Статья:

Опыт создания мотивирующей образовательной среды в организации дополнительного образования детей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кудрявцева К.В. Опыт создания мотивирующей образовательной среды в организации дополнительного образования детей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53128 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт создания мотивирующей образовательной среды в организации дополнительного образования детей

Кудрявцева Ксения Владимировна
студент, Костромской государственный университет, РФ, г. Кострома

 

THE EXPERIENCE OF CREATING A MOTIVATING EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

 

Kseniya Kudryavtseva

student, Kostroma State University, Russia, Kostroma

 

Аннотация. В статье рассматривается сущность мотивирующей образовательной среды, а также описывается опыт ее создания на примере Центра социальной активности «Притяжение» в городе Иваново. Автор осуществляет анализ образовательной среды в соответствии с критериями, выдвинутыми В. А. Ясвиным.

Abstract. The article deals with the essence of the motivating educational environment, and describes the experience of its creation on the example of the Center of social activity "Attraction" in the city of Ivanovo. The author analyzes the educational environment in accordance with the criteria put forward by V. A. Yasvin.

 

Ключевые слова: образовательная среда, мотивация, дополнительное образование детей.

Keywords: educational environment, motivation, additional education of children.

 

В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире. Условие для развития любого человека – это наличие развивающей образовательной среды.

Говоря об образовательной среде, мы будем опираться на определение  данное В. А. Ясвиным: «Образовательная среда – система влияний и внешних условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития личности, содержащихся в социальном, в предметном и пространственномокружении»[2]. Когда речь идет об образовательной среде, следует иметь в виду и влияние условий образования на обучающегося, и влияние обучающегося на условия осуществления образовательного процесса.

В современных образовательных организациях, в том числе в учреждениях дополнительного образования, большое внимание уделяется созданию мотивирующей образовательной среды. Педагоги и специалисты учреждения  стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения образовательной среды, которая будет побуждать обучающихся к интеллектуальному и творческому поиску.

Дополнительное образование детей требует создания особой образовательной среды, которая должна мотивировать обучающихся к познанию и творчеству, служить средством для раскрытия и развития природных задатков и способностей детей. Для этого образовательная среда должна быть максимально вариативной, разнообразной по своему содержанию. Попадая в такую среду, ребенок должен иметь выбор вида деятельности, детского объединения, педагога.

Говоря о мотивирующей образовательной среде, мы имеем в виду среду, обладающую комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров), обеспечивающую повышение качества образования.

Проанализируем опыт создания мотивирующей образовательной среды на примере Центра социальной активности «Притяжение» - структурного подразделения МБУ ДО г. Иваново «Детско – юношеский центр № 1».

Оценим образовательную среду Центра согласно концепции В. А. Ясвина по нескольким параметрам: широта образовательной среды, интенсивность,  эмоциональность, социальная активность.

Широта образовательной среды. На базе Центра социальной активности «Притяжение» несколько лет работала площадка «Полезная пятница», где свои  тренинги, мастер-классы и лекции вели жители города - представители различных профессий и сфер деятельности, добившиеся успеха. В настоящее время площадка имеет название «Точка притяжения». Здесь каждый день посвящен определенной тематике: во вторник проходят просмотры и обсуждения фильмов, в среду – добрые акции и образовательные программы для волонтеров, в четверг - мастер-классы медиа направления, а пятница традиционно «полезная».

Педагоги методического объединения интеллектуального творчества «Лидер» и кураторы Ивановской городской ученической Думы, функционирующей на базе учреждения, организуют для детей выездные и городские слеты, выходы на городские площадки, тематические вечеринки, совместные путешествия в различные города на экскурсии.

Многие сотрудники центра имеют высокие достижения, являются лауреатами муниципальных и областных премий. В 2019 году один из сотрудников стал лауреатом премии Л. С. Выготского для педагогов дошкольных учреждений, организованной филантропической организацией «Рыбаков фонд», и лауреатом областной премии «Педагогический дебют». Еще один педагог является экспертом Всероссийского конкурса молодежных проектов, который проводится Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь).

Учреждение является федеральной ресурсной площадкой, которая проводит образовательные мероприятия для педагогов региона. Молодые сотрудники обучаются у наставников на площадке «Эпицентр» - этот проект позволяет объединить усилия опытных педагогов и молодых креативных специалистов, используя эффект синергии традиционных и современных технологий. Администрация и сотрудники Центра организуют работу образовательных площадок для педагогов. В 2018 году, например, они посетили московских коллег из «Горцентра» - управления городских программ государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Воробьевы горы», развивающих ученическое самоуправление в Москве. В 2019 году наладили контакт с Центром толерантности и ГБУК государственным музеем истории ГУЛАГа. В настоящий момент готовится большой сетевой проект с музеем истории ГУЛАГа.

