Статья:

РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(323)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Литвяк К.Е. РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 14(323). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/323/171772 (дата обращения: 24.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Литвяк Кристина Евгеньевна
студент Нижнетагильский Государственный Социально-Педагогический Институт, РФ, г. Нижний Тагил
Петрова Светлана Сергеевна
научный руководитель, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и школьного образования, Нижнетагильский Государственный Социально-Педагогический Институт, РФ, г. Нижний Тагил

 

Аннотация. Статья рассматривает важность создания речевой среды в дошкольных учреждениях для стимулирования речевого развития детей дошкольного возраста. Освещаются методы и подходы к организации эффективного речевого взаимодействия между воспитателями и детьми, а также между самими детьми в группе.

 

Ключевые слова: речь, среда, развитие речи.

 

Речь — это форма общения людей, которая формировалась в течение долгого времени. Она основана на языковых конструкциях, созданных по определённым правилам. Речь — одна из самых сложных высших психических функций человека.

Речь развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с момента его рождения.

Развитие речи у ребёнка начинается примерно с трёх месяцев, когда он начинает произносить первые звуки. Это этап подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно с этим происходит развитие понимания речи, то есть формирование импрессивной речи.

Сначала ребёнок начинает различать интонации, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он уже произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (например, «мама» и «папа»).

Когда ребёнок активно использует простые слова в своей речи, начинается важный этап освоения родного языка — освоение грамматической структуры языка. Усвоение грамматики происходит очень быстро, и к трём-трём с половиной годам ребёнок обычно усваивает основные закономерности. Например, к этому времени он уже использует все падежные формы, формы глаголов и сложные предложения с союзами.

Способность к речи не является врождённой, она формируется в процессе развития ребёнка.

Речь развивается непрерывно на протяжении всего дня, и если день насыщен событиями и впечатлениями, это ещё больше стимулирует ребёнка к общению.

Общение — ключевой фактор в развитии нормальной речи. Но также важна языковая среда, которая предоставляет образцы языка, а также речевая активность и практика самих детей.

В детском саду основная задача — создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста.

Для этого в детском саду специально создают речевую среду, которая способствует развитию речи детей. Эта среда разрабатывается с учётом возраста детей и направлена на то, чтобы обеспечить наилучшие условия для их речевого развития.

Такая специально созданная среда, направленная на развитие речи, называется искусственной речевой средой.

В детском саду можно выделить несколько компонентов, которые способствуют развитию речи:

  1. Речь педагога;

Речь педагога — это ключевой элемент языковой среды, поскольку именно учитель формирует основы культуры речи у детей и знакомит их с культурой устного общения. Речь педагога имеет воспитательный и образовательный характер.

Речь педагога должна соответствовать определённым требованиям:

  • Правильность — соответствие языковым нормам.
  • Точность — адекватное отражение действительности в речи, ясное и однозначное выражение мыслей, чтобы дети сразу понимали, о чём идёт речь.
  • Логичность — наличие в высказывании трёх частей: начала, основной части и заключения. Педагог должен уметь грамотно и логично связывать между собой предложения и части высказывания.
  • Чистота — отсутствие слов-паразитов и других элементов, не свойственных литературному языку.
  • Выразительность — особенность речи педагога, которая привлекает внимание и вызывает интерес, создаёт атмосферу эмоционального сопереживания.
  • Богатство — использование разнообразных слов и видов предложений, несущих смысловую нагрузку.
  • Уместность — использование выражений, соответствующих ситуации и условиям общения.
  1. Предметно-развивающая среда в группе, включающая специальное оборудование и пособия;

В процессе создания речевой среды в группе педагог решает ряд важных задач:

  • Обеспечение возможности для восприятия и наблюдения за правильной речью.
  • Создание условий для развития устной речи детей на уровне, позволяющем им легко общаться со сверстниками и взрослыми, а также быть понятыми окружающими.
  • Формирование культуры речи как средства общения.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой и детской литературой, восприятие и понимание текстов различных жанров.

