Статья:

Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей дошкольного с общим недоразвитием речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Романцова И.О., Мусихина С.А. Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей дошкольного с общим недоразвитием речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60151 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей дошкольного с общим недоразвитием речи

Романцова Ирина Олеговна
магистрант Курганского государственного университета, РФ, г. Курган
Мусихина Светлана Александровна
канд. пед. наук, доцент Курганского государственного университета, РФ, г. Курган

 

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Изучением разных аспектов связной речи занимались многие авторы: психологи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Румбинштейн, Д. Б. Эльконин), логопеды (В. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова), педагоги (А.М. Бородич, А. М. Леушина, Е. И. Тихеева и другие).

Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При ОНР отмечается нарушение речевого развития трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации, которые проявляются в аграмматизмах речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, нарушение грамматической формы слова), что свидетельствует о несформированности грамматического структурирования.

Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. [1, с. 44] 

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога [2, с. 230]. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.      

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. [3, с. 40]

На фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием можно выделить следующие особенности их связной речи: 

В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами описания, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. 

 

Список литературы: 
1. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.
2. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.
3. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80с.