Интенсивность образовательной среды. Обучающиеся могут заниматься различными направлениями дополнительного образования. Ведь Центр является многопрофильным, несмотря на приоритетность социально-педагогического направления. В структуре Центра существует четыре методических объединения. Педагоги объединения физкультурно-спортивной работы не только проводят занятия по востребованным видам спорта (карате, спортивная аэробика, настольный теннис, футбол, эстетическая гимнастика и другие), но и занятия по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию. В методическом объединении художественного творчества дети изучают эстрадные, бальные танцы, фитнес-аэробику, хоровое и эстрадное пение, академический вокал, игру на фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре, посещают театральную студию. Под руководством опытных творческих педагогов эффективно реализуют свою деятельность 3 образцовых коллектива: вокально-эстрадная студия «Акварельки», вокальное объединение «Романс», спортивный танцевальный клуб «ЛеДи». Объединение декоративно-прикладного творчества предлагает обучающимся попробовать себя в театре моды, изобразительном искусстве, декоративном творчестве. В методическом объединении интеллектуального творчества «Лидер» поддерживается развитие лидерских и организаторских способностей. Тренинги, сессии ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач), дискуссионные клубы, интеллектуальные игры, образовательные форумы и слёты становятся площадкой для общения обучающихся друг с другом, включения в различные проекты учреждения. Летом подростки могут поехать стажерами в загородный детский лагерь, так как на базе Центра работает «Школа Вожатых» и «Школа Аниматоров».

Для обучающихся младшего возраста действует программа «Школа выходного дня», в рамках которой они впервые проводят безопасные опыты на занятиях «Нескучной науки», развивают мелкую моторику рук на занятиях «Умелые ручки», формируют проектное мышление, собирая первый 3D-конструктор Fanclastic и укрепляют организм на «Спортивной аэробике».

Учащиеся Центра вместе с педагогами организуют такие крупные мероприятия в городе, как:

- Окружной форум ученического самоуправления Ивановской области, в котором приняли 100 участников из 11 регионов.

- Городской чемпионат «Что? Где? Когда?» (включающий открытие сезона интеллектуальных игр, игры «Второй шанс», «Звезда сезона», закрытие сезона) с участием 600 человек.

- Городской благотворительный марафон «Ты нам нужен», который ежегодно собирает миллионы рублей для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Эмоциональность образовательной среды.  Дети комфортно себя чувствуют и считают центр «Притяжение» своим «вторым домом». В детском коллективе установилась атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки, которая поддерживается при помощи образовательных и досуговых  мероприятий.

Визуальное оформление Центра «Притяжение» ориентировано на стимулирование учащихся к образовательной деятельности. Каждая площадка уникальна, здесь всё создано для развития детей, расширения их кругозора, полёта фантазий.

Первый этаж представлен, как город детства со своей галереей, тренинговым и технологическим центром, фабрикой и даже парком. Пол и стены в помещениях для интерактивной работы белый цвет, на окнах размещаются плотные рулонные шторы. В помещениях для занятий изобразительным искусством стены имеют нейтральный цвет, чтобы яркими акцентами их могли наполнить обучающиеся.

Каждое помещение трансформируется под широкий спектр задач засчет мобильной мебели.  Там, где мобильности достигнуть не удается, мебель органично встраивается в структуру помещения.

Для занятий спортом имеется большой спортзал с современным оборудованием, где обучающиеся могут выбрать одно из множества направлении: фитнес, дэнсхолл, боди-балет.

Интерьер мотивирует обучающихся наполнять среду продуктами образовательной деятельности, преобразовывать пространство для выполнения конкретных образовательных задач, что логично, ведь именно их мнение легло в основу концепции центра «Притяжение». Дети подсказали несколько интересных идей и даже участвовали в создании названия центра. В настоящий момент дети разрабатывают «Законы притяжения», по которым будут жить обучающиеся и по которым существует сам «Центр Притяжение».

Социальная активность образовательной среды. Центр является местом проведения крупных городских и областных событий и проектов. Подростки из ученической Думы каждые два года запускают новые проекты, а многие «старые» проекты становятся традицией. Так проект «Военный вальс» стал вторым в областном этапе конкурса «Добровольцы России», проекты «Ты нам нужен» и «Троллейбус памяти» вышли во всероссийский этап и заняли второе место в своих номинациях. В настоящий момент Центр реализует федеральную программу «Ты решаешь», обучая волонтеров для школьных отрядов.

Таким образом, образовательная среда Центра является мотивирующей. Здесь обучающиеся выстраивают свой индивидуальный образовательный маршрут, получают опыт реализации социальных проектов и инициатив, овладевают широким спектром метапредметных компетенций. Опыт Центра возможно распространить посредством разработки методических материалов, представления авторских идей педагогическому сообществу.

 

Список литературы:
1. Центр Притяжения – Детско – юношеский центр №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://дюц1.рф/ (дата обращения 01.04.2019)
2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.