Статья:

Проблемы общения детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Решетняк Л.В. Проблемы общения детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63683 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы общения детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Решетняк Лина Викторовна
магистрант, Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме общения детей дошкольного возраста. В ней рассмотрена роль общения в развитии  ребенка, а также факторы формирования сферы общения, среди которых выделены особенности семейного воспитания и коммуникативное пространство дошкольного учреждения.

 

Ключевые слова: Дошкольный возраст, общение, факторы развития сферы общения, стиль семейного воспитания, коммуникативное пространство дошкольного учреждения, социальное партнерство.

 

Сегодня во всем мире наблюдается все большее проявление интереса к сфере общения, особенно в психолого-педагогической науке. Динамичные изменения российского образования и общества требуют преобразований процессов коммуникации. Это обуславливает поиски новых подходов к развитию подрастающего поколения, особенно детей дошкольного возраста, поскольку  дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в воспитании и в становлении личности ребенка [5]. Современные дети, как и взрослые, живут в социальном мире, в условиях постоянно осуществляемого взаимодействия и контактов. Поэтому навык общения, умения строить гармоничные отношения, общаться, соблюдая принятые нормы и правила взаимоотношений является важнейшим навыком, приобретаемым ребенком с детства [5].

В качестве отдельного феномена  общение исследовали философы, социологи, психологи, педагоги, физиологи и представители других наук. В педагогике особенно в этом аспекте выделились работы Б.Г. Ананьева, Э. Берна, A.A. Бодалева, Л.C. Выготского, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, A.B. Мудрика, A.B. Петровского, Й. Хейзинги и др. В частности особенности общения у детей дошкольного возраста изучали А.Г. Арушанова, Н.Г. Богуславская, Б.С. Волкова, Н.В. Волкова, Д.Б. Годовикова, А.Б. Добровича, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др. Осуществление процесса общения в дошкольных учреждениях отражено в трудах Т.И. Бабаевой, А.Г. Гостева, С.А. Козловой, Р.В. Куликовой, P.A. Литвака,  Е.А. Левановой, М.М. Левиной и др.

В основном исследователи сходятся во мнении, что социально-психологическая готовность к общению в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Исследования, проведенные в данной области, позволили выделить основные факторы, влияющие на процесс общения дошкольников [7].

В первую очередь, развитие ребенка, в том числе коммуникативное и социальное, протекает в семье. Однако жизнь современных семей с детьми дошкольного возраста отличается сейчас все большей интенсивностью,  и в ней все меньше остается времени на общение друг с другом, на совместные занятия и семейные ритуалы [9]. И если раньше семейное воспитание было осложнено  внешними проблемами (нехваткой денег, материальными затруднениями), то сегодня все большую выраженность приобретают  внутренние проблемы в виде напряженных отношений, острой и резкой реакцией на проступки отдельных членов семьи, наказываемых физически и материально. Исследователи обозначают данный фактор, как  стиль семейного воспитания.

Стиль воспитания играет важную роль на всех этапах развития ребенка. Э. Эриксон, Э. Маккоби, Д. Мартин выделили два аспекта родительского процесса воспитания: требовательность/контроль, являющиеся тем объемом требований, которые родители предъявляет к ребенку и процесс контроля за их выполнением; принятие/отзывчивость авторы определили в качестве степени проявления родителями поддержки и чувствительности к нуждам детей и готовности выразить любовь и похвалу, при соответствии детей их ожиданиям [3].

Основываясь на основе этих двух критериях, Д. Баумриндом были выделены три стиля воспитания ребенка в семье авторитетный, авторитарный, либеральный [1, 2]. А в последние годы исследователи определили  еще один тип - индифферентный, или отстраненное родительское функционирование.

Авторитарный стиль  подразумевает ограничивающий ребенка  стиль воспитания, который отличается множеством установленных правил, требованиями к ребенку максимально соответствовать ожиданиям родителей, безоговорочно уважать и слушаться их; в этом стиле воспитания отсутствует чувствительность к потребностям и перспективам ребенка. Относительно указанных двух аспектов, этот стиль воспитания характеризуется высоким контролем и низким уровнем принятия.

Авторитетный стиль отличают разумные требования, постоянно проводимые в жизнь, однако, при одновременном понимании и принятии ребенка, а также при условии высокой степени  контроля.

Либеральный стиль является принимающим, но небрежным стилем воспитания, когда взрослыми устанавливается небольшое количество требований, ими приветствуется свободное выражение ребёнком  своих переживаний, и при этом, как правило, не осуществляется  контроль за их деятельностью и регуляция их поведения.

Индифферентный стиль характеризуется слабым уровнем контроля и принятия,  нетребовательным и небрежным подходом родителей, либо отвергающих своих детей, либо не занимающихся ими по причине  не достатка времени или энергии.

