Заголовки интернет сообщений как средство манипуляции сознанием
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Заголовки интернет сообщений как средство манипуляции сознанием
Манипулятивные технологии в интернете - тема, требующая специфических подходов для анализа, поскольку коммуникация в рамках "всемирной паутины" - это проблема больше будущего, чем настоящего времени. Однако уже сегодня видим конкретные психологические, социальные и культурные проблемы, возникающие именно в связи с коммуникацией в сфере интернета. Следует отметить, что источников по этому вопросу почти нет, поскольку отсутствует пока комплексное понимание интернета как специфического средства массовой коммуникации. Поэтому попробуем рассмотреть манипулятивные средства, которые используются в интернете, через призму тех исследований, которые уже были осуществлены в науке.
Манипулятивное воздействие СМК анализировали такие ученые, как Г. Почепцов, Б. Потятиник, С. Кара-Мурза, Г. Грачев, А. Цуладзе и др.
Манипуляция - это навязывание манипулятором своей воли в форме скрытого психологического воздействия. Основой манипуляции является эксплуатация эмоций человека. С. Кара-Мурза отмечает: "Природа манипуляции состоит в наличии двойного действия - вместе с открытым сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный "сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата образы, нужные манипулятору. Это скрытое действие опирается на "неявное знание", которым владеет адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мысли и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы направить процесс воображения в нужное русло, но так, чтобы человек не заметил скрытого действия "[3].
Манипуляция как многоплановое явление - лингвистическое, социальное, психологическое, политическое - привлекает внимание исследователей различных областей человеческой деятельности. Актуальным на настоящем этапе развития общества является изучение механизмов скрытого воздействия на сознание адресата, возможность убеждать аудиторию и побуждать ее к действиям. Широкое применение новейших информационных технологий меняет современное восприятие мира человеком. Важную роль при этом играет формулировка заголовков как своеобразной верхушки текста, его квинтэссенции, что обусловливает актуальность статьи.
Особые условия выработки и восприятие текстов новостей, так же как и их основные коммуникативные функции, определяют структуру этих текстов на всех уровнях. Общеупотребительной тактикой является предоставление важной информации в начале и в конце сообщения. Эта тактика касается не только общей тематической или схематической организации сообщения, но и порядка предложений в абзацах, которые описывают определенный эпизод, или порядка слов внутри предложений (где на первом месте располагают ту часть предложения, которая является важной для достижения манипулятивного эффекта). Итак, стратегия структурирование по принципу релевантности пронизывает весь текст, все его уровни.
В то же время исследования целенаправленного распределения информации в тексте в соответствии со степенью ее релевантности позволяет изучать когнитивные, социальные и идеологические условия продуцирования этих текстов, а также их обработку и, следовательно, запоминание и восприятие адресатами. Так, статья, размещенная на сайте газеты «The Washington Times» имеет такое название: «Obama's diplomatic triumph» [7]. Подбор слов для заголовка является эмоционально маркированным, что должно вызвать положительное отношение читателей к президенту страны и его политики.
Говоря об объеме представленной в заголовках информации, стоит отметить, что одно из основных правил построения заголовка - лаконичность -обусловлено экономией пространства сетевой газетной страницы и усилий читателя. Это явление, известное как «attention span», характеризует время, в течение которого пользователь способен фокусировать внимание на одной теме в процессе навигации в Интернете [1].
Процесс создания заголовка сетевого текста новостей, с одной стороны, определяется коммуникативной интенцией автора, реализуется в стратегиях информирования и воздействия, а с другой стороны, задается форматными особенностями данного типа текста в целом. К ним относятся: объективность подачи информации, понятность, лаконичность, отказ от излишней эмоциональности и такой важный признак Интернет-коммуникации как клиповость, относительная автономность и тематическая завершенность каждого фрагмента текста [2, с. 117].
Грамматический анализ синтаксиса газетных сообщений показал, что с помощью синтаксических конструкций журналисты пытаются применять тактику "понижающих" синтаксических структур - структур с импликативным потенциалом (как пассивные конструкции, безличные предложения и т.д.), чтобы замаскировать негативные роли правящей элиты.
В то же время, употребление в заголовках лексики с положительной коннотацией формируют соответствующее восприятие новостей адресатом. Название статьи «Iran deal is a diplomatic success story» акцентирует внимание читателя на положительных аспектах отношений между Соединенными Штатами и Ираном. Автор статьи представляет договоренности с Ираном как судьбоносные, такие, завершающие длительный и напряженный период в истории США [5]. Другие издания подают это же событие более сдержанно, в результате чего меняется и его восприятие: «Obama Signals a Shift From Military Might to Diplomacy» [6].
Положительный имидж президента США формируется в данном издании другим способом. В достаточно нейтральным заголовком издание располагает фотографию, на которой Барак Обама сфотографирован среди толпы, где он пожимает руку одному из мужчин в толпе. Кинетически он имеет открытую позицию тела, что свидетельствует о его искренность [4,с. 526]; протянутая рука и улыбка на лице Барака Обамы и людей, его окружающих, усиливают это впечатление.
Подача заголовка статьи не всегда соответствует смысловому наполнению и текста статьи, поскольку издание рассчитывает на эффект первого впечатления. Статья под названием «Americans tell pollsters: Obama care fixable, but we do not want it», представляет результаты последнего социологического опроса, выясняет отношение населения страны к реформе в сфере охраны здоровья, предложенной президентом Обамой [7]. При этом текст статьи представляет конкретные данные, которые не отражают категорический вывод, что предлагается в заголовке. Фактически, данные опроса показывают, что рядовые граждане не могут делать выводы об эффективности реформы через относительно небольшой срок ее действия: «Here's how the questions in a new CNN / ORC International poll, released Wednesday, went: "Is the new law a success of failure? "Four of 10 respondents said" failure, "CNN reported, but another 53 percent said they could not yet answer - it was too soon to tell». Формулировка данного заголовка, что также подтверждается проведенным анализом других заголовков данного издания, дает основания утверждать, что издание в целом настроено оппозиционно по отношению к действующему президенту, что находит свое отражение в представлении информации.
Анализ заголовков позволяет определить направленность манипулятивных интенций адресанта, проследить общую принадлежность издания к определенному кругу, защищающему провластные или оппозиционные интересы. Так как заголовки являются решающими в принятии адресатом решения о прочтении полного текста статьи, они имеют большой манипулятивный потенциал и, как правило, содержат лексические единицы с определенным коннотативным значением, выгодным для издания. Иллюстрации, сопровождающие заголовок статьи, являются тщательно подобранными, чтобы соответствовать общей манипулятивной цели адресанта.