Статья:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Огай А.Д. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 1(310). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/310/157577 (дата обращения: 13.01.2025).
К условиям публикации Скачать журнал
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Огай Алексей Данилович
магистрант Ташкентского государственного юридического университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент

 

Аннотация. Переход к Зеленой экономике и внедрение возобновляемых источников энергии являются ключевым фактором в устойчивом развитии энергетической безопасности. В статье раскрывается сущность, принципы и задачи Зеленой экономики, преимущества и недостатки ископаемых видов топлива, возобновляемых источников энергии и атомной энергии. Проводится анализ законодательства Республики Узбекистан в данной отрасли и даются рекомендации по повышению его эффективности.

Abstract. The transition to a Green Economy and the introduction of renewable energy sources are a key factor in the sustainable development of energy security. The article reveals the essence, principles and objectives of the Green Economy, the advantages and disadvantages of fossil fuels, renewable energy sources and nuclear energy. An analysis of the legislation of the Republic of Uzbekistan in this industry is carried out and recommendations are given to improve its effectiveness.

 

Ключевые слова: традиционная энергетика, Зеленая экономика, атомная энергетика, энергетическая безопасность.

Keywords: traditional energy, green economy, nuclear energy, energy security.

 

Предыдущие поколения в погоне за открытиями в области энергетики, промышленности и «Гонке вооружений» ставило вопрос об охране окружающей среды и состоянии экологии на второй план. Необдуманное использование природных запасов полезных ископаемых и бесконтрольные продолжительные выбросы газов, содержащих вредные и токсичные элементы в атмосферный воздух, привели к нынешней экологической ситуации.

На сегодняшний день встает острый вопрос нехватки запасов ископаемых видов топлива (невозобновляемых источников энергии). По предварительным подсчетам запасы ископаемых видов топлива по миру сокращаются быстрыми темпами:

  1. запасов угля хватит на 164 года;
  2. запасов природного газа хватит на 70 лет;
  3. запасов нефти – на 40 лет [11].

Мировое сообщество, в том числе Республика Узбекистан, принимая во внимание ограниченность запасов возобновляемых источников энергии и негативное влияние их применения на окружающую среду решает разработать стратегию по переходу к Зеленой экономике и обеспечению энергетической безопасности.

До недавнего времени вопросам взаимодействия экономики, общества и экологии уделялось незначительное внимание как со стороны властей и общественности, так и со стороны представителей сферы бизнеса. В настоящее время эта проблема актуальна для всех государств без исключения. Организация экономического   сотрудничества и развития (ОЭСР) заявляет, что при существующем подходе и темпах производства и потребления уже через 30 лет наступят необратимые последствия в виде потери от 61 – до 72 % животного и растительного мира [6].

Таким образом, вопросы обеспечения экологического благосостояния, в том числе и энергетической безопасности, тесно связаны с экономикой в современной науке. Из такого рода «симбиоза» выделилось новое научное направление под названием «Зеленая экономика».

Зеленая экономика – представляет собой экономическую научную отрасль, основным принципом которой является взаимозависимость между экономикой и окружающей средой. Целью Зеленой экономики является сохранение социального благополучия путем наиболее эффективного пользования природными ресурсами и возобновляемого цикла отходов [1].

Зеленая экономика призвана удовлетворять социальные потребности, сохраняя при этом природные блага для нынешнего и будущих поколений, не исключая устойчивого экономического развития.

Идея Зеленой экономики основывается на трех догмах:

  • невозможность постоянного расширения области влияния в ограниченном пространстве;
  • невозможность постоянного удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
  • взаимосвязь всего на Земле [4].

Опираясь на эти факты, можно сделать вывод о том, что есть два пути решения экологического кризиса Земли: поиск новой планеты пригодной для жизни (при этом обеспечить переселение жителей Земли или наладить поставку ресурсов с планеты на планету) или пересмотр существующего подхода потребления ресурсов и управления отходами. Первый вариант технически не осуществим и экономически не выгоден. Второй вариант представляется более реальным и осуществимым с учетом современного технологического потенциала.

