Статья:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(316)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Митренева В.С. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 7(316). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/316/159371 (дата обращения: 10.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Митренева Влада Сергеевна
магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург
Куликова Елена Сергеевна
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATION

 

Vlada Mitreneva

Master's student, Department of Public and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg

Elena Kulikova

Supervisor, Doctor of Economics, Professor, Department of Public and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация.  Проблемы реализации стратегии социально-экономического развития муниципального дошкольного образования представляют собой многогранный комплекс, охватывающий как организационные, так и финансовые аспекты. В условиях динамичного изменения социально-экономических реалий происходит значительное влияние на качество дошкольного образования. Ключевыми аспектами, мешающими успешной реализации стратегии, являются недостаточное финансирование, дефицит квалифицированных кадров и отсутствие интегрированных подходов к развитию образовательных учреждений.

Низкий уровень финансирования ограничивает возможности современных образовательных программ и внедрения инновационных технологий. В то же время, нехватка специалистов, способных адаптироваться к новым требованиям времени, существенно сказывается на качестве образовательных услуг. Необходимость создания эффективной системы подготовки педагогов и их постоянного повышения квалификации становится актуальной задачей.

Кроме того, важным является развитие взаимодействия между различными уровнями власти и общественными организациями для формирования единой стратегии, направленной на расширение доступности и улучшение качества дошкольного образования. Все эти факторы требуют комплексного подхода и стратегического планирования на уровне муниципалитетов.

Abstract. The problems of implementing the strategy of socio-economic development of municipal preschool education are a multifaceted complex, covering both organizational and financial aspects. In the context of dynamic changes in socio-economic realities, there is a significant impact on the quality of preschool education. The key aspects that hinder the successful implementation of the strategy are insufficient funding, shortage of qualified personnel and the lack of integrated approaches to the development of educational institutions.

Low funding limits the possibilities of modern educational programs and the introduction of innovative technologies. At the same time, the shortage of specialists capable of adapting to new requirements of the time significantly affects the quality of educational services. The need to create an effective system for training teachers and their continuous professional development is becoming an urgent task. In addition, it is important to develop interaction between different levels of government and public organizations to form a unified strategy aimed at expanding accessibility and improving the quality of preschool education. All these factors require an integrated approach and strategic planning at the municipal level.

 

Ключевые слова: проблемы дошкольного образования, муниципальное дошкольное образование, стратегия дошкольного образования, стратегия развития дошкольного образования.

Keywords: problems of preschool education, municipal preschool education, preschool education strategy, preschool education development strategy

 

Введение. Эффективность стратегии развития дошкольного образования достигается благодаря грамотному управлению и распределению ресурсов. Важным шагом в этом процессе является выделение ключевых мероприятий, необходимых для реализации стратегии. Образовательная система должна обладать всеми ресурсами для выявления и поддержки уникальных способностей каждого ребёнка. Эти принципы являются основой подготовки будущего поколения, так как основная цель обучения заключается в воспитании личности, готовой к постоянному самосовершенствованию, раскрытию своего потенциала и поиску призвания. Для достижения данной цели необходимо создать комфортные условия в детских учреждениях, обеспечивая эмоционально благоприятную атмосферу, способствующую взаимодействию и общению детей, а также их обучению и расширению кругозора.

Стратегия развития дошкольного образования в России направлена на формирование условий для всестороннего роста детей от рождения до семи лет. Ключевой аспект стратегии — обеспечение равного доступа к качественному дошкольному образованию для всех, вне зависимости от социального положения и места проживания. Внедрение современных образовательных программ, учитывающих индивидуальные потребности детей, также имеет важное значение. Не менее значительным является поднятие осведомленности родителей о значимости дошкольного образования для будущего детей, что поможет активизировать их участие в учебном процессе и, в конечном итоге, улучшить качество образовательных услуг. В статье будут рассмотрены основные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии дошкольного образования.

Основная часть. Муниципальное дошкольное образование является одной из важнейших составляющих системы образования любого государства. В детском саду у детей формируются основы знаний, навыков и ценностей, которые будут определять дальнейшую жизнь ребенка. Стратегия дошкольного образования – это важный инструмент, позволяющий улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить разностороннее развитие детей. Однако, реализация таких стратегий сталкивается с рядом проблем, которые требуют специального внимания и поиска эффективных решений.

Одной из ключевых проблем стратегии дошкольного образования является необходимость обеспечения доступности качественного дошкольного образования для всех детей. Недостаток квалифицированных педагогических работников оказывает негативное влияние на развитие данной сферы. Однако, несмотря на эти проблемы, существуют перспективы для реализации стратегии социально-экономического развития муниципального дошкольного образования. Важным шагом является создание благоприятных условий для работы педагогических коллективов и повышение их профессиональной компетентности. Развитие системы повышения квалификации педагогических работников и поддержка инноваций в методике преподавания помогут повысить качество дошкольного образования.

По мнению Виноградовой Н.А.: «Высокое качество образования достигается также за счет привлечения высококвалифицированных педагогов и специалистов. Область дошкольного образования является одной из ключевых в формировании будущего общества, поэтому требуется непрерывное повышение квалификации педагогов и их активное вовлечение в процесс разработки и внедрения новых методик и программ.» [1].

