Статья:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мироненко Д.О. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 12(321). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/321/171230 (дата обращения: 12.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Мироненко Данила Олегович
студент, Донской Государственный Технический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Рокотянская Анна Анатольевна
научный руководитель, преподаватель, Донской Государственный Технический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Исторические личности, их жизнь и деятельность, представляют основу правового и духовного формирования и роста личности молодых людей. В истории нашего государства есть много примеров, когда исторические деятели разных времен наставляли на правильный путь свое подрастающее поколение, оказывали незаменимое воздействие на духовные и правовые ценности своих «приемников», в зависимости от исторических событий, происходивших в их время.

Отличными примерами таких личностей можно считать, например, Петра I, с его реформой образования 1701 года, привнёсшей в страну множество новых школ и Академию наук в Петербурге, сделал образование общедоступным всем, кроме крестьян; Александра II, с реформой образования 1864 года, основной целью которой было создание единой системы образования, включающей в себя университеты, технические и педагогические учебные заведения, а то, что каждый, в независимости от социального статуса, мог поступить в школу или университет явилось огромным прогрессом для того времени.

Говоря о советской эпохе развития нашего государства, можно сказать, что вместе с государством изменялось и представление о ценностях у молодежи. Появлялись новые лидеры, на которых равнялось поколение.

Таким деятелем был Владимир Ильич Ленин, основатель Советского социалистического государства, идейный вдохновитель коммунистических ценностей. С его же слов «…союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму.». В совокупности с тяжелым послевоенным и революционным временем, его задумка по созданию нового государства приняла радикальный характер, «…вместе с преобразованием старого капиталистического общества учение, воспитание и образование новых поколений, которые будут создавать коммунистическое общество, не могут быть старыми. Учение, воспитание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым обществом. Мы можем строить коммунизм только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества. Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического общества.» [1]. Личным мнением В.И. Ленина было то, что ни зубрежка, ни муштра, присущие «старой» школе, не могли приблизить новое поколение к тому, чтобы «называться коммунистами», к этому могли привести только личная борьба молодого человека и желание стать коммунистом. В духовном плане воспитание той эпохи сильно разнилось с, уже устоявшейся, на тот момент религиозной системой обучения. Тогдашние руководители государства, такие как Ленин В.И., Сталин И.В., Калинин М.И. и другие, считали, что будущему поколению не стоит забивать голову верой в несуществующее «существо» так как знали, что это ужасно скажется на будущем их государства.

Вера слишком долго управляла мнениями людей. В свое время В.И. Сталин говорил: «Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полу идеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога.» [1] Вера в бога была для них как пережиток старого и эксплуататорского строя, и именно поэтому главной целью запрета религии стали не личные предрассудки правителей СССР, а попытка сберечь своих потомков от ошибок, совершенных в прошлом.

Вскоре В.И. Сталин занял главенствующую роль в государстве. Его курс на воспитательную и образовательную сферы был более резким, нежели тот, который был при Ленине. Культ личности «вождя» оказывал давление не только на взрослое поколение, но и на молодежь. Он смог закрепить свое имя на уровне государства, теперь каждый комсомолец перед выступлением обязан был поблагодарить и высказать свое почтение к великому «создателю социализма». В духовной сфере общества все было еще хуже, молодежи были доступны лишь произведения литературы и искусства, которые пропагандировали сталинский социалистический реализм, «добросовестное заблуждение многих заключалось в преувеличении того обстоятельства, что молодежь по природе своей привержена к новому и поэтому объективно стоит на стороне прогресса. А поскольку понятия «прогресс» и «социализм» рассматривались как едва ли не синонимы, то синонимами становились понятия «социализм» и «молодежь». В силу этого мыслилось, что из всех альтернатив молодежь должна была выбрать только социализм. Отклонение от этой установки рассматривалось как идеологическая ересь.» [2]. Все больше идеальным образом социалистического человека становился сам Иосиф Виссарионович, его начали больше упоминать в художественных произведениях, предписывать ему все новые отличительные качества, восхвалять его гениальность и самоотверженность.

Со смертью И.В. Сталина в страну пришел либерализм, предводителем которого стал Н.С. Хрущев. Никита Сергеевич принес с собой «оттепель», которая немало повлияла на воспитание молодого поколения советского государства. Советский союз того времени сильно нуждался в новых высококвалифицированных сотрудниках, способных работать как умственно, так и практично, со слов самого же Хрущева: «Советское государство создало для молодежи своей страны все возможности для учебы, для образования, для того чтобы она развивалась и росла здоровой, сильной, умной. У нас есть теперь своя народная интеллигенция, способная совершать чудеса ради своего народа, своей страны, дела мира и дружбы народов.
Открывая Университет дружбы народов, мы хотим только одного – помочь другим странам в подготовке высококвалифицированных кадров. Это особенно важно для тех стран, которые длительное время подвергались тяжелому колониальному гнету и по вине колонизаторов отстали в экономическом и культурном отношении, не имеют своих национальных кадров специалистов.» [3]. Без изменений не обошлось и в духовной сфере, оттепель в ней выражалась «в реабилитации деятелей культуры, которые ранее подверглись преследованиям. В искусстве появлялись новые жанры такие как авангардизм. Начал издаваться журнал под названием «Иностранная литература», что существенно повлияло на духовное развитие тогдашней молодежи.

В истории СССР было еще множество других известных людей, являвшихся для молодежи лидерами. Одни своим мужеством и доблестью поднимали боевой дух в пылу сражения на полях второй мировой, другие не мечом, но словом и делом показывали пример истинных ценностей молодому поколению.

Сильные личности всегда вели и будут вести за собой людей, и куда и за кем молодежь пойдет, во многом зависит от правильного восприятия духовных и нравственных ценностей молодым поколением. «В России последних десятилетий сформировалось несколько поколений людей, дезориентированных в культуре, в традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Наблюдается тотальная замена традиционных ценностей псевдоценностями, признание людьми отклоняющегося поведения, нередко ведущего к самоуничтожению, новому пониманию нормы.» [4]. Именно поэтому, их воспитание и привитие с самого раннего возраста, является важнейшей задачей государства, особенно на современном этапе его развития в условиях стоящих угроз.

 

Список литературы:
1. Речь В.И. Ленина на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года 
2. Ильинский, И. М. Государственная молодежная политика в СССР / И. М. Ильинский. – Москва: Московский гуманитарный университет, 2017. – 432 с. – ISBN 978-5-907017-05-4. – EDN YDWXKC.
3. Речь товарища Н.С. Хрущева на торжественном собрании, посвященном открытию Университета дружбы народов
4. Алексеева, М. В. Правовой аспект формирования безопасной информационной среды, способствующей распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей / М. В. Алексеева, И. А. Подройкина // Правовой порядок и правовые ценности. – 2023. – Т. 1, № 2. – С. 24-33. – DOI 10.23947/2949-1843-2023-1-2-24-33. – EDN GIMPPY.