Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся
Рождаясь, из темноты человек попадает в мир, полный красок. Он начинает изучать этот мир, знакомится с различными предметами, контактирует с людьми, взаимодействует с природой, привыкает к тому, что небо голубое, трава - зеленая, а солнце – желтое. Взрослея и развиваясь, пребывая в постоянном круговороте событий, он мало задумывается о том, какое значение в жизни человека играет цветовая гамма. Выбирая помаду, девушка в первую очередь смотрит на цвет, а потом уже на цену и качество. В магазине вещей мы выбираем одежду исходя из вкусовых предпочтений в цвете и материала, из которого она была сделана. Делая ремонт квартиры, мы клеим обои и покупаем мебель опять же таких цветов, которые ближе нам по душе. Также мы многое можем сказать о характере человека по тому, какую он одежду любит носить, яркую, темную или нежных тонов.
В некоторых случаях цвет определяет наше настроение, поведение и самочувствие. Например в осеннюю тусклую, дождливую погоду у некоторых людей сильно портится настроение, у них нет никакого желания работать, хочется почитать книгу, попить горячий чай или посмотреть фильм, укутавшись в пледе, а у других появляется вдохновение, они начинают писать стихи, музыку, что-то сочинять. Кто-то больше любит светлое время суток, кто-то – темное, кому-то больше по душе закаты и морские пейзажи, а кому-то - лес и горы.
Цвета влияют не только на наше настроение, но и восприимчивость, степень работоспособности и понимания. Так преподаватели, собираясь на работу, часто не задумываются, как их внешний вид может повлиять на психологическое состояние студентов.
В одной из групп технического вуза, в которой обучается 17 парней и 12 девушек, было проведено исследование, цель которого была выявить влияние цветовой гаммы в одежде преподавателя на степень обучаемости студентов. При этом следует учесть, что восприятие цветов девушек и юношей сильно отличается в связи с их природным началом. Также у студентов технический склад ума, что влияет на восприятие ими мира в целом.
В один из дней лектор пришел в яркой , пестрой одежде, а в другой в спокойных , пастельных тонах. Сразу по окончании лекций, было проведено тестирование на остаточные знания по этой же лекций. Результаты были ошеломляющие так как студенты запомнили материал лучше на 34% во второй день, чем в первый. При этом девушки лучше запомнили на 18% , а парни на 50%. Результат изображен на диаграмме – рисунок 1.
Рисунок 1. Учет успеваемости студентов в разные из дней, в зависимости от яркости образа преподавателя
Такой результат связан с тем, что на протяжении всей лекции студенты отвлекались от получения информации на внешний вид преподавателя, более того слишком яркие краски «раздражали» глаза, что создавало дискомфорт, неудобство и мешало сосредоточиться на преподаваемом материале, что мешало усвоению материала. Поэтому для проведения каких-либо официальных мероприятий , в том числе чтение лекций в учебных заведениях, необходимо одеваться в спокойные пастельные тона, так аудитория лучше запомнит материал, а преподаватель повысит свою авторитетность.
Однако преподавание музыкальных дисциплин, дизайна, изобразительного искусства и других творческих дисциплин требует активность воображения у студентов. Здесь как раз могут помочь яркие тона в цвете одежды преподавателя. Ученые давно выяснили значения каждого цвета. Так например, белый цвет символизирует чистоту, спокойствие, душевное равновесие; синий - удовлетворённость, нежность и привязанность; голубой — характеризует высокоразвитый интеллект, сдержанность; красный - силу воли, агрессивность, активность, властность; зелёный — гибкость ума, рассудительность, самоуважение, уверенность; жёлтый - стремление к активности, общению, оригинальность, любознательность, честолюбие; коричневый — цвет консерватизма, олицетворяет стабильность, сдержанность, скромность; фиолетовый — цвет фантазии, он пробуждает возвышенные мечты и таинственность; серый цвет — деловой, человек, который его носит вынослив, непреклонен, стабилен.
И поэтому преподаватель должен выбирать прическу, костюм и украшения таким образом, чтобы они соответствовали атмосфере занятия, и исходя из знаний о влиянии того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Также образ должен не только способствовать лучшему усвоению информации, но и не противоречить индивидуальным предпочтениям преподавателя при формировании своего неповторимого имиджа.