Для реализации перехода к Зеленой экономике важно привести в соответствие и (или) разработать следующее:

  1. Интеграция возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетическую отрасль. Ограниченность невозобновляемых источников энергии в конечном итоге приведет к «blackout» и, следовательно, к остановке практически всех сфер деятельности человека.
  2. Пересмотр модели управления отходами. Рост численности населения усугубляет проблему управления отходами. Так, например, по официальным данным Агентства статистики при Президенте Республики  Узбекистан  за  2020  год  в  Республике  Узбекистан образовано 125,6 млн. тонн отходов при численности населения в 33,9 млн. человек.
  1. Новый подход к управлению запасами пресной воды. Более 1,4 млрд человек в мире лишены доступа к чистой, безопасной питьевой воде, а к 2025 году 1/3 населения планеты будет испытывать острый дефицит чистой пресной воды [7].

Основу «Зеленой экономики» составляют технологии, которые призваны работать не с результатами, а с причинами экологических проблем, при этом изменяя подход, продукты и культуру потребления7. Иными словами технологии Зеленой экономики (Зеленые технологии) должны защищать экологию не «post factum», а пытаться предотвратить наступление негативных последствий.

Республика Узбекистан являясь полноправным членом мирового сообщества ставит перед собой задачу по внедрению вопроса экологических потребностей во внутреннюю и внешнюю политику. В этой связи Республика Узбекистан приняла 17 целей в области устойчивого развития выдвинутых ООН. Среди них можно выделить следующие цели в области Зеленой экономики и энергетики:

  • Ликвидация нищеты. Свыше 700 миллионов человек живут за чертой бедности и одной из задач Зеленой экономики является экономический рост с минимизацией ущерба для окружающей среды.
  • Ликвидация голода. Свыше 800 миллионов человек по всему миру страдают от голода. Одной из приоритетных задач Зеленой экономики является обеспечение продовольственной безопасности.
  • Чистая вода и санитария. Более 1,4 млрд человек в мире лишены доступа к чистой воде.
  • Недорогостоящая и чистая энергия. 3 миллиарда человек лишены доступа к экологически чистому топливу, которое покрывало бы их бытовые потребности.
  • Ответственное потребление и производство. Запасы ресурсов потребляются с большей скоростью чем возобновляются и по подсчетам экспертов к 2050 году при нынешних темпах потребления потребуются запасы ресурсов трех планет.
  • Борьба с изменением климата. Необходимо ограничить деятельность, которая оставляет углеродный след.

Правовую основу для перехода к Зеленой экономике в законодательстве Республике Узбекистан составляет Постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии по переходу Республики Узбекистан на «Зеленую» экономику на период 2019 – 2030 годов». Приоритетными направлениями на пути к обеспечению энергетической безопасности, согласно данной стратеги является: электроэнергетика, теплоэнергетика, нефтегазовая отрасль, химическая промышленность и переход на ВИЭ. До 2030 года планируется внедрение высокоэффективных технологий, повышение уровня автоматизации технологических процессов, оснащение потребителей современными приборами учета, сокращение выбросов парниковых газов (в рамках присоединения к Парижскому соглашению 2015 года), развитие сферы ВИЭ.

Краеугольным камнем на пути перехода к Зеленой экономике, на наш взгляд, является осуществление мер по обеспечению энергетической безопасности. В контексте Зеленой экономики энергетическая безопасность должна пониматься прежде всего как стабильное снабжение потребителей экономически доступной и экологически безопасной энергией и топливом для покрытия их базовых бытовых потребностей. Однако в процессе обеспечения энергетической безопасности возникают некоторые проблемы и вызовы.

Первой проблемой энергетической безопасности представляется зависимость современной энергетики от традиционных источников таких как:

  • газ;
  • нефть;
  • уголь;
  • иные горючие минералы.

