Анализ системы контроля за деятельностью застройщиков в Рязанской области
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Анализ системы контроля за деятельностью застройщиков в Рязанской области
Согласно действующему законодательству, контроль строительства регламентирует Градостроительный кодекс РФ. Проводиться он должен в течение всего времени про [1]Необходимость его проведения объясняется гарантиями безопасности возведенного здания или сооружения.
Исследование современной методологии и практики проведения контрольных мероприятий в отношении застройщиков Рязанской области позволяет констатировать значительные несоответствия содержания существующей нормативной базы и методического инструментария потребностям субъектов контроля. Активизация контрольных механизмов в ходе системной модернизации строительной сферы требует трансформации законодательного регулирования и внедрения новых подходов в методическую базу субъектов контроля.
В Рязанской области выстроена следующая иерархия государственных органов, осуществляющих строительный надзор (рис.1).
Рисунок 1. Структура органов власти строительного контроля Рязанской области
На рисунке 2 показан порядок осуществления Государственного строительного надзора Рязанской области (рис. 2).
Рисунок 2. Осуществление Государственного строительного надзора Рязанской области
По данным Рязаньстата начиная с 2017 года в Рязанской области существенно снизилось количество лиц, осуществляющих деятельность в области строительства. [2] (таблица.1)
Таблица 1.
Количество предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства (ОКВЭД2) на 1 января
Годы |
Количество, единиц |
2017 |
3629 |
2018 |
3421 |
2019 |
3320 |
Необходимо отметить, что указанная тенденция является общероссийской. В 2017 году по России обанкротилось или закрылось 1,2 тыс. строительных фирм, другими словами - 20% от их общего числа. Из тех, которые остались почти 28% работают в убыток. Стоит отметить, что падение строительного рынка могло бы стать более глубоким, в случае, если не брать в учёт объем работ по объектам государственной значимости — строения к Чемпионату мира по футболу 2018 года, мост через Керченский пролив (Крым), газопровод «Сила Сибири» и прочие.
Тенденции рассматриваемой отрасли во многом обусловлены происходящими трансформациями в ней. Для снижения напряженности государство должно принимать определенные меры по улучшению ситуации.
В современных условиях развитие существующей системы контроля за деятельностью застройщиков осуществляется посредством реализации государственных и муниципальных программ. Действующая сегодня Ведомственная целевая программа «Осуществление государственного строительного надзора на территории Рязанской области» [3] является основной в указанном направлении.
Анализ данной программы позволяет сделать следующие выводы. Цель данной программы сформулирована как «повышение эффективности осуществления государственного строительного надзора на территории Рязанской области». В развитие этой цели поставлена всего одна задача: «Совершенствование механизма осуществления государственного строительного надзора», которая по формулировке напоминает цель. А мероприятие по решению задачи сформулировано как «Обеспечение деятельности инспекции». Отсюда вытекает первая проблема: формальный подход к реализации полномочий, отсутствие декомпозиции цели, иерархии в построении целей, задач и мероприятий, полное отсутствие системного подхода к решению задач.
Рассмотрение показателя эффективности программы, сформулированного как «доля проведенных проверок на 2019-2024 годы составит не менее 100%» на каждый год также приводит к тому выводу, что совершенствование строительной отрасли Рязанской области сводится к проверке всех лиц, осуществляющих строительство объектов, что не является эффективным.
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы контроля застройщиков, позволяет обнаружить ряд проблем. В частности, до настоящего времени законодательными органами Рязанской области не установлены Типовые методические рекомендации по учёту и планированию себестоимости строительных работ, поэтому не выполняются рекомендации Минфина России. [4]
Среди нормативно-правовых документов, которые регулируют деятельность застройщиков в области долевого строительства Рязанской области, не хватает правил бухгалтерского учёта и отчётности для застройщиков (ст. 23 Закона № 214-ФЗ) [5], также отсутствуют правила заключения договоров участия в долевом строительстве, которые необходимы для тех, кто участвует в данном договоре (ст. 4 Закона № 214 ФЗ).
До сих пор не имеется нормативно-правовой акт, в котором установлены требования энергетической эффективности к зданиям, что предусмотрено ч.1 ст.11 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ. [6]
Анализ законодательства Рязанской области демонстрирует то, что в нем отсутствуют отдельные виды договоров на строительство; продолжительный период не разрабатываются новые нормативные документы по правовым, налоговым вопросам и вопросам учёта; определённые нормативные акты не приведены в соответствие с федеральными законами.
К настоящему времени среди договоров на строительство закреплены в законодательстве договоры строительного подряда, договоры на осуществление проектных и изыскательных работ, на подрядные работы, предназначенные для государственных нужд и участия в долевом строительстве. Однако в стороне остались в стороне договоры на инвестирование строительства – инвестиционные контракты, которые заключаются между инвестором и застройщиком или между застройщиком и администрацией территории, на которой предполагается строительство, до начала и во время строительства.
Приказом Госстроя России возобновлено проведение плановых проверок качества и организационно-правового порядка строительства непосредственно сотрудниками Главной инспекции Госархстройнадзора и Управлением Госинспекций Рязанской области.
В то же время необходимо отметить, что при общем росте количества поднадзорных объектов количество работников строительного надзора в последнее время снижается. Нагрузка на одного работника в среднем по Рязанской области в пять - семь раз превышает нормативы. Это не могло не повлиять на рост количества аварий и нарушений законодательства в строительстве.
Эффективность работы органов Госстройнадзора в настоящее время сдерживается несовершенством нормативной правовой базы.
Службам, организующим строительный надзор по Рязанской области необходимо продолжить работу над проектами Указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по обеспечению деятельности органов государственного надзора за качеством строительства и созданием безопасной строительной продукции", постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного архитектурно-строительного надзора в Российской Федерации", изменениями и дополнениями в Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1086, а также приведением нормативной базы в соответствие с Федеральным законом от 30.12.01 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Внедрение в строительную практику разработанной системы правил позволит не только оценивать и регулировать уровень безопасности зданий и сооружений на стадиях возведения и эксплуатации, но и идентифицировать «виновников» недопустимо высокого риска аварии, что дает возможность ввести определенные механизмы персональной ответственности за безопасность.