Анализ взаимодействия ФТС России и Министерства промышленности и торговли по осуществлению контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза лицензируемых товаров
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Анализ взаимодействия ФТС России и Министерства промышленности и торговли по осуществлению контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза лицензируемых товаров
Аннотация. Статья посвящена анализу взаимодействия ФТС России и Министерства промышленности и торговли по осуществлению контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза лицензируемых товаров. В работе также рассмотрены нормативно-правовое регулирование взаимодействия ФТС России и Министерства промышленности и торговли, проблемы и пути совершенствования их взаимодействия.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба, Министерство промышленности и торговли, система электронного межведомственного взаимодействия, соглашение об информационном обмене, механизм «единого окна».
Целью данной статьи является исследование особенностей взаимодействия таможенных органов и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также определение направления совершенствования их взаимодействия.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях невозможно представить отсутствие взаимодействия таможенных органов и органов исполнительной власти, в том числе Министерства промышленности и торговли.
Рассмотрение данного вопроса необходимо начать с того, что таможенные органы Российской Федерации – это государственные органы, занимающиеся осуществлением деятельности в области таможенного дела, обладающие необходимой квалификацией и компетенцией в данном аспекте. Основное в их деятельности – это осуществление таможенными органами функций, полномочий, касающихся организации перемещения тех или иных продуктов через таможенную границу ЕАЭС, их таможенного оформления, помещения товаров под заявленную таможенную процедуру, осуществление специальных таможенных процедур, а также взимание таможенных налогов и платежей. Для более эффективного осуществления своих функций Федеральная таможенная служба взаимодействует с другими органами государственного контроля, обмениваясь важными материалами по тем или иным делам. Для обмена этой информацией существуют технологические карты межведомственного взаимодействия, в 2015 году была проведена работа по внедрению таких карт электронного взаимодействия с Минэнерго России, Минпромторгом и Минздравом России, что говорит об увеличении количества ведомств, которые сотрудничают с ФТС России [8].
Стоит отметить, что основным каналом взаимодействия таможни с другими государственными органами является система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В 2018 году ФТС России по каналам СМЭВ ежедневно направляла более 60 тыс. запросов, в 2019 году – около 70 тыс. К системам ФТС России ежедневно направляется более 8 тыс. запросов (в 2019 году – 8,7 тыс.) [7].
Нормативно-правовое регулирование взаимодействия ФТС России и Министерства промышленности и торговли регламентировано Соглашением об информационном обмене между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой N 01-12/0026, N ХВ-9888/07 (ред. от 10.07.2017). В соответствии с Соглашением об информационном обмене между ФТС России и Минпромторгом России информационный обмен в электронном виде осуществляется ведомствами на федеральном уровне через Департамент международного сотрудничества Минпромторга России и Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ), а на бумажных носителях – через Департамент международного сотрудничества Минпромторга России и Управление таможенной статистики и анализа ФТС России (УТСА ФТС России) [4].
Законодательством предусмотрено, что ФТС России и Минпромторг России обязуются:
– обеспечить достоверность передаваемой информации и ее актуализацию в установленном порядке и сроки;
– своевременно предупреждать друг друга о невозможности передачи или приема информационных материалов в случае возникновения каких-либо непредвиденных обстоятельств;
– не использовать полученную в порядке взаимного обмена информацию в иных целях, чем требуется для решения задач, возложенных на стороны данного соглашения нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– обеспечить соответствующий режим хранения, защиты и доступа к полученной информации;
– регулярно информировать о программно-технических и информационно-технологических решениях, представляющих взаимный интерес для друг друга;
– решать спорные вопросы, возникающие при реализации положений нормативно-правовых актов, путем переговоров и консультаций друг с другом [4].
Также в соответствии с Соглашением об информационном обмене между ФТС России и Минпромторгом России, Минпромторг России представляет в ФТС России информацию, относящуюся к сфере деятельности Минпромторга России, представленную в таблице 1.
Таблица 1.