Прежде всего проблемой в данном случае является негативный след, который остается при обработке невозобновляемых источников энергии, а именно загрязнение атмосферного воздуха.    Так,   например, в Указе Президента Республики Узбекистан от 30.10.2019 года за № УП-5863 говорится о том, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в стране являются предприятия металлургии, энергетики, производства строительных материалов, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности. Более того невозобновляемым источникам энергии характерна ограниченность. Иными словами, запасы источников пополняются медленнее чем потребляются, что как итог приводит к отрицательному росту. Следствием первых двух проблем является вопрос о неравномерности распределение залежей  энергетических ресурсов по планете. Факт неравномерного размещения залежей по территориям создает энергетический дефицит для некоторых стран. В условиях глобализации мировой экономики вытекает экономическое неравенство государств. Страны, чья энергетика основывается на использовании ископаемых видов топлива и невозобновляемых источниках энергии, но на территории которых залежи либо отсутствуют, либо их не хватает для удовлетворения потребностей населения, зависят от государств-энергетических гигантов.

В связи с проблемами, описанными выше, большинство стран мира планируют поэтапный переход к использованию ВИЭ. Внедрение ВИЭ в сферу энергетики является ключевым элементом устойчивого развития в силу множества положительных сторон:

  • Экологическая безопасность. Использование ветреной, солнечной и гидроэнергии позволит в значительной степени снизить уровень выброса парниковых газов в атмосферный воздух. Многие государства в рамках присоединения к Парижскому соглашению от 2015 года разработали нормативно-правовые акты на национальном уровне, предусматривающие нормы по достижению углеродной нейтральности [5]. Республика Узбекистан ратифицировала Парижское соглашение в 2018 году и взяла на себя обязательство по снижению к 2030 году удельного выброса парниковых газов на 10%.
  • Энергетическая безопасность. Внедрение ВИЭ дает возможность избавиться от зависимости от традиционных источников энергии, что позволит странам с маленькими запасами ресурсов приобрести энергетическую независимость.

Вопреки преимуществам ВИЭ также существуют некоторые трудности, среди которых можно выделить зависимость от погодных условий (отсутствие доступа к солнечным луча, отсутствие ветра), воздействие на окружающую среду (строительство ГЭС может нарушить экосистему водных ресурсов), недостаточность финансирования.

В контексте рассматриваемой темы атомная энергетика стоит особняком. Вопрос о ее экологичности, то есть можно ли отнести атомную энергетику к категории зеленой, остается открытым. Низкий углеродный след, энергетическая эффективность и независимость от погодных условий делает доказывают ее экологичность и результативность. В свою очередь риски аварий и радиоактивный характер ее отходов говорит об обратном. В добавок ко всему атомная энергетика основывается на переработке урана. Уран является невозобновляемым источником энергии, что делает невозможным причисление атомной энергетике к категории зеленой.

Резюмируя преимущества и недостатки традиционной зеленой энергетики, становится ясным, что при существующем технологическом арсенале полный переход к использованию ВИЭ на данный момент невозможен. ВИЭ это огромным скачек на пути к экономически устойчивому и экологически безопасному будущему. Однако вопрос о минимизации воздействия ВИЭ на состояние экологии остается открытым.

Для реализации перехода к зеленой экономике и обеспечения энергетической безопасности необходима разработка эффективной законодательной базы. Рассмотрим законодательство Республики Узбекистан в данной области.

В Республике Узбекистан право на благоприятную окружающую среду является конституционным правом. В силу статьи 49 Конституции Республики Узбекистан каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и актуальную информацию о ее состоянии [3]. Данная норма отражена также в Указе Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по борьбе с пыльными бурями и улучшению качества атмосферного воздуха» от 24.09.2024 года за № ПП-338. Согласно данному Указу, планируется обеспечение населения города Ташкента актуальной информацией об уровне чистоты атмосферного воздуха с помощью мониторов и табло, которые будут введены в эксплуатацию до 2026 года [10].