Несмотря на то, что перед системой муниципального дошкольного образования стоят серьезные вызовы, все еще есть перспективы для достижения успешной реализации стратегии социально-экономического развития данной сферы. Необходимо активизировать действия по повышению качества предоставляемых услуг за счет модернизации профессиональной подготовки педагогических работников. Для улучшения кадрового потенциала дошкольных учреждений важно разработать программы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также предоставить им доступ к профессиональной образовательной литературе и ресурсам. Также важно разработать меры для привлечения молодых специалистов, в том числе предоставление государственных грантов и льгот для обучения в педагогических вузах.

Одной из важнейших проблем дошкольного образования является отсутствие вовлеченности родителей. Это негативно сказывается как на эмоциональном, так и на образовательном развитии детей. Родители, не принимающие активного участия в процессе обучения, часто лишают своих детей необходимой поддержки и понимания, что может привести к снижению их мотивации к обучению и развитию.

В своем источнике Галиахметова А. Э. озвучила проблему муниципального дошкольного образования: «Взаимодействие с родителями – одна из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Планирование взаимодействия с родителями включает в себя разработку программы работы семей и родителей, которая определяет формы взаимодействия, задачи и цели, организационные и методические рекомендации для родителей. Изучение методических материалов доказывает, что управление в дошкольных учреждениях подразумевает совместную работу всех участников образовательного процесса. Основная задача здесь — обеспечить устойчивое и эффективное развитие организации.» [2].

Островская Е.В. и её соавторы также обращают внимание на следующую проблему: «…проблемой является недостаточная вовлеченность родителей в образовательный процесс, что может привести к отсутствию поддержки со стороны семьи и негативно сказаться на успеваемости и адаптации ребенка в дошкольной группе. Также важной проблемой является неравномерное качество дошкольного образования в различных регионах страны и отсутствие единой методической базы и стандартов для дошкольных учреждений.» [4].

Таким образом, вовлеченность родителей в образовательный процесс способствует формированию более глубоких взаимосвязей между домом и детским садом. Когда родители активно участвуют в жизни своих детей, они создают условия для более успешной социализации и адаптации, помогая детям легче воспринимать информацию и развивать свои навыки. Кроме того, такая вовлеченность позволяет педагогам лучше понимать потребности и интересы детей. Важно развивать программы и инициативы, направленные на повышение информированности родителей о значении их участия в образовании. Проведение родительских собраний, мастер-классов и открытых занятий могут стать эффективными инструментами для вовлечения родителей в образовательный процесс и укрепления партнерских отношений между ними и педагогами.

Не менее важной проблемой дошкольного образования является отсутствие или недостаток технологий, способствующих полноценному развитию детей. Современный мир требует от нас гибкости и адаптивности, и это касается не только образовательных программ, но и методик, используемых в детских садах. Доступные образовательные технологии могут значительно облегчить процесс обучения, сделав его более интерактивным и увлекательным для малышей. Стратегия развития дошкольного образования станет наиболее эффективной за счёт внедрения технологий в дошкольные учреждения, что позволит открыть новые горизонты для образования и развития детей. Благодаря технологиям у детей будут развиваться следующие ключевые навыки: логическое мышление, креативность и коммуникация через игровую форму, что делает процесс обучения естественным и захватывающим.

По мнению Голдовской И. А.: «Дошкольное образование является важным этапом в развитии ребенка, поэтому внедрение инноваций в эту сферу является неотъемлемой частью современной педагогики. Новые тренды в инновационной работе в доу в 2023-2024 годах направлены на повышение качества образования и максимальное развитие каждого ребенка.

Одним из трендов является внедрение технологий в образовательный процесс. Использование интерактивных досок, планшетов, игровых приложений и программ позволяет делать обучение более интересным и эффективным. Ребенок с удовольствием учится новым материалам, развивает свои навыки и умения через игру и взаимодействие со смарт-технологиями.» [3].

Цыганкова Л. А. также озвучила следующую проблему: «Сегодня нужно помнить о том, что дошкольное образование, стремящееся работать в инновационном режиме может перевести свою систему из традиционной в развивающуюся. Новые подходы в системе управления, внедрение современных технологий, требует четких научных подходов к организации педагогического процесса. Но к сожалению, во многих маленьких городах, поселках, деревнях педагогический процесс до сих пор остается однообразным и консервативным в своей педагогической сущности, поэтому данную проблему необходимо решать на государственном и региональном уровнях одновременно.» [5].

Таким образом, недостаток современных технологий в дошкольном образовании может приводить к застою в развитии детей, а также перегрузке воспитателей, вынужденных работать в условиях ограниченных ресурсов. Важно отметить, что технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, помогая находить подход к тем, кто нуждается в особом внимании.  Необходимо инвестировать в обновление оборудования и материалов, чтобы создать условия для всестороннего развития и подготовки детей к школьному обучению.

