретает внедрение цифровых интегрированных систем оперативного планирования, увязывающего в единый цикл календарное планирование производства, закупки и материальное обеспечение производственных подразделений, планирование производственных мощностей в тесной увязке с потребностями заказчиков. При этом следует учитывать, что мощность предприятия должна обеспечить его способность удовлетворить спрос, реагировать на действия конкурентов, положительно влиять на структуру издержек и на политику управления запасами.
В рамках оптимизации процессов «от заказа до поставки» для предприятий, например, может внедряться облачное решение SAP Ariba Catalog, индивидуально адаптированное под задачи службы снабжения.
SAP Ariba – это крупнейшая в мире облачная платформа для закупок и взаимодействия с поставщиками через бизнес-сеть Ariba Network, которая объединяет более 2 миллиона компаний из 190 стран мира.
Данная цифровая технология представляет собой совокупность модулей для различных задач предприятия: проведения закупочных процедур, выбора поставщика, управления взаимоотношениями с поставщиками и многие другие. Возможна интеграция системы с существующим IT -ландшафтом предприятия, в частности с различными модулями SAP, популярными у многих компаний.
Основная цель внедрения SAP Ariba Catalog – сделать процесс закупок предприятия простым, прозрачным и понятным для сотрудников всех подразделений предприятия. Данный IT-инструмент также позволит существенно облегчить процесс формирования потребности, а также снизить затраты на исполнение закупочного процесса.
Преимущества цифовой платформы закупок очевидны. С внедрением модуля управления каталогами SAP Ariba процесс заказа товарно - материальных ценностей(ТМЦ) осуществляется в несколько кликов. Заявитель находит и выбирает необходимую позицию в системе, в которую загружены каталоги различных поставщиков, и просто кладет его в корзину. После этого позиция сразу включается в заказ на закупку поставщику – владельцу каталога, а заявитель ожидает поставки материала на центральный склад.
Приобретение необходимых ТМЦ становится схожей с покупкой в онлайн-магазине. Специалисты по снабжению на предприятии, активно внедряющем такую систему, сравнивают ее с сайтом знаменитого американского гиганта интернет-торговли, компании Amazon[4]. Предприятие получает удобный функционал, который позволит сократить сроки обеспечения потребностей и улучшить качество пользовательского опыта при проведении закупок.
И в первую очередь, внедрение платформы ведет к снижению трудозатрат на дополнительную транзакционную работу, что соответственно повысит производительность труда. Дополнительным преимуществом использования системы является сокращение времени цикла «от заявки до поставки» за счет ускорения поиска и согласования необходимых ТМЦ.
Существенно повысит производительность труда на предприятии внедрение цифровой системы управления документами. Понятное, прозрачное и эффективное движение документа - основная цель такой информационной системы. Новая система управления информацией значительно облегчит работу с организационно-распорядительными документами (ОРД) и позволит создавать, согласовывать, регистрировать и хранить документы в едином информационном пространстве. Работать с большим количеством приказов, распоряжений, протоколов, постановлений, внешней и внутренней корреспонденции сотрудникам предприятия станет значительно проще и удобнее.
Такая система позволяет ставить сроки выполнения задач, в удобной форме просмотреть цепочку согласования и узнать, у кого документ находится в данный момент. Все участники процесса будут видеть направленные им задачи и сроки их выполнения, а, значит, смогут эффективно управлять собственной загрузкой. Задачи будут приходить ответственным лицам напрямую, что позволит получить максимальный результат в минимальные сроки.
Прозрачность действий повышает безопасность работы с документами - можно будет посмотреть, кто удалял, распечатывал или вносил изменения в документ. При этом сохраняется и определенная иерархия – доступ к информации будет разграничен по различным критериям.
Базы данных – важное направление в контексте цифровизации производственных процессов предприятия. Например, платформа данных и математического моделирования, куда стекаются производственные данные и производятся расчеты.
Современные компании активно проводят семинары по цифровизации, содержащие примеры применения цифровых технологий в производстве. На семинарах происходит генерация идей, которые могут решить производственные проблемы с помощью цифровых технологий. Семинары приводят к появлению новых направлений в цифровизации, поиску новых инструментов и постановке задач для разработчиков новых цифровых продуктов. Цифровые технологии в настоящее время достаточно развиты, но необходима адаптация их к производственным процессам.
Цифровизация является одним из стратегических приоритетов современных компаний. Это новый инструмент в достижении тех целей, которые поставлены перед всеми подразделениями предприятия, содержащий в себе большой потенциал.
Также необходимо отметить, что цифровая трансформация производства приведет как к положительным результатам, так и появлению негативных сопутствующих сторон, таблица:
Таблица.
Анализ влияния цифровой трансформации
Положительные результаты |
Негативные стороны |
Повышение эффективности и производительности труда |
Увеличение инвестиций в информационную безопасность |
Выпуск продукции с новыми характеристиками и возможности ее совершенствования, повышению ее качества |
Цифровая несинхронность в образовании персонала, наличии устаревшего оборудования, несовместимого с цифровыми технологиями, условиях доступа к цифровым технологиям |
Усиление автоматизации производства и сокращение времени поставок продукции |
Сокращение рабочих мест |
На основе проведенной диагностики можно выделить основные преимущества для роста производительности труда на предприятии, активно внедряющего цифровизацию, рисунок 2:
Рисунок 2. Преимущества цифровизации предприятия
Таким образом, в настоящее время не существует универсальных цифровых моделей предприятия, поэтому оно должно самостоятельно определять вектор собственного цифрового развития, разрабатывая при этом требования к цифровому управлению операционной эффективностью, к цифровой трансформации организационной структуры, деловых процессов и процессов принятия решений, к работе с цифровыми данными и цифровым компетенциям персонала.