Статья:

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(316)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зихов А.Ю. К ВОПРОСУ О ФОРМАХ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 7(316). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/316/159387 (дата обращения: 10.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Зихов Аслан Юрьевич
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Прокуратура РФ является одним из ключевых государственных органов. Значимость органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности определяется тем, что законодатель, устанавливая координацию, как особый вид деятельности прокуратуры, указывает на влияние её результатов в укреплении законности, обеспечении безопасности общества и защиты населения страны от преступных проявлений.

Определяя место координационной деятельности в числе функций и направлений деятельности органов прокуратуры, необходимо подчеркнуть, что она выступает в качестве самостоятельной функции ненадзорного характера, имеющей преимущественно организационную направленность. Однако важно помнить о тесной связи, которую координационная деятельность имеет с прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования, расширяя и дополняя возможности указанной надзорной деятельности.

Важным понятием, содержание которого определяет особенности деятельности органов прокуратуры в любом из отнесенных к ее компетенции направлений, включая координационную деятельность, выступает понятие «предмет деятельности». Для координации предметом деятельности выступает, как правило, борьба с преступлениями различных видов и групп.

Вопросы, связанные с совершением правонарушений, могут рассматриваться и разрешаться в процессе координационной деятельности только в том случае, когда имеются основания рассматривать их в качестве причин и условий, способствующих совершению преступлений. Другим исключением являются ситуации, связанные с преступлениями с административной преюдицией. Согласно этому формулируются цели и задачи координационной деятельности, имеющие большое значение для правильной ее организации.

В качестве цели координации принято рассматривать повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации субъектами координации согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, расследованию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Правильное формулирование цели координационной деятельности имеет не только важное теоретическое, но и существенное прикладное значение. Исходя из цели повышения эффективности борьбы с преступностью следует планировать и осуществлять координационную деятельность; реализовывать координационные полномочия для того, чтобы объединитьусилия правоохранительных органов.

Понятие координация, законодательно не закреплено, в связи с чем у ученых-правоведов сложились различные определения данного понятия. Наиболее точным представляется определение Ганеевой С.В., которая указывает, что координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью представляет собой целенаправленное, обоснованное упорядочение работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью [1, с. 7]  Координационная деятельность прокуратуры, так же,  как и все иные виды правоохранительной деятельности имеет свои формы и содержание, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и в значительной степени активно влияют на процессы качественных и количественных изменений происходящих в этой сфере деятельности. Каждый вид координационной деятельности прокуратуры имеет строго определенную форму, структурно организован и содержателен.

Содержание координационной деятельности прокуратуры можно определить как единство всех ее составных элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В свою очередь внешним проявлением содержания, способом ее существования в окружающей действительности является та или иная форма деятельности.

На данный момент правовой базой прокуроров при осуществлении координации деятельности по противодействию преступности, является Конституция РФ, федеральные законы и Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». В положении, утвержденном указом Президентом РФ, устанавливаются цели, задачи, основные направления и формы координационной деятельности, полномочия её участников, а также порядок взаимодействия с судами и органами юстиции.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», в целях обеспечения координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую информацию [2, с. 7].

Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации» № 2202-1 в ст. 8 устанавливает перечень правоохранительных органов, деятельность которых координируется органами прокуратуры: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы таможенной службы других правоохранительных органов. Данный перечень дополнен в Указе Президента от 18.04.1996 № 567, войсками национальной гвардии Российской Федерации, органами уголовно-исполнительной системы, таможенными органами Российской Федерации, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, однако перечень так и остается открытым [3, с.7]

Перечень основных форм координационной деятельности, хотя и не является исчерпывающим, дан в п. 6 Положения (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567), которым также предусмотрена возможность выбора участниками координационной деятельности ее форм, исходя из конкретной обстановки.

Необходимо отметить, что одним из основных направлений координационной деятельности является обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью проводимый правоохранительными органами, в рамках которого осуществляется совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений. В информационных письмах дается анализ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, применения законов, главным образом вновь принятых, состояния работы по раскрытию и расследованию определенной категории преступлений и результативности их судебного рассмотрения.

Наиболее значимой формой координационной деятельности, представляется проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов.

В состав координационных совещаний, входят Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов, городов, районов по месту создания координационных совещаний. Перечисленные лица, осуществляют руководство совещанием, выполняя функции его председателя. Руководители правоохранительных органов, выступают в роли членов (участников)совещания. Так же к участию в координационном совещании могут быть приглашены руководители федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов, представители средств массовой информации, общественных объединений, педагогических и научных работников, органов военного управления.

В план работы координационных совещаний, включаются актуальные проблемы, решение которых предполагает совместные усилия работников всех правоохранительных органов Российской Федерации. Подчеркнем, что самостоятельного внимания требует подготовка проекта координационного совещания и его доработка с учетом результатов обсуждения вынесенных на совещание вопросов. Прокурорам следует учитывать, что от качества постановления во многом зависит плодотворность обсуждения и успешность реализации решений координационного совещания. Традиционно в постановлении выделяются описательная и резолютивная части. При этом важно, чтобы содержание описательной части, выводы, которые были в ней отражены, с неизбежностью свидетельствовали о необходимости проведения запланированных мероприятий, об участии субъектов, которые должны обеспечить их проведение либо принять в них участие, а также сроках проведения мероприятий.

По итогам координационных совещаний могут быть созданы межведомственные рабочие группы правоохранительных органов: по вопросам борьбы с преступностью.

Эффективной и действенной формой координационной деятельности является работа межведомственных рабочих групп. Такие группы создаются на уровне субъекта на основании приказа или распоряжения руководителя правоохранительного органа, в соответствии с решением координационного совещания. Межведомственные рабочие группы организуют свою деятельность на основании положений о такой группе, на плановой основе проводят периодические заседания, на которых обсуждаются актуальные вопросы борьбы с преступностью и профилактики правонарушений и преступлений, принимаются решения, контролируется их исполнение. Надо отметить что оперативно-следственная группа – это сугубо организационная форма совместной деятельности правоохранительных органов при осуществлении предварительного расследования преступлений по уголовным делам и производство следственных и розыскных действий должно осуществляться по правилам, установленным соответствующим законом.

Следует отметить эффективность таких форм координации деятельности правоохранительных органов, как проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций. В рамках данных форм координации осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции [4, с. 7].

В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов представляется необходимым уделять первоочередное внимание совершенствованию форм ее реализации с учетом реального состояния преступности.

Также представляется важным обеспечить эффективное проведение координационных совещаний в субъектах Российской Федерации.

Подводя итог, нужно сказать, что при координации деятельности правоохранительных органов прокуроры основываются на правилах и принципах координации, выработанными теорией и практикой борьбы с преступностью. Координационная деятельность прокуратуры способствует укреплению законности, повышает эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Многообразие форм координационной деятельности прокуратуры подчеркивает важность координационной функции и необходимость взаимного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

 

Список литературы:
1. Ганеева С.В. О правовом регулировании координационной деятельности правоохранительных органов // Вопросы российской юстиции – 2023 - № 27
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета. - 1995. - № 229.
3. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 14.06.2024) «О координации деятельности Правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Российская газета. –1996. – № 83.
4. Юлдашова Т.А., Майоров А.В. Особенности взаимодействия органов прокуратуры и судов общей юрисдикции // Вестник Уральского института экономики, управления и права – 2021 – №3 (56)