Статья:

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАТНЫХ ЦИФРОВЫХ ПОДПИСОК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Султанбекова Д.А. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАТНЫХ ЦИФРОВЫХ ПОДПИСОК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 39(306). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/306/155758 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАТНЫХ ЦИФРОВЫХ ПОДПИСОК

Султанбекова Диана Аслановна
магистрант Филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск
Параскевов Игорь Федорович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры правовых дисциплин Филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск

 

Постоянный рост цифровизации общества формирует цифровое пространство социализации, которое является новым и определяется как характеристиками социальной группы, так и технологической средой, используемыми при этом цифровыми средствами общения [8, с. 121], цифровыми подписками для совершения покупок, развлечения и т.д. Под цифровой подпиской понимается одна из форм обслуживания пользователя, в рамках которой последнему при внесении им регулярных платежей предоставляется доступ к определенным услугам или контенту. Широкое распространение такие подписки получили в цифровой сфере, включая в себя доступ к различным онлайн-ресурсам (цифровым журналам, потоковым видео, музыке, облачным хранилищам данных и др.). С расширением рынка цифровых подписок ключевой характер приобретает вопрос о необходимости разработки и внедрения механизмов, посредством которых обеспечиваются прозрачность и доступность защиты прав потребителей в данной сфере.

В РФ правовому регулированию отношений в сфере платных цифровых подписок посвящены положения, содержащиеся в ряде законов. Закрепленные в Законе РФ «О защите прав потребителей» [2] общие принципы и нормы, посвященные правам потребителей и их защите, действуют по аналогии в отношении цифровых подписок. В соответствии с указанным законом потребителям предоставлено право на получение полной и достоверной информации о товаре или услуге, включая условия платных подписок, их стоимость. Потребитель в силу ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» вправе в любое время отказаться от услуги, оплатив исполнителю фактически понесенные им расходы. Право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг предусмотрено также п.1 ст. 782 ГК РФ [1]. Следовательно, потребитель, не использующий подписку, вправе отказаться от нее без неблагоприятных для себя последствий. Платные цифровые подписки опосредованно регулируются также Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3], в котором установлен порядок сбора, хранения и передачи в т.ч. персональных данных лиц, пользующихся цифровыми сервисами.

В настоящее время в российском законодательстве пока отсутствуют нормы, напрямую регулирующие платные цифровые подписки, однако имеется принятый в первом чтении законопроект [4], направленный на устранение пробелов в праве в сфере цифровых подписок в РФ. Его основной целью является защита интересов потребителей, обеспечение прозрачности условий и предоставление контроля над своими подписками. Данный законопроект устанавливает требование о том, что до активации подписки потребителю должна быть предоставлена полная и понятная информация о подписке. Указанный законопроект устанавливает принципы прозрачности, контроля и соблюдения интересов пользователей и призван защищать их права в цифровой сфере.

Справедливые и прозрачные условия в сфере цифровых подписок обеспечивают защиту прав лиц, являющихся их потребителями. Баланс интересов потребителей и поставщиков услуг способствует укреплению доверия между ними и обеспечению устойчивого развития рынка. Законодатель и компании должны оперативно реагировать на развитие технологий и изменение потребительских предпочтений [5, с. 12]. Представляется необходимым не только усилить защиту прав потребителей, но и на регулярной основе осуществлять мониторинг рынка и проводить анализ законодательства [6]. В целях обеспечения сервиса на высоком уровне компаниям следует активно внедрять лучшие практики в сфере защиты прав потребителей, инвестировать в технологии и обучать персонал. Кроме того, особую важность представляют открытое общение с потребителями, учет их обратной связи и непрерывное повышение качества предоставляемых услуг [7]. Потребителям важно не только знать и реализовывать свои права, но также активно использовать предоставляемые им законом механизмы их защиты.

В целях обеспечения справедливости и прозрачности платных цифровых подписок представляется необходимым продолжить совершенствование действующей нормативно-правовой базы и механизмов защиты прав потребителей в данной сфере. На законодательном уровне должны быть четко регламентированы обязательные элементы уведомлений о платной цифровой подписке, в т.ч. информация о ее стоимости, сроках и условиях отказа от нее. Для предотвращения случаев несанкционированного списания средств с потребителей платных цифровых подписок необходимо внести поправки в Закон РФ «О защите прав потребителей» и установить более строгие требования к процедуре подтверждения потребителем своего согласия на автоматическое продление указанных подписок. На компании, деятельность которых связана с предоставлением платных цифровых подписок, следует возложить обязанности по соблюдению этих правил и обеспечению доступных и понятных механизмов отказа от подписок. Разрабатываемые интерфейсы для управления платными цифровыми подписками должны быть простыми и интуитивными, а пользователей необходимо обязательно информировать о любых изменениях условий предоставления услуг.

Представляется необходимым усиление контроля регулирующими органами за соблюдением указанных требований и введение соответствующих санкций за их нарушение. Потребителям должны быть в полном объеме предоставлены информация об их правах и возможность использования эффективных средств защиты. В результате введения данных мер будет создан более справедливый и прозрачный рынок платных цифровых подписок, повысится уровень доверия потребителей к компаниям и будет обеспечено устойчивое функционирование и развитие не только предоставляющих такие подписки компаний, но и всей цифровой экономики в целом.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410; 31.07.2023, № 31 (Часть III), ст. 5765.
2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.08.2024) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, № 15, ст. 766; Собрание законодательства РФ, 12.08.2024, № 33 (Часть I), ст. 4928.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.11.2024) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448; 25.11.2024, № 48, ст. 7218.
4. Проект Федерального закона № 405607-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 17.09.2024) // СПС «Консультант Плюс».
5. Маткаримов А.И., Гурбанова С. Инновационные технологии и изменение потребительских предпочтений // Всемирный ученый. 2023. № 12.
6. Наумов И.А. Модель бизнеса по подписке в современных реалиях // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. № 2 (16).
7. Николаев Д.М. Укрепление обратной связи взаимоотношений c клиентами как резерв наращивания объема продаж // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. № 2.
8. Чернов И.В. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса // Гуманитарий Юга России. 2018. №10 (1). С. 121-132.