Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Неустроева А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 42(309). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/309/157379 (дата обращения: 26.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Неустроева Анастасия Александровна
магистрант, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Возникновение значительного числа лиц, достигших пенсионного возраста, вызывает вопросы психологического плана у научного сообщества, связанные с сохранением характерных черт и особенностей личности пожилых людей в долгосрочной перспективе. Исследование психологических свойств пожилых людей призвано решить важную задачу, так как уяснение возрастных закономерностей позволит осознать их роль в социальной среде, включая место в семье и обществе.

В научной литературе до сих пор наблюдаются колебания границ пожилого возраста. Все также остаются актуальными концепции средины 20 века Э. Эриксона, Б. Ананьева и Б. Ливехуда. В соответствии с Б. Ананьевым, зрелость продолжается до достижения 60-летнего возраста, а все, что происходит после этого, относится к пожилому возрасту. С 1962г. была внедрена периодизация Первого Мирового симпозиума геронтологов, согласовано которой, период между 60 и 75 годами относится к категории пожилых людей [5].

В современной науке имеется множество геронтологических концепций, отражающих психологические, общественные, философские стороны социальной интеграции и самовыражения людей пожилого возраста. Значительными в этой области являются научные исследования зарубежной психологии, представленные А. Маслоу и Э. Эриксоном. В психоаналитической концепции Эриксона, детально рассматривается пожилой возраст, как фаза эволюции, а не как период упадка [6].

Существующие теоретические модели представляют старение как значимый этап жизненного цикла, который обладает возможностью роста и является полноценным (Альперович В.Д., Анциферова Л.И., Ананьев Б.Г., Коростылева А.А., Шаталов Н.Д., Александрова М.Д., И. С. Кон И.С. и другие). Сутью этого этапа развития является преодоление отчаяния путем интеграции, в результате чего формируется мудрость [4].

Многие ученые, включая Ермолаеву М.В., Альперовича В.Д., подчеркивают, что устоявшееся представление о пассивности людей пожилого возраста, согласно результатам эмпирических исследований, не подтверждено. Пожилые люди, завершившие свою профессиональную деятельность, стремятся оставаться востребованными и обеспечить себе возможность продуктивной самореализации и после выхода на пенсию. [1]

Одним из подходов, основанном на стремлении рассматривать старение как период возможностей, представляет собой методология П. Балтеса. В рамках данного подхода обосновываются активные перспективы старения, обозначается обширный компенсаторный потенциал пожилого возраста. Автор представляет определенные стратегии компенсации уменьшения когнитивных способностей, выдвигая модель селективной оптимизации с восстановлением, в которой адаптивное старение ведет к увеличению успешного опыта при уменьшении области активности [2].

В акмеологии пожилой возраст изучается, как временной промежуток, в котором потенциально достижимо «акме» – высшая точка развития личности (Деркач А.А). При этом особое внимание уделяется отличительным особенностям траектории жизни индивида. Рассматривается творческая занятость и участие в трудовой деятельности как составляющие, предотвращающие упадок и сохраняющие те психические возможности, которые важны для выполнения профессиональных обязанностей (Рыбалко Е.Ф., Устинова А.И. Александрова М.Д. и другие) [3].

В пожилом возрасте изменения происходят во многих аспектах: во внешнем облике, теле, состоянии здоровья. К тому же, человеку приходится покидать свою профессиональную деятельность, которая была неотъемлемой частью его жизни. Меняются привычки, переосмысляется образ существования, происходит переоценка личной идентичности и значимости финансовых ресурсов [6].

В своих работах Боженкова К.А., отмечает, что люди пожилого возраста со временем отдаляются от социума и в полной мере эмоционально отчуждаются. Такое осмысленное поведение ведёт к преждевременному старению, то есть психологическому старению, которое происходит быстрее, чем биологическое. Долгожители утверждают, что на протяжении всей жизни они были значимы и востребованы внутри своей семьи и в обществе, не испытывали чувства одиночества и не сталкивались с экзистенциальной пустотой, у них всегда была определенная жизненная цель [3].

Ученый Дарвиш О.Б. объясняет этот период как трудный, ибо прогнозы общества насчет данного возраста обычно ниже, чем насчет более молодых, что вызывает деморализацию у пожилых людей, особенно у тех, кто полон энергии. Значительное число людей в возрасте 60 лет принимает налагаемые на них нормы и правила, снижает темп своей жизни, в результате, опосредованно содействует социокультурным ожиданиям [7].

По мнению Анцыферовой Л.И. людям пожилого возраста присущи характерные изменения в сфере эмоций: бесконтрольное увеличение аффективных проявлений, предрасположенность к необоснованной тоске, слезливости. У многих пожилых индивидов наблюдается склонность к эксцентричности, снижению эмпатии, сосредоточению на себе и ослаблению навыка преодолевать трудности. У мужчин пожилого возраста увеличивается уровень пассивности, проявляются особенности личности, более типичные для женщин, напротив, женщины пожилого возраста становятся более активными, прагматичными и решительными [5].

Следует учитывать, что ключевой психологической характеристикой людей пожилого возраста является анализ в отношении жизни, уже прожитой ими, и обеспечение обоснованности смысловых ориентаций пройденного пути. При достижении возраста от 60 до 75 лет у человека возникает возможность субъективно оценить результаты, достигнутые им в ходе жизни. Заблуждение множества индивидов, заключающееся в том, что старость не может быть радостной и полезной, является ошибочным, если у пожилой личности существует чувство счастья и покоя, то старение представляет собой гармоничное продолжение жизнедеятельности.

Таким образом в контексте изучения психологического благополучия в пожилом возрасте, важными категориями представляются понятия общей удовлетворенности жизнью, активной социальной роли, самостоятельности и независимости. Более того, особое внимание следует уделить уровню позитивных, доверительных отношений с окружающими, формированию новых социальных связей и источников психологической поддержки, а также умению положительно воспринимать себя, осознавать и принимать разнообразные грани своей личности.

 

Список литературы:
1. Ахрямкина Т.А. Психологические особенности третьего возраста. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. – 196 с. 
2. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов // Психология развития: хрестоматия / ред. Е. Строганова. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – С. 436-459. 
3. Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста // Приволжский научный вестник. - 2016. -  № 3. - С. 130-132.
4. Зыскина М.А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста // Педагогическое образование в России. – 2013. – С. 36 – 40.
5. Кирилова Н. А. Психологическое благополучие личности в пожилом возрасте в зависимости от типа старения // Молодой ученый, 2020. - С. 102-104. 
6. Лучшева Л.М. Психологические особенности пожилого возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – С. 323 – 326.
7. Селиверстова Н.С. Различия в типологии пожилых людей // Научное мнение. - 2015. - С. 126-129.