Статья:

Специфика рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ахметшина Д.М., Азаматова Л.Л. Специфика рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64348 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Ахметшина Диана Мансуровна
студент, Институт права, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа
Азаматова Ленара Ленисовна
старший преподаватель, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности производства арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

 

Ключевые слова: рассмотрение дел, возникающих из административных правоотношений, арбитражные суды, Арбитражный процессуальный кодекс.

 

Конституция Российской Федерации (далее – РФ) закрепляет наряду с конституционным, гражданским, уголовным судопроизводством административное судопроизводство [1]. Под административным судопроизводством следует понимать форму организации и деятельности суда по разрешению административно-правовых споров [2]. В настоящий момент в РФ споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, подлежат рассмотрению в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Арбитражные суды РФ рассматривают и разрешают споры, которые связаны с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности. В юридической литературе споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подразделяются на две большие группы: споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, а также споры, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Последняя группа споров рассматривается арбитражными судами посредством административного судопроизводства. Перечень дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, отнесенных к компетенции арбитражных судов приведен в ст. 29 АПК РФ (например, о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда) [3].

Споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, имеют ряд характерных особенностей. Во-первых, административные правоотношения всегда основаны на принципе власти и подчинения между его субъектами, что же касается гражданских правоотношений – для них характерно юридическое равенство сторон (горизонтальные правоотношения). Однако неравенство субъектов в административных правоотношениях не влияет на эффективность защиты их прав в арбитражных судах в силу независимости суда, состязательности процесса, процессуального равноправия сторон. Во-вторых, к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ). В-третьих, формой обращения в суд является не исковое заявление, а заявление или жалоба. Заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ (исключение составляет заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности – оно подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства заявителя либо по адресу административного органа). В-четвертых, при рассмотрении споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, предметом судебной деятельности является проверка законности решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также принимаемых ими ненормативных правовых актов. Кроме того, бремя доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Для большинства дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, установлен сокращенный срок их рассмотрения. Так, согласно ст. 204 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности. Помимо этого, дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Таким образом, в арбитражных судах действует правило об ускоренной процедуре рассмотрения таких категории дел. Еще одна особенность касается примирительных процедур – в основном мировое соглашение нехарактерно для данной категории дел. Вместе с тем, примирительные процедуры могут выражаться, например, в том, что при взыскании налога под контролем суда стороны могут договориться о рассрочке его уплаты.

Таким образом, арбитражные суды РФ являются субъектами административного судопроизводства. Рассмотрение споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, имеет ряд процессуальных особенностей: отсутствие спора о праве, возбуждение дел данной категории путем подачи жалобы или заявления, сокращенные сроки рассмотрения дела, сокращенные сроки для обращения в арбитражный суд, возложение бремени доказывания на административный орган или должностное лицо.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Дата об-ращения: 13.12. 2019 г.
2. Иванов А.В. Деятельность арбитражных судов Российской Феде-рации по рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей / Отв. ред. В.В. Ершов, Н.А. Тузов. М.: Статут, 2008. 
3. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ Да-та обращения: 13.12. 2019 г.