ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Аннотация. В статье рассмотрены виды ресурсосбережения на железнодорожном транспорте. Представлены аспекты сбережения топливных ресурсов на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: ресурсосбережение, топливо, энергосбережение.
Ресурсосберегающие технологии и предложения по их реализации существуют на каждом предприятии, будь то добывающая промышленность, заводы и предприятия транспортного обеспечения.
На железнодорожном транспорте к ресурсосбережению можно отнести экономию энергии и топливных расходов. Снижение потребления ресурсов приводит к значительной экономии затрат на них.
Необходимость перевозки грузов и пассажиров на значительные расстояния делает железнодорожный транспорт сферой высокой энергоемкости, которая затрачивает на приобретение топливно-энергетических ресурсов более 100 млрд руб. в год или 12…16 % себестоимости перевозок. Данные растут с каждым годом из-за роста тарифов на ресурсы. Удельные энергозатраты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Удельные энергозатраты
а – грузовые перевозки, б – пассажирские перевозки
Снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов является важным аспектом результативности энергосбережения. В удельном параметре продукт железного транспорта – доставка 1 т грузов и 1 пассажира на один километр пути.
- Снижение энергоёмкости производственной деятельности, Е:
– в натуральном исчислении, определяется как отношение годовых суммарных затрат энергетических ресурсов на производственную деятельность в условном исчислении к приведённому грузообороту;
– в стоимостном исчислении, определяется как отношение годовых суммарных затрат энергетических ресурсов на производственную деятельность в условном исчислении к величине доходов от основных видов деятельности.
- Повышение энергоэффективности производственной деятельности:
– в натуральном исчислении, , определяется как отношение приведённого грузооборота к годовым суммарным затратам энергетических ресурсов на производственную деятельность в условном исчислении;
– в стоимостном исчислении, определяется как отношение доходов от основных видов деятельности к величине годовых суммарных затрат энергетических ресурсов на производственную деятельность в условном исчислении.
Расход энергоресурсов суммируется из трат на перемещенные грузы и расхода на грузы, учитывая данный факт отчетность приводится в т·км брутто. Рассмотрим принципы энергосбережения на рисунке 1.2.
Рисунок 2. Принципы энергосбережения
Хозяйственная деятельность железнодорожного транспорта осуществляет перевозку грузов и пассажиров, а также контролирует работу инфраструктуры, обслуживающую перевозочный процесс. Эти сферы порождают два аспекта потребления топливно-энергетических ресурсов – тяга поездов и стационарное потребление.