Кроме того, перспективы муниципального дошкольного образования включают в себя развитие сотрудничества с другими уровнями образования. Взаимодействие дошкольных учреждений с школами и другими учебными заведениями способствует плавному переходу ребенка из одной ступени образования в другую. Также это позволяет достичь согласованности в содержании и методах обучения. Немаловажные проблемы и перспективы стратегии развития дошкольного образования представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1.

Проблемы и перспективы стратегии развития дошкольного образования

Стратегия дошкольного образования

Мероприятия

Описание мероприятий

Проблемы развития

Финансовые ограничения

1. Недостаточное финансирование со стороны муниципальных и региональных бюджетов.

2. Высокая стоимость строительства и оснащения дошкольных учреждений.

3. Нехватка средств на повышение квалификации педагогов и улучшение материально-технической базы.

Неравномерность доступности дошкольного образования

1. Недостаток мест в детских садах, особенно в крупных городах.

2. Проблемы с доступностью дошкольного образования в сельской местности.

Низкий уровень инклюзивного образования:

1. Недостаточная подготовка педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

2. Отсутствие необходимого оборудования и методик.

Устаревшая инфраструктура

1.Многие здания дошкольных учреждений требуют капитального ремонта или реконструкции.

2.Недостаток современных образовательных и игровых материалов.

Перспективы развития

Государственная поддержка

1. Увеличение финансирования дошкольного образования в рамках национальных проектов (например, "Демография", "Образование").

2. Субсидии и гранты на развитие инновационных образовательных программ.

Повышение качества образовательных программ

1.Внедрение современных образовательных стандартов.

2. Разработка программ, направленных на развитие творческих, когнитивных и социальных навыков детей.

Развитие инклюзивного образования

1. Подготовка специалистов для работы с детьми с ОВЗ.

2.Оснащение детских садов необходимым оборудованием и методическими материалами.

Развитие инфраструктуры

1.Строительство новых детских садов и реконструкция существующих.

2.Создание многофункциональных образовательных центров, объединяющих дошкольное и дополнительное образование.

 

Таким образом, создание стратегии развития дошкольного образования требует учета многих факторов. Проблемы дошкольного образования различаются в разных регионах, поэтому стратегия должна быть адаптирована к местным условиям. Участие всех заинтересованных сторон - государства, органов местного самоуправления, педагогов, родителей - является необходимым условием успешной реализации стратегии.

Вывод. Для повышения эффективности реализации стратегии дошкольного образования необходимо:

1. Включить в обязательную программу повышения квалификации специалистов в сфере дошкольного образования основные принципы создания образовательной среды, ориентированной на ребенка, и обеспечить финансирование соответствующих направления подготовки.

2. Ключ к формированию эффективной образовательной среды – это партнерство между родителями и садиками. Организация тематических встреч, мастер-классов и открытых уроков поможет родителям понять, как они могут поддержать развитие своих детей, активно участвуя в образовательном процессе. Систематическое информирование о достижениях и последующих шагах поднимет уровень доверия и заинтересованности. В результате, гармоничное сотрудничество между семьей и образовательным учреждением создаст основу для всестороннего развития ребенка и формирования его позитивного отношения к обучению.

3. Внедрение новых технологий в муниципальное дошкольное образование представляет собой ключевой шаг к модернизации образовательного процесса, который не только улучшит качество обучения, но и создаст более комфортную среду для детей. Использование интерактивных методов обучения, таких как образовательные приложения и дистанционные платформы, позволит педагогам адаптировать занятия под индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Важно также обеспечить доступность и согласованность информации о дошкольных образовательных учреждениях для родителей и потенциальных учащихся. Создание единой платформы, где будут представлены все действующие дошкольные учреждения, их специальные программы и возможности, поможет семьям сделать осознанный выбор. Эта платформа должна включать рейтинги, отзывы и рекомендации, что повысит открытость системы дошкольного образования.

5. Дополнительно следует рассмотреть внедрение практик обмена опытом между учреждениями, что позволит улучшить качество образования и как следствие, повысить уровень профессиональной подготовки педагогов. Регулярные семинары, конференции и образовательные стажировки в рамках сети дошкольных учреждений создадут благоприятную атмосферу для обмена методическими разработками и инновациями.

 

Список литературы:
1. Виноградова Н.А. Управление дошкольным образованием / Н.А. Виноградова. − 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. − 530 с. 
2. Галиахметова А. Э. Теоретические аспекты управления планированием воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации / А. Э. Галиахметова, Е. В. Коновалова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2023. – № S4(47). – С. 24-27. 
3. Голдовская И. А. Основные векторы совершенствования стратегического управления инновационной деятельности организаций в сфере дошкольного образования / И. А. Голдовская, Е. И. Кобышева // Научный Лидер. – 2024. – № 13(163). – С. 54-56. 
4. Островская Е.В., Скавычева Е.Н. Проблемы дошкольного образования в современном мире // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2023. - Т. 4. № 4. - С. 28-38. 
5. Цыганкова Л. А. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования /Л. А. Цыганкова // Политика, экономика и инновации. - 2020. — № 4 (33). — С. 8–12.