Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Подвигина В.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 38(305). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/305/155339 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подвигина Валерия Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

Подростковый возраст является одним из самых критичных периодов развития личности. Процесс взросления сопровождается внутренними конфликтами подростка с самим собой, проблемами, связанными со взаимодействиями с другими людьми, а также эмоциональными срывами. Таким образом, в результате внешнего эмоционального воздействия, возникает потребность стимулировать мотивационный фон ребенка в процессе внедрения в обучения психолого-педагогических методик.

В процессе работы по данной статье использовали следующие методы:

  • Метод анкетирования (тест «оценка уровня притязаний» В.Г. Гербачевского;
  • Тест на определение мотивации избегания неудач Т. Элерса;
  • Тест на определение мотивации к успеху Т. Элерса;
  • Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана;
  • Тест на определение учебной мотивации Н.Г. Лускановой;
  • Методика «изучение школьной мотивации» М.Р. Гинзбурга).

Исследование происходило в оценке взаимосвязи подростками особенностей взаимодействия с разными возрастными группами, процессов внешнего воздействия в условиях школьной образовательной среды, а также показателей выраженности различных типов внутренней и внешней мотивации подростков, которые позволили оценить общий уровень мотивационного субъективного восприятия подростков.

В результате данного исследования были получены данные, которые можно использовать в практической работе педагога-психолога, а также в качестве вспомогательного материала, для построения способов обучения в ходе различных видов деятельности с учетом индивидуальных мотивационной сферы подростков. Также данная работа позволяет применить итоговые результаты в процессе коррекционной деятельности по психологическому просвещению подростков с проблемой особенностей мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.

В данном исследовании принимали участие 48 подростков возрастной категории 14-15 лет. Было проведено два этапа эксперимента. В констатирующем эксперименте приняла участие группа учащихся из 24 человек.  В данном эксперименте тестировали показатель уровня притязаний в формате потребностей и мотивов, а также тенденций в степени трудностей, которые школьник ставит перед собой в процессе обучения. Уровень притязаний зависит от внутренних и внешних условий воздействий на человека в профессиональной деятельности. У подростков данный критерий выражается в зависимости от специфики практической деятельности.

Оценивание результатов исследование было проведено по следующим шкалам: высота, устойчивость, адекватность. Также было отмечено влияние успеха и неуспеха на уровень притязаний. (Рисунок 1)

 

Рисунок 1. Уровень притязаний по основным критериям

 

Оценивая параметр устойчивости, мы отмечали наличие изменений, величину этих изменений - амплитуду спадов и подъемов, отражающую изменение поведения в зависимости от успешности выполнения задачи. Отмечались средняя величина шага в ходе продвижения в ряде задач, общее количество скачков (шагов величиной более трех уровней сложности).

Параметр адекватности изменял направление графика в результате неудач и неадекватного понижение притязаний после удачи. Первый тип выбора можно квалифицировать как выбор игнорирования, второй тип как выбор поддержки. Кроме того, определялось соотношение верных и неверных ответов на задания: 2/3 правильных ответов от их общего числа свидетельствовал об адекватности уровня притязаний.

А по уровню притязаний всех испытуемых, принявших участие в исследовании, имеют низкий уровень притязаний 6,7% обучающихся. Средний уровень притязаний имеют 43,3%. Высокий уровень притязаний имеет 33,3%. Очень высокий уровень притязаний имеют 16,7%.

Второе по важности исследование подразумевало исследование на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана. Данная методика была предназначена для измерения мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

На основе результатов, полученных в ходе проведения теста мотивации достижения А. Мехрабиана (ТМД) было выявлено, что мотивацией избегания неудач обладают большей частью девушки (18,75%), нежели юноши (6,25%), так же как и не имеющие доминирующего типа мотивации (33,75% девушек и 16,25% юношей). В случае с мотивацией достижения успеха, ею обладало больше юношей (17,5%), чем девушек (7,5%) (Рисунок 2)

 

Рисунок 2. Критерий мотивации достижения А. Мехрабиана

 

Диагностика изучения учебной мотивации проводилась в групповой форме, но в некоторых случаев есть возможность применять его к индивидуальной работе. При этом нахождение контроля при выполнении заданий крайне нежелательно.

По результатам проведенной работы, было определено, что высокий уровень мотивации имеют лишь 4 человек, низкий уровень – 2 человека, 7 обучающихся имеют хорошую школьную мотивацию, а 11 опрошенных имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Результаты учащихся представим по уровням в виде таблицы. (Таблица 1.)

Таблица 1.

Результат диагностики учебной мотивации подростков

1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

4

17

7

30

11

47

2

6

0

0

 

По результатам представленных исследований было определено, что большая часть учащихся имеет проблемы с мотивационной деятельностью, однако данный критерий поддается корректировке, через другие шкалы, такие как адекватность, успешность, высота и устойчивость. В результате психолого-педагогической работы, с учетом внедрения новых методов работы по образовательным программам, поднятие мотивационной деятельности становится возможным.

 

Список литературы:
1. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438292 (дата обращения: 20.10.2023).
2. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. 3-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 352 с.
3. Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского / А.К. Маркова // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.
4. Просвирова И.Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся подросткового возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2006.
5. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №1, 2012.