Статья:

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Будякова Е.В. ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 39(306). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/306/155592 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Будякова Екатерина Витальевна
студент, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва
Шатилова Любовь Михайлова
научный руководитель, д-р. филол. наук, профессор, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Данная статья посвящена определению роли поискового чтения в обучении иностранному языку. Представлены определения поискового чтения как вида рецептивной деятельности. Проанализирован процесс обучения развития умений поискового чтения на уроках иностранного языка в основной общеобразовательной школе.

 

Ключевые слова: поисковое чтение, рецептивные умения, развитие умений чтения, иноязычная читательская компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция.

 

Согласно требованиям ФГОС к предметным результатам иноязычного образования на этапе основного общего образования базового курса необходимо сформировать и развить иноязычную коммуникативную компетенцию, «которая будет служить необходимым компонентом для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире» [5]. Исходя из требования государственного заказа к предметным результатам образовательного процесса перед учителями общеобразовательных школ ставится задача создания условий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В свою очередь отечественная и зарубежная методическая литература предлагают определения иноязычной коммуникативной компетенции, которые имеют как схожие концептуальные положения, так и различающие аспекты. Несмотря на имеющиеся противоречия, научные исследования в области теории и методики преподавания иностранных языков последних лет дают возможность сделать вывод о том, что иноязычная коммуникативная компетенция – «это сложное образование, состоящее из целого комплекса составных элементов» [2, с. 163].

В методической науке существует большое количество работ направленных на изучение процессов формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции в процессе реализации иноязычного образования. Д. Хаймс является основоположником термина «коммуникативная компетенция» и определяет его как «внутренне знание ситуационной уместности языка; как способности, позволяющие быть участником речевой деятельности» [6, с. 63].

Проведенный анализ процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции показывает, что большое внимание уделяется формированию и совершенствованию продуктивных видов речевой деятельности. Обучение рецептивным видам деятельности, каким как чтение и аудирование, часто отводятся к процессу самообучения учащихся; учителя зачастую не уделяют особого внимания разным видам чтения, слушания, существующим стратегиям работы с печатными и аудио текстами; в связи с этим у учащихся на разных уровнях обучения возникают сложности с развитием рецептивных умений.

Чтение является отдельным видом речевой деятельности, подразумевающий работу с графической системой языка. Главная цель чтения – это извлечение информации из письменного фиксированного текста.

Ученые методисты выделяют различные виды чтения, дифференцируя их по разным признакам: чтение вслух и про себя; по типу использования логических операций; по уровню понимания текста; по цели чтения – изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое [1, с. 234].

Предметом статьи является процесс обучения поисковому чтению на этапе основного общего образования. Дадим лингводидактическую характеристику изучаемому виду чтения.

Поисковое чтение характеризуется быстрым поиском необходимой информации, фактов; данный тип чтения помогает решить такие задачи, как определение темы текста, уровня новизны информации, определение широты сведений, а также определение глубины и доступности информации [3, с. 3]. Использование данного вида чтения требует сформированных когнитивных навыков, помогающих ориентироваться в структуре текста, проводить анализ и выделять конкретную запрашиваемую информацию по необходимой теме.

Организация обучения поисковому чтению требует тщательной подготовки со стороны преподавателя, а именно:

  1. Актуальность изучаемых текстов – при подборе текстов для чтения необходимо учитывать интересы обучаемой возрастной группы, их общие увлечения. Тексты должны соответствовать достигнутому лексико-грамматическому уровню учащихся;
  2. Речевая направленность текстов – учителю необходимо включать различные коммуникативные задачи в процесс прочтения текста;
  3. Помощь учащимся в развитии скоростного чтения – поисковое чтение требует от учащихся быстрого прочтения текста, анализа и поиска запрашиваемой информации;
  4. Организация работы с текстом с помощью чтения про себя.

В процессе обучения поисковому чтению необходимо помнить об этапах работы с текстом: предтекстовый – направлен на снятие лексических трудностей и семантизацию нового лексического материала, предвосхищает информацию, определяет установку на чтение и решаемую коммуникативную задачу; текстовый – организует непосредственную работу с графическим материалом с помощью while-reading activities; послетекстовый – направлен на выявление основных элементов содержания текста и их использования в продуктивном задании.

Ознакомимся с примерными упражнения для каждого этапа работы с текстом при поисковом чтении

Предтекстовый этап

  1. Read the first sentence of the text and identify its theme;
  2. Read the words and guess the topic of the text – giant, fairy, mermaid, dragon, sea creature;
  3. Read the heading of the text and think what it is about

Текстовый этап

  1. Read the statements and decide whether they are True/False/Not Stated;
  2. Read the text and fill in the gaps with a suitable word;
  3. Match the words in bold in the text to their synonyms.

Послетекстовый этап

  1. In three sentences write a short summary of the text;
  2. Make a report about a magical creature of your country;
  3. Imagine that you’re a magical creature. Whom would you be? Why?

Развитие умений чтения является комплексной и должна быть организована с одновременным формированием и совершенствованием лексико-грамматических навыков для полноценного понимания прочитанного текстового материала. Учителю следует внимательно подходить к процессу выбора текстового материала для изучения и дальнейшей работы, проводить учёт интересов учащихся, их языковой уровень и уровень их познавательных способностей. Использование текстов, отвечающих интересам учащихся, будет создавать дополнительную учебную мотивацию в образовательном процессе.

Таким образом, обучение поисковому чтению обладает большим потенциалом и эффективностью для развития умений чтений и общей читательской грамотности.  При обучении поисковому чтению необходимо соблюдать вышеизложенные условия организации образовательного процесса с целью эффективного развития умений чтения. Поисковое чтение способствует развитию универсальных учебных действий – чтение, анализ, систематизация информации; работа в команде; совершенствование навыков самостоятельной работы [4, с. 94].

 

Список литературы:
1. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. Н. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. / Н. Д. Гальскова, Н. Н. Гез. – Текст : непосредственный // М.: Академия, 2006. 336 с.
2. Елашкина, Н. В. Интерпретация сущности иноязычной коммуникативной компетенции и понимание учебной компетенции зарубежными лингводидактиками в методической науке / Н. В. Елашкина. – Текст : непосредственный // Молодёжный вестник ИрГТУ. – 2019. – Т. 9. – №2. – С. 162–165.
3. Соловова, Е. Н. Чтение в составе универсальных действий: позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам // Е. Н. Соловова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 4. – С. 2–15.
4. Ткаченко, Ф. И. Потребность в изучении иностранных языков / Ф. И. Ткаченко. – Текст: непосредственный // Современный мир. – 2004. – №1. – С. 76–79.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 г. № 287) [Электронный ресурс] URL: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения: 26.04.2024). – Текст : непосредственный.
6. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J. B. Pride and J. Holmes (eds.). – New York : Harmondsworth : Penguin, 1972. – Р. 269–293.