Статья:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сафиуллина Л.В., Галич Т.Н. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 13(64). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/65/49939 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ

Сафиуллина Ландыш Вазировна
студент, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Елабуга
Галич Татьяна Николаевна
канд. психол. наук, доцент Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Елабуга

 

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М.Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшими дошкольниками: «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду».

Исследования В.М.Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и др. В 1997 году была опубликована Программа Р.Б.Стеркиной, О.А.Князевой, Н.Н.Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая была разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией, владеет современными технологиями, методами и приёмами в данном направлении.

Цель исследования – изучение особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ.

Для диагностики детей старшего дошкольного возраста нами использовалась серия методик, рекомендуемых Т.Д. Марцинковской [4, с.57]:

Задание 1. «Источники опасности».

Цель: определение уровня знаний еще детей об еще опасных предметах.

Задание 2. «Проезжая часть».

Цель: еще определение уровня еще знаний детей о безопасности при переходе проезжей части.

Задание 3. «Разложи по порядку».

Цель: определение уровня еще знаний детей о ПДД.

Анализ результатов исследования старших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы:

- для всех детей старшего дошкольного возраста контрольной группы характерен средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улице. Дети понимает инструкцию взрослого и готовы выполнять задания, прибегая к помощи взрослого. Называют половину объектов опасности на улице, знают отдельные способы безопасного поведения; выполняют игровые задания первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушением мер предосторожности;

- для большей части детей старшего дошкольного возраста экспериментальной  группы характерен средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улице – 8 из 10 детей, и у одного ребенка выявлен низкий уровень.

Таким образом, т.к. для дошкольников игровая деятельность является ведущей, было предложено использовать игровые технологии для формирования основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников экспериментальной группы.

Преимущество использования игровых технологий в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, как компонента опыта безопасного поведения на улице проявляется в следующем:

- каждый ребенок максимально активен;

- имеется возможность дифференцированно осуществлять и систематизацию знаний детей;

- поддерживать устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон.

Результаты повторного обследования безопасного поведения на улице у старших дошкольников на контрольном этапе исследования отразим в рисунок 1:

 

Рисунок 1. Уровень сформированности основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников на контрольном этапе исследования

 

Анализ результатов исследования старших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы:

- для всех детей старшего дошкольного возраста контрольной группы характерен средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улице. Дети понимает инструкцию взрослого и готовы выполнять задания, прибегая к помощи взрослого. Называют половину объектов опасности на улице, знают отдельные способы безопасного поведения на улице; выполняют игровые задания первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушением мер предосторожности;

- для большей части детей старшего дошкольного возраста экспериментальной  группы характерен средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улице – 8 из 10 детей, и у одного ребенка выявлен низкий уровень.

Таким образом, т.к. для дошкольников игровая деятельность является ведущей, предлагаем использовать игровые технологии для формирования основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников экспериментальной группы.

Цель контрольного этапа – определение динамики после проведения формирующего этапа исследования. В исследовании приняли участие те же старшие дошкольники. Обследование проводилось по тем же заданиям (для чистоты эксперимента).

Результаты повторного определения уровня сформированности основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников отразим в рис. 2

 

Рисунок. 2. Уровень сформированности основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников на контрольном этапе исследования

 

Анализ повторных результатов исследования старших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы:

- как и на констатирующем этапе, при повторном обследовании дошкольников контрольной группы выявлено – для всей группы характерен средний уровень;

- в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика – после проведения формирующего эксперимента, на контрольном этапе не были выявлены дети с низким уровнем (при первичной диагностике их было выявлено 10%) и выявлено 10% с высоким уровнем.

А значит, подтверждается гипотеза о том, что формирование основ безопасности поведения на улице посредством игровых технологий детей старшего дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

- отбор доступных детям игровых технологий;

- сотрудничество воспитателя и родителей в процессе формирования основ безопасности поведения на улице детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2016. - 144с.
2. Гейль О. Г. Формирование основ безопасного поведения на улице у детей младшего возраста через игровую деятельность // Молодой ученый. - 2017. - №12.6. - С. 26-28.
3. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Из-во «Акциндент», 2015. - 120 с.
4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]. – Минск: Палесье, 2017. - 203 с. 
5. Игра дошкольника / Л.А. Абрамен [и др.]; под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2016. – 286 с. 
6. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре. [Текст] / Р.И. Жуковская. – М.: ТЕРРА-НОВА, 2013 – 216с.