Согласно многим авторам, авторитетный стиль воспитания наиболее благоприятен: дети в таких семьях проявляют высокий уровень  когнитивного (проявляющегося в оригинальности мышления, высокой мотивации, интеллектуальном соперничестве) и социального развития (проявляющегося в общительности, дружелюбии, активности и лидерстве). Положительные особенности детей, воспитывающихся в авторитетной семье, по данным  исследований, сохраняются и в младшем школьном, и в подростковом возрасте. При авторитарном же стиле воспитания детьми демонстрировались средние, а при либеральном − низкие показатели  когнитивной и социальной сфер. Наиболее нежелательный а отношении развития ребенка стиль индифферентный воспитания - отсутствие любви и  ограничений  не позволяют ребенку эффективно строить и оценивать свое поведение [6].

При жестоком обращении с детьми первых пяти лет жизни развитие  сферы общения также протекает с нарушениями. По мнению Г. Крайга, дети, с которыми жестоко обращались, находятся в системе нарушенных отношений, их социализацию определяет негативный опыт общения и  отсутствие поддержки. Эти дети склонны обладают низким уровнем социальной компетенции [8].

Таким образом, семейное воспитание является очень мощным фактором формирования сферы общения ребенка дошкольного возраста. Однако, не смотря на то, что длительное время исследования психического развития основывались на том, что именно родители влияют на характер общения ребенка, сегодня нельзя отрицать, что особенно активно сфера общения детей дошкольного возраста активно развивается в условиях дошкольного учреждения.

Именно в дошкольном учреждении дошкольниками приобретается начальный опыт взаимодействий с другими людьми – в эту систему включаются  педагоги, родители и сверстники. Поэтому еще одним  серьезным фактором приобретения ребенком социального опыта выступает образовательное пространство дошкольного учреждения, его формирование является ведущим направлением работы в современном детском саду, проявляющимся в том числе и в максимальном использовании социального потенциала ДОУ.

Использование всего потенциала социального окружения предполагает, прежде всего, работу педагогов по созданию условий полноценного свободного развития при сохранении духовного мира дошкольника в качестве основы формирования его личности, при приобщении к ценностям, и выявлении и коррекции влияний негативных проявлений окружающей среды. Для этого необходимо задействование так называемого социального партнерства. В развитии коммуникативного пространства социальными партнерами дошкольного учреждения сегодня являются семьи дошкольников, государственные и местные органы власти, образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, общественные организации [4].

В условиях ДОУ работа с социальными партнерами позволяет решить множество проблем и вопросов:

  • оно позволяет расширить кругозор детей, снять территориальную ограниченность детского сада посредством экскурсий, поездок или  походов;
  • оно способствует формированию необходимых навыков поведения, развитию общения в разных социальных ситуациях, с разными людьми по полу, возрасту, национальности, профессии, воспитанию у детей уважительного отношения к труду взрослых, формированию навыков по взаимодействию и конструктивному решению конфликтных ситуаций и т.д.

Кроме того, сами дошкольники тоже могут быть социальными партнерами, оказывать поддержку пожилым людям, воспитанниками детских домов, детям младшего дошкольного возраста в детском саду, посредством  подарков-самоделок, поздравительных открыток, концертов и много другого. Это позволяет формировать у дошкольников активную гражданскую позицию, понимание своей значимости для окружающих, развивать толерантность и  социальную зрелость.

Современное дошкольное учреждение, являясь открытой образовательной системой, сегодня имеет массу возможностей развития сферы общения своих воспитанников, формируя общество, готовое к сотрудничеству и взаимоподдержке его представителей.

Таким образом, основными факторами развития общения детей дошкольного возраста являются семейное воспитание и социальное пространство дошкольного учреждения. Однако именно ДОУ обладает большим спектром возможностей развития непосредственно коммуникативных навыков дошкольников, а также влияния на процесс совершенствования общения дошкольников в условиях семьи и во внешнем мире.

 

Список литературы:
1. Baumrind D. Parental disciplinary patterns and social competence in children // Youth and Society. 1978. Vol. 9, № 3. P. 239—276.
2. BaumrindD. Necessary distinctions // Psychological Inquiry. 1997. Vol. 8. P. 176—182.
3. Maccoby E. E., Martin J. A. Socialization in the context of the family : parent — child interaction // Mussen P. H., Hetherington E. M. Handbook of Child Psychology. Vol. 4 : Socialization, personality and social development. New York : Wiley, 2002. P. 1—101.
4. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-kak-faktor-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 15.12.2019).
5. Дьяченко Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника // Молодой ученый. — 2019. — №38. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 15.12.2019).
6. Зеликова Ю.А. Что формирует родительские практики? Физическое наказание и воспитание в петербургских семьях // Женщина в российском обществе. 2014. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-formiruet-roditelskie-praktiki-fizicheskoe-nakazanie-i-vospitanie-v-peterburgskih-semyah (дата обращения: 15.12.2019).
7. Костылева Л.Н. Факторы определяющие общение детей дошкольного возраста. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/08/24/faktory-opredelyayushchie-obshchenie-detey
8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2005.
9. Мамченко Т.В. Семейный досуг, как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-dosug-kak-sredstvo-ukrepleniya-vnutrisemeynyh-otnosheniy (дата обращения: 15.12.2019).