РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(323)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(323)
РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Аннотация. Статья рассматривает важность создания речевой среды в дошкольных учреждениях для стимулирования речевого развития детей дошкольного возраста. Освещаются методы и подходы к организации эффективного речевого взаимодействия между воспитателями и детьми, а также между самими детьми в группе.
Ключевые слова: речь, среда, развитие речи.
Речь — это форма общения людей, которая формировалась в течение долгого времени. Она основана на языковых конструкциях, созданных по определённым правилам. Речь — одна из самых сложных высших психических функций человека.
Речь развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с момента его рождения.
Развитие речи у ребёнка начинается примерно с трёх месяцев, когда он начинает произносить первые звуки. Это этап подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно с этим происходит развитие понимания речи, то есть формирование импрессивной речи.
Сначала ребёнок начинает различать интонации, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он уже произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (например, «мама» и «папа»).
Когда ребёнок активно использует простые слова в своей речи, начинается важный этап освоения родного языка — освоение грамматической структуры языка. Усвоение грамматики происходит очень быстро, и к трём-трём с половиной годам ребёнок обычно усваивает основные закономерности. Например, к этому времени он уже использует все падежные формы, формы глаголов и сложные предложения с союзами.
Способность к речи не является врождённой, она формируется в процессе развития ребёнка.
Речь развивается непрерывно на протяжении всего дня, и если день насыщен событиями и впечатлениями, это ещё больше стимулирует ребёнка к общению.
Общение — ключевой фактор в развитии нормальной речи. Но также важна языковая среда, которая предоставляет образцы языка, а также речевая активность и практика самих детей.
В детском саду основная задача — создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста.
Для этого в детском саду специально создают речевую среду, которая способствует развитию речи детей. Эта среда разрабатывается с учётом возраста детей и направлена на то, чтобы обеспечить наилучшие условия для их речевого развития.
Такая специально созданная среда, направленная на развитие речи, называется искусственной речевой средой.
В детском саду можно выделить несколько компонентов, которые способствуют развитию речи:
- Речь педагога;
Речь педагога — это ключевой элемент языковой среды, поскольку именно учитель формирует основы культуры речи у детей и знакомит их с культурой устного общения. Речь педагога имеет воспитательный и образовательный характер.
Речь педагога должна соответствовать определённым требованиям:
- Правильность — соответствие языковым нормам.
- Точность — адекватное отражение действительности в речи, ясное и однозначное выражение мыслей, чтобы дети сразу понимали, о чём идёт речь.
- Логичность — наличие в высказывании трёх частей: начала, основной части и заключения. Педагог должен уметь грамотно и логично связывать между собой предложения и части высказывания.
- Чистота — отсутствие слов-паразитов и других элементов, не свойственных литературному языку.
- Выразительность — особенность речи педагога, которая привлекает внимание и вызывает интерес, создаёт атмосферу эмоционального сопереживания.
- Богатство — использование разнообразных слов и видов предложений, несущих смысловую нагрузку.
- Уместность — использование выражений, соответствующих ситуации и условиям общения.
- Предметно-развивающая среда в группе, включающая специальное оборудование и пособия;
В процессе создания речевой среды в группе педагог решает ряд важных задач:
- Обеспечение возможности для восприятия и наблюдения за правильной речью.
- Создание условий для развития устной речи детей на уровне, позволяющем им легко общаться со сверстниками и взрослыми, а также быть понятыми окружающими.
- Формирование культуры речи как средства общения.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой и детской литературой, восприятие и понимание текстов различных жанров.
При создании развивающей среды важно учитывать требования, которые предъявляет ФОП ДО
- Все зоны и уголки должны быть доступны для каждого ребёнка.
- Дети должны иметь возможность свободно играть и читать.
- Помещения должны быть расположены удобно.
- В любое время суток должно быть достаточно света.
- Оформление должно быть красивым.
Материалы и оборудование должны быть разнообразными и интересными, чтобы дети могли активно взаимодействовать с ними.
Речь является основным средством общения во всех видах деятельности детей. От того, насколько хорошо ребёнок говорит, как он использует речь в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунков, наблюдении на прогулке, обсуждении спектаклей и т. д., зависит успешность его деятельности, принятие сверстниками, авторитет и статус в детском сообществе.
- Методы и приёмы, которые используются для развития различных аспектов речи у детей дошкольного возраста.
В методике, как и в дошкольной дидактике в целом, существует общепринятая классификация методов, основанная на используемых средствах: наглядность, слово или практическое действие. Однако это деление довольно условно, поскольку между этими средствами нет чёткой границы. Наглядные методы часто сопровождаются словом, а при использовании словесных методов применяются наглядные приёмы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядными материалами.
В методике выделяют три основные группы методов: наглядные, словесные и практические.
К наглядным методам относятся непосредственное наблюдение за объектами и явлениями в природе, экскурсии, осмотры помещений, рассматривание реальных предметов. Также существуют опосредованные методы, основанные на использовании изобразительной наглядности, такие как рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание и рассказывание по игрушкам и картинам. Опосредованные методы могут быть использованы и для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
К словесным методам относятся чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, составление сказок и рассказов. Во всех словесных методах используются наглядные приёмы, такие как показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей требуют наглядности.
К практическим методам относятся дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
В зависимости от задачи развития речи выделяют различные методические приёмы, такие как приёмы словарной работы, воспитания звуковой культуры речи и другие.
Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс.
Для работы с семьёй можно использовать множество форм взаимодействия, которые способствуют развитию речи у детей и укреплению семейных связей:
- Совместные мероприятия: праздники, конкурсы, спортивные соревнования, творческие мастер-классы, которые родители и дети проводят вместе.
- Проектная деятельность: участие в проектах, где родители и дети работают над общими задачами, развивая коммуникативные навыки и творческое мышление.
- Родительские чтения: совместное чтение книг, обсуждение прочитанного, проведение тематических встреч по литературным произведениям.
- Родительские уголки: информационные стенды, где размещаются материалы о развитии речи, рекомендации, полезные ссылки и статьи.
- Творческие мастерские: мастер-классы по созданию книг, журналов, поделок, которые способствуют развитию мелкой моторики и речи.
По-прежнему важно предоставлять родителям наглядную информацию.
В родительском уголке размещается материал с рекомендациями и консультациями по развитию речи детей в семье. Также там можно найти список игр, связанных с познавательно-речевым развитием, которые соответствуют определённым лексическим темам. В этом списке есть задания на заучивание стихов, пословиц, поговорок и скороговорок.
Совместная проектная деятельность и родительские собрания в нетрадиционной форме, например, с показом части занятия или презентацией, помогают эффективно работать с родителями.
В заключение можно сказать, что развитие детей дошкольного возраста происходит наиболее успешно в обогащённой развивающей среде. Эта среда объединяет социальные и природные средства, предлагает разнообразную деятельность, которая способствует познавательному развитию ребёнка и обогащает его речь.
Задача педагога — использовать предметно-развивающую среду и её средства, чтобы помочь ребёнку обнаружить и развить свои способности. Также важно осознавать необходимость высокого уровня речевой культуры, избегать ошибок в речи и совершенствовать свою речь.