Предоставляемые данные ФТС России Министерством промышленности и торговли России в рамках Соглашения об информационном обмене между ФТС России и Министерством промышленности и торговли России
Минпромторг России предоставляет: |
1) нормативно-справочную информацию; |
2) информацию, содержащуюся в базе данных разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций, в том числе: экспортно-импортных разрешений, лицензий и разрешений на реэкспорт товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами; |
3) информацию о случаях нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности по вопросам, относящимся к компетенции ФТС России; |
4) материалы по анализу состояния и прогнозу развития промышленности и внутренней торговли; |
5) аналитические и информационные материалы о состоянии и развитии производства отдельных видов промышленной продукции и производств в Российской Федерации. |
Говоря о практике взаимодействия ФТС России и Министерства промышленности и торговли России, важно рассмотреть актуальные данные. 29 марта 2019 года вступило в силу Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, заключенное 2 февраля 2018 года в г. Алматы. В связи с этим в Российской Федерации утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Основной целью создания системы маркировки товаров является обеспечение законного оборота товаров в рамках Евразийского экономического союза. Данное мероприятие является примером практической деятельности ФТС России и Министерства промышленности и торговли России в рамках межведомственного взаимодействия, так как координатором системы определено Министерство промышленности и торговли России, оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками (средствами идентификации), – ООО «Оператор-ЦРПТ». Перечень товаров, подлежащих маркировке, и сроки введения маркировки товаров определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Так, в 2019 -2020 годах введена (планируется ввести) маркировка следующих товаров:
– табачная продукция;
– обувная продукция;
– духи, туалетная вода;
– шины и покрышки;
– фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки;
– отдельные позиции продукции легкой промышленности;
– молочная продукция [2].
Рассмотрим механизм «единого окна» при межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти. Целью создания в Российской Федерации механизма «единого окна» является оптимизация административных процедур и снижение административных барьеров в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности путем создания механизма эффективного обмена информацией между заинтересованными лицами и федеральными органами исполнительной власти.
Значительным шагом в сторону выстраивания механизма «единого окна» в пунктах пропуска являлась передача таможенным органам функций документального контроля от других государственных контролирующих органов, тем самым реализован интегрированный контроль на границе.
Однако были выявлены определенные риски при реализации национального механизма «единого окна»: недостаточность правовых основ для использования документов в электронной форме, неготовность бизнес-сообщества переходить на электронные формы взаимодействия с государственными органами, ряд бизнес-процессов в сфере ВЭД предполагает применение только бумажных форм документов и проставления отметок на таких документах, не реализована межведомственная система управления рисками, не реализован портал национального механизма «единого окна», отсутствует межведомственное взаимодействие с некоторыми ведомствами, разработанные электронные сервисы не интегрированы между собой [7].
Что касается, непосредственно, взаимодействия ФТС России и Министерства промышленности и торговли России в данном вопросе, то Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внешней торговли и в сфере технического регулирования. И относится к числу органов, выдающих разрешительные документы, которые необходимы таможенным органам в рамках осуществления таможенного контроля. Нереализованность «единого окна» так или иначе, повлияет на взаимодействие ФТС России и Министерства промышленности и торговли России.
Существуют угрозы, которые могут повлиять на успешность реализации национального механизма «единого окна», а, соответственно, и на взаимодействие ведомств:
– необходимость оборота документов об оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов в бумажной форме снижает возможность автоматизации процедур взаимодействия между хозяйствующими субъектами и уполномоченными органами;
– при внедрении электронного документооборота встает ряд вопросов, касающихся законодательного урегулирования отношений, возникающих в связи с использованием электронных документов юридическими лицами и государственными органами, в том числе подтверждение подлинности электронных документов в течение всего срока хранения, возможность представления хранимых электронных документов в виде копии на бумажном носителе, установление единого порядка хранения электронных документов (электронного архива);
– не проводилась системная работа по упрощению документации и гармонизации данных электронных разрешительных документов по сферам регулирования [7].
Одним из главных действий для решения проблем взаимодействия между ФТС и органов исполнительной ветви власти, в том числе, Министерством промышленности и торговли России является мониторинг межведомственного электронного взаимодействия. Цель проведения мониторинга состояния межведомственного электронного взаимодействия – обеспечение непрерывного и качественного информационного взаимодействия в рамках предоставления государственных услуг и реализации государственных функций. При проведении мониторинга осуществляется:
1) сбор информации о составных элементах инфраструктуры, используемой для процессов межведомственного электронного взаимодействия;
2) наблюдение за процессами, происходящими при межведомственном электронном взаимодействии, которые создают условия для межведомственного электронного взаимодействия, влияют на эти условия либо препятствуют самому наличию информационного обмена;
3) регистрация событий и параметров объектов, входящих в состав инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия;
4) анализ зарегистрированных событий и параметров.
Результатом мониторинга является установление количества и выявление причин возникновения ошибок и сбойных ситуаций при передаче информации между Поставщиком данных, Единой СМЭВ и Потребителем данных.
Кроме того, совершенствование взаимодействия таможенных органов и Министерства промышленности и торговли России должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса.
Этому также будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов.
С 2017 года началась работа по созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования.
До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические) [7].
Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов.
Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.
Таким образом, в ходе работы были раскрыты направления взаимодействия ФТС России и Министерства промышленности и торговли, нормативно-правовое регулирование этого взаимодействия.
Также в работе была рассмотрена практика взаимодействия таможенных органов с Минпромторгом, выявлены проблемы, существующие на данный момент и предложены пути совершенствования.