ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Данная статья посвящена определению роли поискового чтения в обучении иностранному языку. Представлены определения поискового чтения как вида рецептивной деятельности. Проанализирован процесс обучения развития умений поискового чтения на уроках иностранного языка в основной общеобразовательной школе.
Ключевые слова: поисковое чтение, рецептивные умения, развитие умений чтения, иноязычная читательская компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция.
Согласно требованиям ФГОС к предметным результатам иноязычного образования на этапе основного общего образования базового курса необходимо сформировать и развить иноязычную коммуникативную компетенцию, «которая будет служить необходимым компонентом для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире» [5]. Исходя из требования государственного заказа к предметным результатам образовательного процесса перед учителями общеобразовательных школ ставится задача создания условий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В свою очередь отечественная и зарубежная методическая литература предлагают определения иноязычной коммуникативной компетенции, которые имеют как схожие концептуальные положения, так и различающие аспекты. Несмотря на имеющиеся противоречия, научные исследования в области теории и методики преподавания иностранных языков последних лет дают возможность сделать вывод о том, что иноязычная коммуникативная компетенция – «это сложное образование, состоящее из целого комплекса составных элементов» [2, с. 163].
В методической науке существует большое количество работ направленных на изучение процессов формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции в процессе реализации иноязычного образования. Д. Хаймс является основоположником термина «коммуникативная компетенция» и определяет его как «внутренне знание ситуационной уместности языка; как способности, позволяющие быть участником речевой деятельности» [6, с. 63].
Проведенный анализ процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции показывает, что большое внимание уделяется формированию и совершенствованию продуктивных видов речевой деятельности. Обучение рецептивным видам деятельности, каким как чтение и аудирование, часто отводятся к процессу самообучения учащихся; учителя зачастую не уделяют особого внимания разным видам чтения, слушания, существующим стратегиям работы с печатными и аудио текстами; в связи с этим у учащихся на разных уровнях обучения возникают сложности с развитием рецептивных умений.
Чтение является отдельным видом речевой деятельности, подразумевающий работу с графической системой языка. Главная цель чтения – это извлечение информации из письменного фиксированного текста.
Ученые методисты выделяют различные виды чтения, дифференцируя их по разным признакам: чтение вслух и про себя; по типу использования логических операций; по уровню понимания текста; по цели чтения – изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое [1, с. 234].
Предметом статьи является процесс обучения поисковому чтению на этапе основного общего образования. Дадим лингводидактическую характеристику изучаемому виду чтения.
Поисковое чтение характеризуется быстрым поиском необходимой информации, фактов; данный тип чтения помогает решить такие задачи, как определение темы текста, уровня новизны информации, определение широты сведений, а также определение глубины и доступности информации [3, с. 3]. Использование данного вида чтения требует сформированных когнитивных навыков, помогающих ориентироваться в структуре текста, проводить анализ и выделять конкретную запрашиваемую информацию по необходимой теме.
Организация обучения поисковому чтению требует тщательной подготовки со стороны преподавателя, а именно:
- Актуальность изучаемых текстов – при подборе текстов для чтения необходимо учитывать интересы обучаемой возрастной группы, их общие увлечения. Тексты должны соответствовать достигнутому лексико-грамматическому уровню учащихся;
- Речевая направленность текстов – учителю необходимо включать различные коммуникативные задачи в процесс прочтения текста;
- Помощь учащимся в развитии скоростного чтения – поисковое чтение требует от учащихся быстрого прочтения текста, анализа и поиска запрашиваемой информации;
- Организация работы с текстом с помощью чтения про себя.
В процессе обучения поисковому чтению необходимо помнить об этапах работы с текстом: предтекстовый – направлен на снятие лексических трудностей и семантизацию нового лексического материала, предвосхищает информацию, определяет установку на чтение и решаемую коммуникативную задачу; текстовый – организует непосредственную работу с графическим материалом с помощью while-reading activities; послетекстовый – направлен на выявление основных элементов содержания текста и их использования в продуктивном задании.
Ознакомимся с примерными упражнения для каждого этапа работы с текстом при поисковом чтении
Предтекстовый этап
- Read the first sentence of the text and identify its theme;
- Read the words and guess the topic of the text – giant, fairy, mermaid, dragon, sea creature;
- Read the heading of the text and think what it is about
Текстовый этап
- Read the statements and decide whether they are True/False/Not Stated;
- Read the text and fill in the gaps with a suitable word;
- Match the words in bold in the text to their synonyms.
Послетекстовый этап
- In three sentences write a short summary of the text;
- Make a report about a magical creature of your country;
- Imagine that you’re a magical creature. Whom would you be? Why?
Развитие умений чтения является комплексной и должна быть организована с одновременным формированием и совершенствованием лексико-грамматических навыков для полноценного понимания прочитанного текстового материала. Учителю следует внимательно подходить к процессу выбора текстового материала для изучения и дальнейшей работы, проводить учёт интересов учащихся, их языковой уровень и уровень их познавательных способностей. Использование текстов, отвечающих интересам учащихся, будет создавать дополнительную учебную мотивацию в образовательном процессе.
Таким образом, обучение поисковому чтению обладает большим потенциалом и эффективностью для развития умений чтений и общей читательской грамотности. При обучении поисковому чтению необходимо соблюдать вышеизложенные условия организации образовательного процесса с целью эффективного развития умений чтения. Поисковое чтение способствует развитию универсальных учебных действий – чтение, анализ, систематизация информации; работа в команде; совершенствование навыков самостоятельной работы [4, с. 94].