Изменения законодательства, регулирующего страховые пенсии по старости в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Изменения законодательства, регулирующего страховые пенсии по старости в Российской Федерации
В соответствии с положениями Конституции Российская Федерация, является социальным государством, политика которого создана для того, чтобы создать условия обеспечивающие достойную жизнь человека [1]. Одним из признаков социального государства, является система социального обеспечения и защиты, в том числе пенсионная система. Говоря о российской пенсионной системе, можно сказать, что она находиться в постоянном изменении, это свидетельствует тому, что государство хочет обеспечить эффективное функционирование пенсионной системы в Российской Федерации, чтобы привести наше государство, именно к такому уровню, чтобы у каждого человека была достойная жизнь.
Наиболее острый интерес вызывает последние изменения, внесенные в пенсионное законодательство. Даже после них пенсионное законодательство, не может гарантировать эффективную работу пенсионной системы, чтобы обеспечить хорошую и достойную жизнь пенсионерам. Одной из причин, которая свидетельствует этому - это плохое соотношение работающих граждан и пенсионеров, даже несмотря на развивающуюся экономику, идет тенденция уменьшения количества трудоспособных граждан в процентном соотношении к пенсионерам, то есть на одного пенсионера приходится все меньше трудоспособных граждан. Если посмотреть на показатели прогноза Росстата к 2020г., то такие показатели будут следующими: на 79000 работающих граждан будет приходиться 36000 пенсионеров, то есть на одного пенсионера будет приходиться 2,1 работающего гражданина, а к 2030 году соотношение будет 1,8/1,7 при оптимальном показателе – три работающих гражданина на одного пенсионера.
В социальном государстве существует, естественный процесс развития, который присущ всем странам, в том числе и России. Прежде всего, это связано с увеличением продолжительности жизни, а также изменениями в системе социального обеспечения.
С 2019 года в России начался, один из многочисленных этапов повышения общего установленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить постепенно в течение длительного переходного периода, который завершится в 2028 г. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Ожидается, что данное изменение позволит обеспечить устойчивый рост размера страховых пенсий и в долгосрочной перспективе сбалансировать соотношение работающих граждан и пенсионеров. Также законодателем предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий гражданам, темпами, которые в дальнейшем опередят прогноз роста инфляции в течение 6 последующих лет, начиная с 2019 года. Сейчас на 2019 год мы можем наблюдать, что уже произошла первая индексация на 7,05%, что выше показателей прогноза инфляции по итогам 2018 года. Также можно заметить, что фиксированная выплата увеличилась до 5334,19 руб. в месяц, стоимость пенсионного балла - до 87,24 рублей. В 2020 году цена одного пенсионного коэффициента будет составлять 93 руб., а фиксированная выплата ФП к пенсии увеличится и будет составлять 5686,25 руб. в месяц. Пенсия по старости вырастет в среднем по России на одну 1000 рублей, а ее среднегодовой размер составит 16,4 тыс. рублей в 2020 году.
При этом прибавка к пенсии пенсионерам будет индивидуальной в зависимости от размера получаемой пенсии. Кроме этого, была увеличена доплата к пенсии при достижении пенсионером возраста 80 лет. Но к нашему сожалению, такие изменения коснулись лишь неработающих пенсионеров, а те пенсионеры которые работают, по прежнему не подлежат индексации, как бы не было бы справедливо, также эти пенсии у работающих пенсионеров по прежнему пересчитываются раз в год в зависимости от страховых взносов, внесённых работодателем в Пенсионный фонд. Такая мера была введена в 2016 году из-за тяжёлого экономического положения ПФР, а на сегодняшний день пенсии работающим пенсионерам не индексируется, даже несмотря на то, что в Государственную Думу неоднократно и очень часто поступали предложения об отмене данного ограничения [2].
Прошу заметить, что увеличение пенсионного возраста коснулось не всех пенсионеров, для определенных категорий граждан возраст выхода на пенсию, по-прежнему, остался неизменным. Перечень лиц, которых не коснулось увеличение пенсионного возраста представлен в Федеральном Законе РФ «О страховых пенсиях» [3].
Кроме того право на досрочный выход на пенсию по старости закрепилось за лицами имеющими длительный страховой стаж, к таким относится категория граждан, имеющие страховой стаж не менее 42 года для мужчин и 37 лет для женщин. К таким категориям граждан страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста 65 и 60 лет, но не ранее достижения возраста 60 для мужчин и 55 лет для женщин. Однако для некоторых категорий работников предусмотрено изменение условий для досрочного приобретения права на страховую пенсию по старости. Это работники педагогических и медицинских профессий, а также творческих профессий. У этих категорий работников пенсия приобретается после приобретения необходимого специального страхового стажа. Поэтому для них сохраняется право досрочного выхода на пенсию.
Также изменения коснулись и жителей Крайнего Севера и приравненных местностей. Так как, ранее они имели право на досрочный выход на пенсию на пять лет раньше, чем общеустановленный пенсионный возраст, то такое право у них сохраняется, но поэтапно повышается на 5 лет, то есть у женщин с 50 до 55 лет, а у мужчин с 55 до 60 лет.
Таким образом, подводя итог анализу изменений пенсионного законодательства, следует сделать вывод о том, что действовавшая пенсионная система уже давно не отвечала требованию обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров и, безусловно, нуждалась в реформировании. Текущие социально-экономические и демографические тенденции указывают на то, что изменения были необходимы.
Высвобождаемые средства, рост числа занятых и отчислений в бюджет позволят правительству увеличить коэффициент замещения заработка с нынешних 33 до 40 %. Увеличение численности рабочей силы, скорее всего, приведет к расширению потенциала экономики. Повышение пенсионного возраста неизбежно приведет к росту вовлеченности в рабочую силу представителей старших возрастных категорий - люди будут заинтересованы в трудоустройстве, чтобы получать доход. К примеру, вовлеченность мужчин в возрасте от 60 до 64 лет вырастет до 60 %, а доля работающих/ищущих работу женщин в возрастной группе 55-59 лет достигнет 72 %, в группе 60-64 лет - 50 %. Такие уровни вовлеченности наблюдались некоторое время назад или наблюдаются сейчас в развитых странах, где возраст выхода на пенсию близок к предлагаемому в России [4]. Конечно, повышение пенсионного возраста является крайне непопулярной мерой среди населения. Поэтому, необходимо создать механизм регулирования выхода на пенсии для досрочников.