Статья:

Анализ предоставления тарифных преференций развивающимся странам

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мищенко А.А. Анализ предоставления тарифных преференций развивающимся странам // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64145 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ предоставления тарифных преференций развивающимся странам

Мищенко Алина Александровна
студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Волгоградский институт управления, РФ, г. Волгоград

 

ANALYSIS OF TARIFF PREFERENCES FOR DEVELOPING COUNTRIES

 

Alina Mishchenko

Student of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Volgograd Institute of management, Russia, Volgograd

 

Аннотация. В статье поднимается вопрос целесообразности предоставления тарифных преференций некоторым развивающимся странам в условиях стремительного экономического роста. Рассматриваются условия конкуренции наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций, а также способы  повышения эффективности функционирования национальной системы тарифных преференций.

Abstract. The article raises the question of expediency of granting tariff preferences to some developing countries in the conditions of rapid economic growth. The conditions of competition of the least developed countries in the provision of tariff preferences, as well as ways to improve the efficiency of the national system of tariff preferences are considered.

 

Ключевые слова: преференции; тарифные преференции; Евразийский экономический союз; индустриальные страны; экспорт; импорт

Keywords: preferences; tariff preferences; Eurasian economic Union; industrial countries; export; import.

 

Эффективное функционирование национальной системы тарифных преференций зависит от своевременной трансформации с учетом сложившихся внешнеэкономических условий. В настоящее время актуальным становится вопрос обоснованности предоставления тарифных преференций. В условиях стремительного экономического роста, наблюдается появление наиболее развитых развивающихся стран. В действительности, данные страны являются пользователями системы тарифных преференций, однако не нуждаются в этом, т.к. они успешно интегрировали в мировую торговлю и товары, происходящие из таких стран, являются высококонкурентными. Примером являются страны ОПЕК, некоторые новые индустриальные страны, такие как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Тобаго и другие. Однако в силу сложившихся традиций эти государства относятся к развивающимся, что дает им право на пользование преференциальным режимом в отношении своих товаров. Таким образом, отсутствие страновой градации при предоставлении тарифных преференций, ухудшает положение НРС, которые вынуждены конкурировать на равных условиях с наиболее развитыми развивающимися странами. Следовательно, система тарифных преференций теряет свою эффективность и не приводит к ожидаемым целям.

Зачастую, развивающиеся страны, осуществляют экспорт продукции отдельных видов продукции под преференциальным режимом. С тем условием, что данная отрасль производства в этой стране является и без того высоко конкурентной и не нуждается в пользовании тарифными преференциями для успешного выхода на мировые рынки. Таким образом, необходима разработка механизмов секторальной градации, которая учитывает уровень конкурентоспособности отдельных отраслей промышленности стран-бенефициаров и позволяет варьировать объем тарифных преференций в зависимости от уровня конкурентоспособности определенной отрасли

Большая часть преференциальных товаров ввозится в Россию из Аргентины, Сингапура, Китая Турции, Индии, Чили, Малайзии и т.д.

Основным торговым партнерам России  в 2018-2019 гг. среди стран дальнего зарубежья являлся Китай, товарооборот с которым составил свыше 70 млрд. долл. США Китай импортирует основную долю преференциальных товаров в Россию.

Анализируя динамику китайского экспорта в Россию за прошедшие несколько лет, можно сделать вывод, что Китай продолжает активно приникать на российский рынок потребительских товаров, тем самым создавая конкуренцию российским производителям, и динамика импорта из Китая продолжает расти, несмотря на то.

Также одной из стран, активно наращивающей импорт в РФ (из развивающихся стран) является Индия. Экономика Индии занимает третье место в мире по паритету покупательной способности, и в последние годы демонстрирует крайне высокие темпы роста. В стране действуют получившие мировое признание компании, работающие в фармацевтической, сталелитейной и космической отраслях. Индия – лидер в части использования информационных технологий в интересах «электронного правительства» и предоставления государственных услуг. Объём торговли России с Индией за последние пять лет вырос более чем на 15%. Возникает вопрос о целесообразности предоставления Китаю и Индии тарифных преференций со стороны ЕАЭС.

Страны, которые рекомендуется исключить из перечня (Китай, Индия) на протяжении последних лет являются динамично развивающимися государствами с уровнем дохода на душу населения выше среднего по рейтингу Всемирного банка, что указывает на состоятельность и конкурентоспособность стран на мировом рынке.

На данный момент система преференций в отношении стран-пользователей разделена на 2 группы: развивающиеся и наименее развитые страны. Для развивающихся стран предоставляются тарифные преференции в размере 75% от базовой ставки таможенной пошлины. Для наименее развитых стран предусматривается снижение ввозной таможенной пошлины до 0.

Таким образом, для решения проблемы правомерности и целесообразности предоставления тарифных преференций, предлагается пересмотреть список стран-пользователей Единой системы тарифных преференций (далее – ЕСТП), или разработать новую методику ЕСТП, согласно которой страны будут подразделяться на 3 уровня согласно дифференциации уровня дохода.

Каждый из перечисленных преференциальных режимов должен обладать своими особенностями и иметь свой перечень стран-бенефициаров.

Предоставление тарифных преференций всем остальным странам, имеющим ВНД на душу населения – выше среднего или высокий, должно сопровождаться строгим контролем, который не позволит включение этих стан в данные перечни.

Правовую (законодательную) основу регулирования преференциальных таможенных режимов товаров при их перемещении (импорте) через таможенную границу ЕАЭС составляют нормы Договора о ЕАЭС и ТК ЕАЭС. Несоблюдение страной-бенефициаром условий пользования ТПР исключает возможность предоставления со стороны страны-донора указанных преференций. Часть правовых актов, регулирующих предоставление тарифных преференций помимо новых законодательных актов носит также отсылочный характер к нормативным актам, принятым до формирования единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза.

Согласно проведенному анализу ЕСТП ЕАЭС, в настоящее время не способна в полную силу функционировать на благо государств-членов Евразийского экономического союза. Для абсолютного положительно эффекта необходимо урегулировать ряд нерешенных проблем.

Первое, что необходимо сделать – отредактировать списки стран-бенефициаров с целью исключения стран, превосходящих членов ЕАЭС по уровню дохода, а также пересмотреть перечни преференциальных товаров.

Также рекомендовано разработать и внедрить новую методику ЕСТП, согласно которой страны будут подразделяться на 3 уровня согласно дифференциации уровня дохода.

 

Список литературы:
1. Базы данных таможенной статистики внешней торговли. ФТС РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.customs.ru
2. Дробот Е.В. Единая система тарифных преференций Евразийского экономического союза: особенности функционирования и направления развития// Российское предпринимательство. – 2018. – № 24. – c. 3995-4020. 
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) -Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru 
4. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. 01.05.2019 г.) -Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций в ЕАЭС //Мировая экономика, - 2019. - № 2. – С.44-49.
6. Таможенное право России: Учебник / под ред. О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. - 4 изд., - М.: Юристь, 2018. - 523 с.