Взаимодействие права и морали в современном обществе как одно из направлений защиты прав граждан в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)
Взаимодействие права и морали в современном обществе как одно из направлений защиты прав граждан в Российской Федерации
Начиная с Древнего Вавилона, где довольно рано наряду с обычаями, основным источником права становится закон. Законом в Вавилоне признавался писаный акт, принимаемый по воле правителя страны. Первые законы Вавилона не были законами в современном смысле. Основной их целью было оставить на память потомкам сведения о деяниях правителя, его победах, благодеяниях и иной деятельности.
Однако кроме этого, эти акты содержали в себе основу для правового регулирования общественных отношений. Из их структуры, эволюционируя, человечество пришло к современному закону. Эти письменные законотворческие акты состояли из введения (преамбулы) и правовых предписаний. Довольно рано появляется такой источник права как договор. Продолжают использоваться обычаи, которые стали записывать на глиняных табличках, а также нормы религии, которые во многом совпадали с положением законов. Так грехом признавалась кража, убийство, однако грех мог совершаться без вины, преступления предполагали наличие вины. Если обратить свой взгляд на историческую теологию, то понятие права исходит из божественного происхождения, как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих начал.
Многие религиозные мыслители утверждали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру (в некое первосущество создав человека, предписало ему какой-то набор правил например, у христиан – 10 заповедей). Поэтому понятие право, можно сказать появляется одновременно с созданием первых общественно государственных образований.
Кант писал, что «юристы все еще ищут определение права», но и по прошествии двухсот лет, после этого высказывания данный вопросявляется актуальным, т.к. право по своей сути неоднородно и точного определения его до сих пор нет.
Право это – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества, но оно не существует без таких понятий, как нравственность, мораль, этика. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, в виде основного договора (хартии) между государством и народом, который называется Конституцией страны, которая направленна на урегулирование общественных отношений в данном государстве.
Теория права на протяжении веков, постоянно осмысливалась, переопределялась и делилась на разные категории, в зависимости от политической, социальной и экономических основ государства. Теория естественного (возрожденного) права возникла в XVIII веке. Наиболее яркие ее представители - Руссо, Локк и другие, они декларировали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), но в жизни не все просто, и право субъекта, заканчивается там, где начинаются права другого субъекта. В данной теории появляется понятие позитивное право (которое выражено в законах государства, каждая страна имеет своё право) и естественное право (вечное, и неизменно для всех народов). Марксистская теория.
Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Государство рассматривает совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Позже эта точка зрения была раскритикована, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством.
Социологическая (Гарвардская) теория (школа) права - одно из направлений науки права ХХ в. Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. Само слово мораль, произошедшее от лат. mosmoralis – обозначает нравы. В историческом развитии, будучи формой общественного сознания понятие морали менялось, не оставалось неизменным и представление о моральных нормах и оценках, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и экономические факторы.
Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий права. Социологи выделяют три основных течения морали. Первое течение:фелицитология (от латинского felicia – счастье). Данная мораль есть, искусство достижения счастья, жизненная мудрость, и искусство избежать страдания. К первому течению относится эпикуреизм, связанный с именем. Счастье, по Эпикуру (от имени древнегреческого философа Эпикура), - это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физическое (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т.п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. В удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Об этихсоставляющих качествах морали мы встречаем в работах Д. Локка, Т. Гоббса, Спинозы, представителей естественно – правовых взглядов.
Вторая концепция в понимании морали – перфекционизм (от латинского perfectus – совершенный). Сущность данной морали представляет из себя систему правил: жить удобно, счастливо, спокойно, достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль идеализирует житие святых в соответствии с теологической теорией (Будда, Иисуса Христа, Муххамеда и др.), а также формирование идеала; праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели: моральные заслуги, признание и положительная оценка усилий,приближающих индивидуума к идеалу.
Третья концепция морали, как систему правил человеческого социума, то есть правил, определяющих не то, как поступать, а то, как будет себя ощущать индивидуум в данном социуме, чтобы другим было с нимкомфортно. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе. На основании выше изложенного надо сказать: право и мораль – главные элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, так как близки по содержанию и взаимно дополняют друг друга. Гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина являются конституционно-правовые принципы: провозглашение Конституцией РФ.
Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — является первоочередной обязанностью государства; признание основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими ему от рождения (ч. 2 ст. 17). Данные действие определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); равенство всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); признание и гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).
На общегосударственном уровне гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Практически каждое цивилизованное государство, заключает с населением (гражданами данного территориального образования, называемое – государством) договор (хартию, Конституцию), о том, что будет руководствоваться основным принципом: соблюдать права и свободы своих граждан. Но в реальной действительности, при наличии группы «посредников», между гражданином и государством, таких как государственные органы разного уровня (федерального, областного, районного муниципального и т.д.), возникаю ситуации, в соответствии с несовершенством законодательной,административной властью, и различие от федеральных законов от региональных. Где результатом данной коллизии, права и свободы не только нарушаются, но могут вызвать и противоположное действие. Такие законодательно юридические коллизии, вносят социально политический диссонанс. Дискредитируют всю законотворческую работу, проведенную большим количеством профессиональных юристов и законодательной властью.
