К ВОПРОСУ О ФОРМАХ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(316)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(316)
К ВОПРОСУ О ФОРМАХ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Прокуратура РФ является одним из ключевых государственных органов. Значимость органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности определяется тем, что законодатель, устанавливая координацию, как особый вид деятельности прокуратуры, указывает на влияние её результатов в укреплении законности, обеспечении безопасности общества и защиты населения страны от преступных проявлений.
Определяя место координационной деятельности в числе функций и направлений деятельности органов прокуратуры, необходимо подчеркнуть, что она выступает в качестве самостоятельной функции ненадзорного характера, имеющей преимущественно организационную направленность. Однако важно помнить о тесной связи, которую координационная деятельность имеет с прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования, расширяя и дополняя возможности указанной надзорной деятельности.
Важным понятием, содержание которого определяет особенности деятельности органов прокуратуры в любом из отнесенных к ее компетенции направлений, включая координационную деятельность, выступает понятие «предмет деятельности». Для координации предметом деятельности выступает, как правило, борьба с преступлениями различных видов и групп.
Вопросы, связанные с совершением правонарушений, могут рассматриваться и разрешаться в процессе координационной деятельности только в том случае, когда имеются основания рассматривать их в качестве причин и условий, способствующих совершению преступлений. Другим исключением являются ситуации, связанные с преступлениями с административной преюдицией. Согласно этому формулируются цели и задачи координационной деятельности, имеющие большое значение для правильной ее организации.
В качестве цели координации принято рассматривать повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации субъектами координации согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, расследованию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Правильное формулирование цели координационной деятельности имеет не только важное теоретическое, но и существенное прикладное значение. Исходя из цели повышения эффективности борьбы с преступностью следует планировать и осуществлять координационную деятельность; реализовывать координационные полномочия для того, чтобы объединитьусилия правоохранительных органов.
Понятие координация, законодательно не закреплено, в связи с чем у ученых-правоведов сложились различные определения данного понятия. Наиболее точным представляется определение Ганеевой С.В., которая указывает, что координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью представляет собой целенаправленное, обоснованное упорядочение работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью [1, с. 7] Координационная деятельность прокуратуры, так же, как и все иные виды правоохранительной деятельности имеет свои формы и содержание, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и в значительной степени активно влияют на процессы качественных и количественных изменений происходящих в этой сфере деятельности. Каждый вид координационной деятельности прокуратуры имеет строго определенную форму, структурно организован и содержателен.
Содержание координационной деятельности прокуратуры можно определить как единство всех ее составных элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В свою очередь внешним проявлением содержания, способом ее существования в окружающей действительности является та или иная форма деятельности.
На данный момент правовой базой прокуроров при осуществлении координации деятельности по противодействию преступности, является Конституция РФ, федеральные законы и Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». В положении, утвержденном указом Президентом РФ, устанавливаются цели, задачи, основные направления и формы координационной деятельности, полномочия её участников, а также порядок взаимодействия с судами и органами юстиции.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», в целях обеспечения координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую информацию [2, с. 7].
Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации» № 2202-1 в ст. 8 устанавливает перечень правоохранительных органов, деятельность которых координируется органами прокуратуры: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы таможенной службы других правоохранительных органов. Данный перечень дополнен в Указе Президента от 18.04.1996 № 567, войсками национальной гвардии Российской Федерации, органами уголовно-исполнительной системы, таможенными органами Российской Федерации, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, однако перечень так и остается открытым [3, с.7]
Перечень основных форм координационной деятельности, хотя и не является исчерпывающим, дан в п. 6 Положения (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567), которым также предусмотрена возможность выбора участниками координационной деятельности ее форм, исходя из конкретной обстановки.
Необходимо отметить, что одним из основных направлений координационной деятельности является обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью проводимый правоохранительными органами, в рамках которого осуществляется совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений. В информационных письмах дается анализ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, применения законов, главным образом вновь принятых, состояния работы по раскрытию и расследованию определенной категории преступлений и результативности их судебного рассмотрения.
Наиболее значимой формой координационной деятельности, представляется проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов.
В состав координационных совещаний, входят Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов, городов, районов по месту создания координационных совещаний. Перечисленные лица, осуществляют руководство совещанием, выполняя функции его председателя. Руководители правоохранительных органов, выступают в роли членов (участников)совещания. Так же к участию в координационном совещании могут быть приглашены руководители федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов, представители средств массовой информации, общественных объединений, педагогических и научных работников, органов военного управления.
В план работы координационных совещаний, включаются актуальные проблемы, решение которых предполагает совместные усилия работников всех правоохранительных органов Российской Федерации. Подчеркнем, что самостоятельного внимания требует подготовка проекта координационного совещания и его доработка с учетом результатов обсуждения вынесенных на совещание вопросов. Прокурорам следует учитывать, что от качества постановления во многом зависит плодотворность обсуждения и успешность реализации решений координационного совещания. Традиционно в постановлении выделяются описательная и резолютивная части. При этом важно, чтобы содержание описательной части, выводы, которые были в ней отражены, с неизбежностью свидетельствовали о необходимости проведения запланированных мероприятий, об участии субъектов, которые должны обеспечить их проведение либо принять в них участие, а также сроках проведения мероприятий.
По итогам координационных совещаний могут быть созданы межведомственные рабочие группы правоохранительных органов: по вопросам борьбы с преступностью.
Эффективной и действенной формой координационной деятельности является работа межведомственных рабочих групп. Такие группы создаются на уровне субъекта на основании приказа или распоряжения руководителя правоохранительного органа, в соответствии с решением координационного совещания. Межведомственные рабочие группы организуют свою деятельность на основании положений о такой группе, на плановой основе проводят периодические заседания, на которых обсуждаются актуальные вопросы борьбы с преступностью и профилактики правонарушений и преступлений, принимаются решения, контролируется их исполнение. Надо отметить что оперативно-следственная группа – это сугубо организационная форма совместной деятельности правоохранительных органов при осуществлении предварительного расследования преступлений по уголовным делам и производство следственных и розыскных действий должно осуществляться по правилам, установленным соответствующим законом.
Следует отметить эффективность таких форм координации деятельности правоохранительных органов, как проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций. В рамках данных форм координации осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции [4, с. 7].
В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов представляется необходимым уделять первоочередное внимание совершенствованию форм ее реализации с учетом реального состояния преступности.
Также представляется важным обеспечить эффективное проведение координационных совещаний в субъектах Российской Федерации.
Подводя итог, нужно сказать, что при координации деятельности правоохранительных органов прокуроры основываются на правилах и принципах координации, выработанными теорией и практикой борьбы с преступностью. Координационная деятельность прокуратуры способствует укреплению законности, повышает эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Многообразие форм координационной деятельности прокуратуры подчеркивает важность координационной функции и необходимость взаимного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
