ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подростковый возраст является одним из самых критичных периодов развития личности. Процесс взросления сопровождается внутренними конфликтами подростка с самим собой, проблемами, связанными со взаимодействиями с другими людьми, а также эмоциональными срывами. Таким образом, в результате внешнего эмоционального воздействия, возникает потребность стимулировать мотивационный фон ребенка в процессе внедрения в обучения психолого-педагогических методик.
В процессе работы по данной статье использовали следующие методы:
- Метод анкетирования (тест «оценка уровня притязаний» В.Г. Гербачевского;
- Тест на определение мотивации избегания неудач Т. Элерса;
- Тест на определение мотивации к успеху Т. Элерса;
- Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана;
- Тест на определение учебной мотивации Н.Г. Лускановой;
- Методика «изучение школьной мотивации» М.Р. Гинзбурга).
Исследование происходило в оценке взаимосвязи подростками особенностей взаимодействия с разными возрастными группами, процессов внешнего воздействия в условиях школьной образовательной среды, а также показателей выраженности различных типов внутренней и внешней мотивации подростков, которые позволили оценить общий уровень мотивационного субъективного восприятия подростков.
В результате данного исследования были получены данные, которые можно использовать в практической работе педагога-психолога, а также в качестве вспомогательного материала, для построения способов обучения в ходе различных видов деятельности с учетом индивидуальных мотивационной сферы подростков. Также данная работа позволяет применить итоговые результаты в процессе коррекционной деятельности по психологическому просвещению подростков с проблемой особенностей мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.
В данном исследовании принимали участие 48 подростков возрастной категории 14-15 лет. Было проведено два этапа эксперимента. В констатирующем эксперименте приняла участие группа учащихся из 24 человек. В данном эксперименте тестировали показатель уровня притязаний в формате потребностей и мотивов, а также тенденций в степени трудностей, которые школьник ставит перед собой в процессе обучения. Уровень притязаний зависит от внутренних и внешних условий воздействий на человека в профессиональной деятельности. У подростков данный критерий выражается в зависимости от специфики практической деятельности.
Оценивание результатов исследование было проведено по следующим шкалам: высота, устойчивость, адекватность. Также было отмечено влияние успеха и неуспеха на уровень притязаний. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Уровень притязаний по основным критериям
Оценивая параметр устойчивости, мы отмечали наличие изменений, величину этих изменений - амплитуду спадов и подъемов, отражающую изменение поведения в зависимости от успешности выполнения задачи. Отмечались средняя величина шага в ходе продвижения в ряде задач, общее количество скачков (шагов величиной более трех уровней сложности).
Параметр адекватности изменял направление графика в результате неудач и неадекватного понижение притязаний после удачи. Первый тип выбора можно квалифицировать как выбор игнорирования, второй тип как выбор поддержки. Кроме того, определялось соотношение верных и неверных ответов на задания: 2/3 правильных ответов от их общего числа свидетельствовал об адекватности уровня притязаний.
А по уровню притязаний всех испытуемых, принявших участие в исследовании, имеют низкий уровень притязаний 6,7% обучающихся. Средний уровень притязаний имеют 43,3%. Высокий уровень притязаний имеет 33,3%. Очень высокий уровень притязаний имеют 16,7%.
Второе по важности исследование подразумевало исследование на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана. Данная методика была предназначена для измерения мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.
На основе результатов, полученных в ходе проведения теста мотивации достижения А. Мехрабиана (ТМД) было выявлено, что мотивацией избегания неудач обладают большей частью девушки (18,75%), нежели юноши (6,25%), так же как и не имеющие доминирующего типа мотивации (33,75% девушек и 16,25% юношей). В случае с мотивацией достижения успеха, ею обладало больше юношей (17,5%), чем девушек (7,5%) (Рисунок 2)
Рисунок 2. Критерий мотивации достижения А. Мехрабиана
Диагностика изучения учебной мотивации проводилась в групповой форме, но в некоторых случаев есть возможность применять его к индивидуальной работе. При этом нахождение контроля при выполнении заданий крайне нежелательно.
По результатам проведенной работы, было определено, что высокий уровень мотивации имеют лишь 4 человек, низкий уровень – 2 человека, 7 обучающихся имеют хорошую школьную мотивацию, а 11 опрошенных имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Результаты учащихся представим по уровням в виде таблицы. (Таблица 1.)
Таблица 1.
Результат диагностики учебной мотивации подростков
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
4 |
17 |
7 |
30 |
11 |
47 |
2 |
6 |
0 |
0 |
По результатам представленных исследований было определено, что большая часть учащихся имеет проблемы с мотивационной деятельностью, однако данный критерий поддается корректировке, через другие шкалы, такие как адекватность, успешность, высота и устойчивость. В результате психолого-педагогической работы, с учетом внедрения новых методов работы по образовательным программам, поднятие мотивационной деятельности становится возможным.