Наряду с общими государственными гарантиями защиты прав и свобод человека созданы специфические юридические механизмы, характерные для демократического правового государства. Один из главных направлений данного механизма, является судебная защита, Конституция РФ гарантирует каждому право на судебную защиту (ст. 46). Она осуществляется в соответствии с принципами независимости суда и его подчиненности только закону, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности. Но на практике, вопрос о состязательности и равноправия сторон, тоже существуют не доработки в алгоритме законодательных практик, такие как момент наступления состязательности в судопроизводстве, ее наступления в момент следственных действий или уже в процессе судопроизводства, где суд должен выступать только арбитром между сторонами судопроизводства.
Вопрос об обжаловании в судебном порядке могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но на данный момент, правовая база не позволяет свободно производить такие процессуальные действия, без оглядки на опасность возникновения сопротивления властных структур. То есть не существует действенного механизма зашиты прав и свобод человека и гражданина РФ, перед бюрократической машиной. Обжалование решений нормативных, правоприменительных актов, указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств в случаях, когда эти акты нарушают права и свободы человека и гражданина.
В системе судебной защиты особое место занимает институт судебного конституционного контроля, органом осуществления которого является Конституционный Суд. Но по имеющейся статистики обращение простых граждан в Конституционный суд РФ, не превышает 3-5 дел в год. Этой же цели служит полномочие Конституционного Суда по запросам судов проверять конституционность закона, применяемого при рассмотрении конкретного дела (ч. 4 ст. 125).
Другой не маловажный механизм демократического законотворчества стал механизмов защиты, как создание института парламентского Уполномоченного по правам человека, именуемого также омбудсменом. Согласно (п. «д» ст. 103) и Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 (ст. 1) должность Уполномоченного учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Данный механизм призван восстанавливать нарушения прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека. Основной формой деятельности Уполномоченного является рассмотрение жалоб граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих. Будучи независимым и доступным, наделенный необходимыми контрольными полномочиями, Уполномоченный способствует укреплению законности и охране прав человека в деятельности исполнительной власти.
Следующим подразделением механизма зашиты прав и свобод человека является право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Понятие «обращение» имеет обобщающий характер и охватывает такие формы, как предложение, жалоба, ходатайство. Выше приведенные механизмы, отличающиеся по форме и организации, в основе своей несут потенциал участия граждан в процессе управления государственными и общественными делами, восстановлению нарушенных прав человека.
Административно-правовая защита прав граждан, нарушенных в сфере исполнительной власти, является важнейшим механизмом, призванным разрешать конфликты, возникающие в различных областях отношений между государством его «прослойке» и гражданином в отношении, которого были допущенынарушения его прав и свобод. Этот механизм действует в соответствии с принципом ответственности государства перед гражданами в форме возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. Гражданину предоставляется право свободного выбора формы защиты нарушенных прав в судебном или административном порядке.
В любом случае за гражданином сохраняется право обратиться в суд общей юрисдикции, если его не удовлетворяет результат разрешения спора в административном порядке. Традиционным для РФ институтом защиты прав граждан в сфере исполнительной власти является общий надзор прокуратуры. Он осуществляется в форме надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая деятельность руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а равно и в форме надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Применительно к правам и свободам общий надзор прокуратуры распространяется не только на деятельность исполнительной власти, но также и на деятельность представительных органов субъектов РФ.
Анализируя российское законодательство сформированное по настоящее время, проведя исследования литературного творчество ведущих юристов Российской Федерации, можно констатировать. Что в вопросе о законодательной защите прав и морали человека и гражданина проведена титаническая работа. Но в связи с изменяющейся социально экономической ситуации в обществе. А также глобальных изменений мировой экономики (введение санкций, военные действия, передел рынков сбыта продукции, развития новых технологических разработок и т.д.) ведут к процессу изменения отношения общественность как в моральном аспекте, так и в правовой дисциплинарной группе.
В сознании граждан РФ, государство должно добивается понимания с помощью норм права, прогрессивных норм морали населения, борется с несправедливостью, злом и пороками. Что в свою очередь будет стабилизировать и сплачивать общество, вокруг главной цели, развития поступательных процессов по формированию гражданской и государственной ответственности, за соблюдение правовых и моральных принципов в общности людей под названием Российская Федерация. Законодатели уголовного и гражданского судопроизводство призывает укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к закону, праву, законным и справедливым интересам государства, общества и личности.
Мораль укрепляет общественный порядок, влияя на правовую жизнь всего общества. Функция морали в связи с правовой функцией выражается в том, что мораль в обществе становится более правомерны и сильнее влияет на стабилизацию общественного порядка. В таком государстве как Россия, много национальном, много конфессионном и с огромной территорией. Право способствует утверждению идеалов справедливости и добра в обществе. Любое нарушение правовых норм индивидом, является поступком аморальным, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным действием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм. Развитие социальных регуляторов в данном вопросе приведет к повышению морального и патриотического уровня нации.