При создании развивающей среды важно учитывать требования, которые предъявляет ФОП ДО

  • Все зоны и уголки должны быть доступны для каждого ребёнка.
  • Дети должны иметь возможность свободно играть и читать.
  • Помещения должны быть расположены удобно.
  • В любое время суток должно быть достаточно света.
  • Оформление должно быть красивым.

Материалы и оборудование должны быть разнообразными и интересными, чтобы дети могли активно взаимодействовать с ними.

Речь является основным средством общения во всех видах деятельности детей. От того, насколько хорошо ребёнок говорит, как он использует речь в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунков, наблюдении на прогулке, обсуждении спектаклей и т. д., зависит успешность его деятельности, принятие сверстниками, авторитет и статус в детском сообществе.

  1. Методы и приёмы, которые используются для развития различных аспектов речи у детей дошкольного возраста.

В методике, как и в дошкольной дидактике в целом, существует общепринятая классификация методов, основанная на используемых средствах: наглядность, слово или практическое действие. Однако это деление довольно условно, поскольку между этими средствами нет чёткой границы. Наглядные методы часто сопровождаются словом, а при использовании словесных методов применяются наглядные приёмы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядными материалами.

В методике выделяют три основные группы методов: наглядные, словесные и практические.

К наглядным методам относятся непосредственное наблюдение за объектами и явлениями в природе, экскурсии, осмотры помещений, рассматривание реальных предметов. Также существуют опосредованные методы, основанные на использовании изобразительной наглядности, такие как рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание и рассказывание по игрушкам и картинам. Опосредованные методы могут быть использованы и для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

К словесным методам относятся чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, составление сказок и рассказов. Во всех словесных методах используются наглядные приёмы, такие как показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей требуют наглядности.

К практическим методам относятся дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

В зависимости от задачи развития речи выделяют различные методические приёмы, такие как приёмы словарной работы, воспитания звуковой культуры речи и другие.

Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс.

Для работы с семьёй можно использовать множество форм взаимодействия, которые способствуют развитию речи у детей и укреплению семейных связей:

  1. Совместные мероприятия: праздники, конкурсы, спортивные соревнования, творческие мастер-классы, которые родители и дети проводят вместе.
  2. Проектная деятельность: участие в проектах, где родители и дети работают над общими задачами, развивая коммуникативные навыки и творческое мышление.
  3. Родительские чтения: совместное чтение книг, обсуждение прочитанного, проведение тематических встреч по литературным произведениям.
  4. Родительские уголки: информационные стенды, где размещаются материалы о развитии речи, рекомендации, полезные ссылки и статьи.
  5. Творческие мастерские: мастер-классы по созданию книг, журналов, поделок, которые способствуют развитию мелкой моторики и речи.

По-прежнему важно предоставлять родителям наглядную информацию.

В родительском уголке размещается материал с рекомендациями и консультациями по развитию речи детей в семье. Также там можно найти список игр, связанных с познавательно-речевым развитием, которые соответствуют определённым лексическим темам. В этом списке есть задания на заучивание стихов, пословиц, поговорок и скороговорок.

Совместная проектная деятельность и родительские собрания в нетрадиционной форме, например, с показом части занятия или презентацией, помогают эффективно работать с родителями.

В заключение можно сказать, что развитие детей дошкольного возраста происходит наиболее успешно в обогащённой развивающей среде. Эта среда объединяет социальные и природные средства, предлагает разнообразную деятельность, которая способствует познавательному развитию ребёнка и обогащает его речь.

Задача педагога — использовать предметно-развивающую среду и её средства, чтобы помочь ребёнку обнаружить и развить свои способности. Также важно осознавать необходимость высокого уровня речевой культуры, избегать ошибок в речи и совершенствовать свою речь.

 

Список литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г.
2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении/ Р.А. Кирьянова - Дошкольная педагогика. 2005.№ 1. 
3. Ахметова, П.О. Развитие речи и творчества дошкольников/ П.О. Ахметова - М.: Академия, 2005. 
4. Алексеева, М. М. «Речевое развитие дошкольников» / М.М. Алексеева, Б. И. Яшина - М., 1999; Любина Г. А. «Детская речь». Мн., 2002. 
5. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб. :"Союз" 2001 – 150 с.
6. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. – 
7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000.