Статья:

ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зинченко В.И. ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 37(304). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/304/154988 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Зинченко Владислав Игоревич
магистрант, ФГБОУ ВО Донбасский государственный университет юстиции, РФ, г. Донецк

 

Понятие недобросовестной конкуренции является важным элементом в изучении экономики и права и охватывает широкий спектр поведения, которое выходит за рамки честной бизнес-практики.

На сегодняшний день единого подхода к понятию «недобросовестная конкуренция» в отечественной цивилистике нет.

Так, данное также отмечается Е.П. Тимофеевой, которая отмечает, что точного понятия того, что представляет из себя недобросовестная конкуренция не установлено, так как она имеет несколько трактовок с похожим смыслом [1, с. 79]. В качестве недобросовестной конкуренции автор понимает действия хозяйствующих субъектов по приобретению необоснованного преимущества над другими в предпринимательской деятельности на одном товарном рынке.

Другой цивилист - А.В. Дозорцев понимает недобросовестную конкуренцию как  несправедливую, так как покупатель оказывается в ситуации, когда получает неверное представление о товаре или услуге [2, с. 15].

Ю.В. Касьянов характеризует недобросовестную конкуренцию в качестве состязательного процесса хозяйствующих субъектов для получения какого-либо преимущества, создавая неверное представление о своем товаре или негативное мнение о товаре конкурента [3, с. 37].

Законодательством, а именно, Федеральным законом «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция определяется как действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, добропорядочности, разумности и справедливости, причиняющие или несущие угрозу причинения вреда деловой репутации [4].

Недобросовестная конкуренция проявляется в различных формах, таких как неправомерное использование интеллектуальной собственности, распространение ложной информации о конкуренте, копирование или имитация продукции и услуг, демпинг цен с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также использование коррумпированных методов ведения бизнеса. Все эти действия направлены на получение несправедливого преимущества в бизнесе, что подрывает принципы честной конкуренции и может привести к монополизации рынка.

Как видно из относительно свежего Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статьей 14.1 - 14.7 Закона, так и общих признаков недобросовестной конкуренции предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности [5].

Таким образом, вопреки ранее сложившейся практике, суд установил необходимость доказывания как общих, так и специальных признаков недобросовестной конкуренции при наличии в отраслевых законах специальных запретов недобросовестных конкурентных действий. При этом суд отметил, что само по себе нарушение норм законодательства, в том числе с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в отсутствие совокупности общих и специальных признаков не свидетельствует о совершении акта недобросовестной конкуренции.

В качестве вывода вышеизложенного необходимо отметить, что в настоящее время единого подхода к определению недобросовестной конкуренции в юридической литературе не существует. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным даже с учетом различного рода разъяснений.

Юридическая доктрина Российской Федерации активно разрабатывает теоретические аспекты недобросовестной конкуренции, анализируя как отечественные прецеденты, так и международную практику. Специалисты отмечают важность четкой правовой квалификации действий, которые могут быть признаны недобросовестной конкуренцией, а также необходимость актуализации норм, учитывая быстро меняющиеся реалии рынка и развитие цифровых технологий. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с незаконным использованием интеллектуальной собственности, распространением ложной информации о конкурентах, а также неправомерным сравнением товаров.

Таким образом, понятие недобросовестной конкуренции охватывает все составные части современного бизнеса и его взаимодействия с обществом. Оно требует комплексного подхода, учитывающего как правовые, так и этические стандарты.

 

Список литературы:
1. Тимофеева Е.П. Недобросовестная конкуренция: понятие и ее формы / Е. П. Тимофеева // Аллея науки. – 2018. – Т. 4, № 11(27). – С. 79-82.
2. Дозорцев В.А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // Юридический мир. 1997. № 4. С. 11-24.
3. Касьянов Ю.В. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6. С. 37.
4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст.3434
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378656/1cad86f3083713db5f c9bb41d905d942889efc95/ (дата обращения: 10.11.2024)