ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Возникновение значительного числа лиц, достигших пенсионного возраста, вызывает вопросы психологического плана у научного сообщества, связанные с сохранением характерных черт и особенностей личности пожилых людей в долгосрочной перспективе. Исследование психологических свойств пожилых людей призвано решить важную задачу, так как уяснение возрастных закономерностей позволит осознать их роль в социальной среде, включая место в семье и обществе.
В научной литературе до сих пор наблюдаются колебания границ пожилого возраста. Все также остаются актуальными концепции средины 20 века Э. Эриксона, Б. Ананьева и Б. Ливехуда. В соответствии с Б. Ананьевым, зрелость продолжается до достижения 60-летнего возраста, а все, что происходит после этого, относится к пожилому возрасту. С 1962г. была внедрена периодизация Первого Мирового симпозиума геронтологов, согласовано которой, период между 60 и 75 годами относится к категории пожилых людей [5].
В современной науке имеется множество геронтологических концепций, отражающих психологические, общественные, философские стороны социальной интеграции и самовыражения людей пожилого возраста. Значительными в этой области являются научные исследования зарубежной психологии, представленные А. Маслоу и Э. Эриксоном. В психоаналитической концепции Эриксона, детально рассматривается пожилой возраст, как фаза эволюции, а не как период упадка [6].
Существующие теоретические модели представляют старение как значимый этап жизненного цикла, который обладает возможностью роста и является полноценным (Альперович В.Д., Анциферова Л.И., Ананьев Б.Г., Коростылева А.А., Шаталов Н.Д., Александрова М.Д., И. С. Кон И.С. и другие). Сутью этого этапа развития является преодоление отчаяния путем интеграции, в результате чего формируется мудрость [4].
Многие ученые, включая Ермолаеву М.В., Альперовича В.Д., подчеркивают, что устоявшееся представление о пассивности людей пожилого возраста, согласно результатам эмпирических исследований, не подтверждено. Пожилые люди, завершившие свою профессиональную деятельность, стремятся оставаться востребованными и обеспечить себе возможность продуктивной самореализации и после выхода на пенсию. [1]
Одним из подходов, основанном на стремлении рассматривать старение как период возможностей, представляет собой методология П. Балтеса. В рамках данного подхода обосновываются активные перспективы старения, обозначается обширный компенсаторный потенциал пожилого возраста. Автор представляет определенные стратегии компенсации уменьшения когнитивных способностей, выдвигая модель селективной оптимизации с восстановлением, в которой адаптивное старение ведет к увеличению успешного опыта при уменьшении области активности [2].
В акмеологии пожилой возраст изучается, как временной промежуток, в котором потенциально достижимо «акме» – высшая точка развития личности (Деркач А.А). При этом особое внимание уделяется отличительным особенностям траектории жизни индивида. Рассматривается творческая занятость и участие в трудовой деятельности как составляющие, предотвращающие упадок и сохраняющие те психические возможности, которые важны для выполнения профессиональных обязанностей (Рыбалко Е.Ф., Устинова А.И. Александрова М.Д. и другие) [3].
В пожилом возрасте изменения происходят во многих аспектах: во внешнем облике, теле, состоянии здоровья. К тому же, человеку приходится покидать свою профессиональную деятельность, которая была неотъемлемой частью его жизни. Меняются привычки, переосмысляется образ существования, происходит переоценка личной идентичности и значимости финансовых ресурсов [6].
В своих работах Боженкова К.А., отмечает, что люди пожилого возраста со временем отдаляются от социума и в полной мере эмоционально отчуждаются. Такое осмысленное поведение ведёт к преждевременному старению, то есть психологическому старению, которое происходит быстрее, чем биологическое. Долгожители утверждают, что на протяжении всей жизни они были значимы и востребованы внутри своей семьи и в обществе, не испытывали чувства одиночества и не сталкивались с экзистенциальной пустотой, у них всегда была определенная жизненная цель [3].
Ученый Дарвиш О.Б. объясняет этот период как трудный, ибо прогнозы общества насчет данного возраста обычно ниже, чем насчет более молодых, что вызывает деморализацию у пожилых людей, особенно у тех, кто полон энергии. Значительное число людей в возрасте 60 лет принимает налагаемые на них нормы и правила, снижает темп своей жизни, в результате, опосредованно содействует социокультурным ожиданиям [7].
По мнению Анцыферовой Л.И. людям пожилого возраста присущи характерные изменения в сфере эмоций: бесконтрольное увеличение аффективных проявлений, предрасположенность к необоснованной тоске, слезливости. У многих пожилых индивидов наблюдается склонность к эксцентричности, снижению эмпатии, сосредоточению на себе и ослаблению навыка преодолевать трудности. У мужчин пожилого возраста увеличивается уровень пассивности, проявляются особенности личности, более типичные для женщин, напротив, женщины пожилого возраста становятся более активными, прагматичными и решительными [5].
Следует учитывать, что ключевой психологической характеристикой людей пожилого возраста является анализ в отношении жизни, уже прожитой ими, и обеспечение обоснованности смысловых ориентаций пройденного пути. При достижении возраста от 60 до 75 лет у человека возникает возможность субъективно оценить результаты, достигнутые им в ходе жизни. Заблуждение множества индивидов, заключающееся в том, что старость не может быть радостной и полезной, является ошибочным, если у пожилой личности существует чувство счастья и покоя, то старение представляет собой гармоничное продолжение жизнедеятельности.
Таким образом в контексте изучения психологического благополучия в пожилом возрасте, важными категориями представляются понятия общей удовлетворенности жизнью, активной социальной роли, самостоятельности и независимости. Более того, особое внимание следует уделить уровню позитивных, доверительных отношений с окружающими, формированию новых социальных связей и источников психологической поддержки, а также умению положительно воспринимать себя, осознавать и принимать разнообразные грани своей личности.