Нормативная база в области экологии, окружающей среды и энергетики Республики Узбекистан состоит из:

  • Земельный кодекс Республики Узбекистан от 01.07.1998;
  • Закон Республики Узбекистан «Об охране природы», от 09.12.1992 г. № 754-XII;
  • Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе» от 25 мая 2000 г., за № 73-II;
  • Закон Республики Узбекистан «Об экологическом контроле», от 27.12.2013 г. за № ЗРУ-363;
  • Закон Республики Узбекистан «Об электроэнергетике», от 07.08.2024 г. № ЗРУ-939;
  • Закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии», от 21.05.2019 г. № ЗРУ-539

Данный список нормативно-правовых актов не является исчерпывающим, так как на сегодняшний день в Республике Узбекистан действует огромный массив подзаконных нормативно-правовых актов. На наш взгляд это делает законодательство менее эффективным, для решения этого вопроса необходимо разработать кодифицированные акты, а именно Экологический кодекс и Энергетический кодекс. На сегодняшний день ведется работа по разработке Экологического кодекса Республики Узбекистан и планируется его принятие до 2030 года [9]. Однако кодификация энергетического законодательства на данный момент не планируется.

Энергетический кодекс должен представлять собой межотраслевой нормативно-правовой акт, призванный регулировать правовые, экономический и технические аспекты в сфере энергетики. Фундаментальной задачей Энергетического кодекса должно быть решение вопросов истощения запасов ископаемых видов топлива, уменьшения использования невозобновляемых источников, разработка и развитие целостной топливно- энергетической системы, включая следующие аспекты:

  • Основные принципы Энергетического кодекса;
  • Сфера регулирования;
  • Права и обязанности потребителей, компаний-поставщиков, добывающих предприятий и государства;
  • Лицензирование, прозрачный механизм ценообразования;
  • Стандарты и нормы для компаний-поставщиков и добывающих предприятий;
  • Механизмы стимулирования использования ВИЭ;
  • Нормы о предельно допустимых выбросах (ПВД), предельно допустимых сбросах (ПВС) и предельно допустимых концентрациях (ПВК) вредных веществ на земельных, водных ресурсах и атмосферном воздухе;
  • Международное сотрудничество;
  • Механизмы стимулирования внедрения инновационных технологий;
  • Порядок разрешения споров и ответственность.

При разработке Энергетического кодекса мы можем опираться на опыт Франции (Code de l'énergie). На данный момент это единственное государство, в законодательстве которого действует кодифицированный акт в сфере энергетики.

Разработка и принятие Энергетического кодекса Республики Узбекистан поможет решить проблемы финансирования, недостаточности технологической базы, зависимости от традиционной энергетики и низкого уровня участия частного сектора.

 

Список литературы:
1. Егорова М. С. Экономические механизмы и условия перехода к зеленой экономике // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 6-6. – С. 1262- 1266;
2. Иванова Н. И., Левченко Л. В. «Зеленая» экономика: сущность, принципы и перспективы // Вестник Омского Университета. Серия Экономика. – 2017. – «2 (58). – С. 19-28;
3. Конституция Республики Узбекистан от 30.04.2023 года;
4. Кучеров А. В., Шибилева О. В. Концепция «Зеленой экономики»: основные положения и перспективы развития. Молодой ученый, 2014, №4, - С. 561-563;
5. Парижское соглашение от 09.12.2015;
6. Перспективы энергетических технологий. Сценарии и стратегии до 2050 г. / ОЭСР/МЭА ; WWF России ; ред. А. Кокорина, Т. Муратовой. – М., 2007. – 586 стр;
7. Петухова Е. О. Причины нехватки пресной воды. Инновационные методы и проекты получения питьевой воды // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. – 2018. Т. 9, №3. – С.141-151;
8. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии по переходу Республики Узбекистан на «Зеленую» экономику на период 2019 – 2030 годов».
9. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года» от 30.10.2019 года за № УП-5863;
10. Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по борьбе с пыльными бурями и улучшению качества атмосферного воздуха» от 24.09.2024 года за № ПП-338;
11. World Energy Council Published 2013 by: World Energy Council Registered in England and Wales No. 4184478 VAT Reg. No. GB 123 3802 48.