Статья:

Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих: пути развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Пряничникова Е.Ю. Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих: пути развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/65018 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих: пути развития

Пряничникова Екатерина Юрьевна
магистрант, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург

 

Ethical and legal regulation of the behavior of public servants: development paths

 

Pryanichnikova Ekaterina

master student, Ural institute of management -branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты, закрепляющие этические требования к государственным служащим, а так же требования к служебному поведению государственных гражданских служащих и их правовое оформление. Выделены проблемы формирования полноценной этики государственной службы.

Abstract. The article indicates the regulatory legal acts that establish ethical requirements for a public servant, as well as the same requirements for the official conduct of public civil servants and their legal design. The problems of the formation of a full-fledged ethics of public service are highlighted.

 

Ключевые слова: этика, правовое регулирование, государственные служащие, муниципальные служащие.

Keywords: ethics, regulation, government officials, municipal officials.

 

Конституция РФ определяет характер и основные пути построения правового, социального, демократического государства, тем самым предопределяя цели, задачи и содержание качественных характеристик его полномочного представителя — российской государственной службы. [3, с. 13]. Именно поэтому проблема повышения уровня нравственной культуры должностных лиц государственной службы занимает особое место.

Согласно Положения о федеральной, государственной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г, государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус. [1, с. 5].

Данная категория должностных лиц обладает особым правовым положением, т.е имеет особый правовой статус. Для таких лиц существуют особенные условия поступления на службу, особые условия прохождения государственной службы, и особенности прекращения такой службы.

Сотрудники государственной службы исполняют возложенные на них обязанности как внутри своей организации, так и напрямую взаимодействую с внешними субъектами права, т.е гражданами, другими организациями и структурами.  

Итак, правовой статус должностных лиц - государственных служащих представляет собой систему, в которую входят: права, обязанности,  запреты и ограничения, ответственность должностных лиц, а также гарантии и компенсации, предоставляемые для таких работников государством.

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих правовой статус государственных можно выделить федеральные законы, законодательные акты субъектов РФ, а также другие нормативно-правовые акты. Среди них особое положение занимает федеральный закон № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Глава третья «правовое положение (статус) гражданского служащего» раскрывает специфику и особенности данной категории должностных лиц.

Что касается этико- правового статуса государственных служащих, то стоит отметить, что этика государственного служащего - это система моральных ценностей, правил поведения, которые регулируют взаимоотношения между руководством и подчиненным составом, между должностными лицами друг с другом, а также между служащими и другими гражданами.

Именно государственная этика способствует реализации моральных ценностей служащих при выполнении профессиональных обязанностей.

При этом, этика имеет огромное влияние на эффективное исполнение государственными служащими своих профессиональных обязанностей, определят их компетентность и профессионализм.

Федеральный закон № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" также содержит положения, регулирующие этико-правовой статус государственных служащих. Например, ст. 15 (основные обязанности государственного гражданского служащего), ст. 16, 17 (ограничения и запреты, связанные с гражданской службой).

Так же этим законом предусмотрены специальные органы — комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 5 ст. 19). Деятельность таких комиссий регулируется Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов".

В связи с этим во всех федеральных органах власти были созданы соответствующие комиссии, определены их статус, права и обязанности, порядок и содержание работы. [6, с. 13].

Далее, существующая федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)» так же ориентирована на повышение этического облика государственного служащего. В данной программе особое положение занимают нормы, ориентированные на соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения.

Для достижения результата поставленной задачи в п. 12 данной программы предусмотрено: [4, с. 45].

- создать и реализовать механизмы проверки соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулирования конфликта интересов на государственной службе;

- разработать процедуры рассмотрения случаев неэтичного поведения государственных служащих;

- совершенствовать механизм обеспечения соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".

Еще одним нормативно-правовым актом, регулирующим этику государственных служащих является национальный план противодействия коррупции, утвержденный 31 июля 2008 г. Данный план обращается к вопросам нравственности работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" так же содержит в себе меры по регулированию этико-правового статуса государственных служащих.  При этом можно выделить следующие положения, выполняющие данные цели: "предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы" (п. 3 ст. 6); введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области" (п. 5 ст. 7).

Одним из самых важнейших регуляторов этического поведения государственных служащих является типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Данный документ определяется как свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие Российской Федерации и муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности. [2, с. 67].

Таким образом, можно отметить, в настоящее время существует прочная  законодательная база для регулирования и определения этико-правового статуса государственного служащего.

Механизм реализации соблюдения этических требований, требований к служебному поведению дает результаты только в случае, когда это станет внутренним убеждением каждого служащего. Воспитание чувства долга, ответственности служения государству и обществу должно формироваться еще до поступления на государственную службу, а затем и на самой службе.[5, с. 19].

 

Список литературы:
1. Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- М. ИНФРА-М, 2008. - 341 с.
2. Волкова В. В., Сапфирова А. А. Государственная служба. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 208 с.
3. Кабашов С. Ю. Государственная служба Российской Федерации. - М.: Флинта, 2010. - 304 с.
4. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба: Учеб. пособие. - М.: 
5. Малько А.В., Затонский В.А. Ответственность публичной власти как способ повышения эффективности российской государственности // Актуальные проблемы юридической науки: сборник научных трудов. Вып. 1. - Тольятти: ТГУ, 2008. – 157 с.
6. Милушева Т.В. Конфликт интересов как фактор ограничения государственной власти / Т.В. Милушева // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2009. - №1(18). - С. 11.