ПРАВО НА ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ И ЕГО ЗАЩИТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
ПРАВО НА ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ И ЕГО ЗАЩИТА
Воспользовавшись подходом, в соответствии с которым охраняемый законом интерес на неприкосновенность деловой репутации рассматривается как трехзвенная система, содержание субъективного права на деловую репутацию может быть представлено в виде системы взаимообусловленных правомочий: 1) право на собственные действия (формирование и использование своей деловой репутации собственными действиями по своему усмотрению; 2) право требования (от окружающих воздерживаться от поведения, негативно сказывающегося на деловой репутации или способствующего формированию негативной репутации субъекта; препятствующего использованию деловой репутации; не использовать деловую репутацию без согласия ее обладателя); 3) право на защиту указанных возможностей с помощью форм, способов и средств защиты, которые не запрещены законом. Данная система правомочий, по сути, представляет собой естественное право любого физического или юридического лица, существующее и реализуемое независимо от воли законодателя. Указанное право характеризует ряд ярко выраженных специфических особенностей, благодаря которым оно не может быть спроецировано в неизменном виде в правовую плоскость.
Предпочтительным следует признать подход, в рамках которого субъективное право на деловую репутацию может быть сформулировано в результате анализа отмеченных выше правомочий.
1. Право лица на формирование собственными действиями по своему усмотрению своей деловой репутации (активное правомочие) и право требования к третьим лицам воздерживаться от совершения действий, влияющих на его деловую репутацию (пассивное правомочие). Полагаем, что право на деловую репутацию несколько убедительнее обосновывается как право на ее неприкосновенность, чем предложения некоторых авторов, которые настаивают рассматривать право на деловую репутацию как оценку действий ее обладателя третьими лицами, т.к. сфера такой оценки относится к личным свободам граждан и юридических лиц. В связи с отмеченным следует подвергнуть критике подходы, представители которых настаивают на признании права на деловую репутацию в качестве права на социально значимую оценку деловых черт субъекта, влияющих на его положение в обществе [3; с. 383], либо права на достоверную оценку своей деятельности [4; с. 29]. Естественное право на свободное формирование деловой репутации в целях его правового регулирования необходимо сузить и ограничить рамками субъективного права на свободное формирование деловой репутации, не зависящей от внешнего потенциально негативного воздействия.
Пределы осуществления права на деловую репутацию необходимо сформировать посредством установления ряда оговорок, определяющих признаки злоупотребления им. Они касаются его содержания и включают в себя: 1) право на свободное от внешнего негативного влияния формирование деловой репутации; 2) право требовать воздерживаться от совершения действий, оказывающих негативное влияние на деловую репутацию; 3) запрет на защиту от правомерных действий, связанных с выражением мнения или распространением соответствующей действительности информации; 4) разумное и добросовестное осуществление правомочий, связанных с формированием деловой репутации.
2. Право на свободное использование своей деловой репутации (активное правомочие) и право требования к третьим лицам воздерживаться от совершения действий, препятствующих использованию деловой репутации, связанных с использованием деловой репутации без согласия ее обладателя (пассивное правомочие). Право лица на использование своей деловой репутации представляет собой возможность извлечения им из нее полезных свойств. Оно носит естественный характер и присуще обладателю деловой репутации.
Право на использование деловой репутации позволит дополнить перечень таких прав, как право на имя, права на использование объектов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и др. Его можно применять в качестве средства оценки тяжести посягательств на различные нематериальные и материальные блага.
3. Право на защиту деловой репутации, которое с учетом ч. 2 ст. 45 Конституции РФ [1] носит вполне обоснованный характер. С точки зрения своего содержания право на защиту является достаточно широким и включает в себя совокупность правомочий, связанных с применением различных не запрещенных законом форм, способов и средств защиты.
Ни одно из указанных выше правомочий не представляется возможным осуществить, если не обеспечена возможность эффективно реализовать право на их защиту. В связи с тем, что законом не предусмотрено субъективное право на деловую репутацию, данное нематериальное благо подлежит защите как охраняемый законом интерес. В силу п. 2 ст. 150 ГК РФ [2] носитель данного интереса вправе защищать деловую репутацию лишь в случаях и пределах, прямо предусмотренных законом.
Неюрисдикционная форма защиты права на деловую репутацию может предоставить ее носителю возможность защищать интересы не только лимитированными мерами оперативного воздействия, но и любыми фактическими действиями, соразмерными нарушению и не выходящими за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).
Природа деловой репутации и широкая сфера ее возможного приложения, обширные возможности реализации права на использование деловой репутации свидетельствуют о том, что потенциальные пределы защиты указанных правомочий не ограничены имеющимися механизмами. Основанием для иска могут стать самые разнообразные обстоятельства, которые могут затронуть свободу формирования и использования деловой репутации (значительная часть исков о защите исключительных прав на средства индивидуализации, некоторые иски о защите исключительного права на ноу-хау, иски о защите против некоторых актов недобросовестной конкуренции, а также многие другие требования, в основе которых лежит, не право на деловую репутацию, а соответствующие интеллектуальные и иные права и охраняемые законом интересы). В большинстве случаев основным объектом посягательства является ни что иное, как деловая репутация субъекта (охраняемые в связи с деловой репутацией интересы) и игнорировать данный факт не следует. При разрешении спора факт нарушения права на деловую репутацию должен приниматься во внимание и учитываться судом при вынесении решения по делу, в целом, и при определении размера возмещения и/или компенсации, в частности.
Основным методом борьбы предпринимателя с нарушением его права на деловую репутацию должно остаться использование способов, объединенных юрисдикционной формой защиты. Юрисдикционная форма защиты права на деловую репутацию, в отличие от неюрисдикционной, должна быть построена на основе закрепленного в ст. 12 ГК РФ принципа защиты гражданских прав «способами, предусмотренными законом», а также принципа приоритета общего (судебного) порядка защиты гражданских прав над специальным (административным), согласно которому защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, прямо установленных законом. Что касается специального, административного порядка защиты деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, то, с нашей точки зрения, при условии закрепления в гражданском законодательстве субъективного права на деловую репутацию особой необходимости в дальнейшем расширении сферы применения существующих антимонопольных мер уже не будет. Таким образом, право на деловую репутацию является субъективным гражданским правом, носящим абсолютный, личный неимущественный и исключительный характер.