ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Понятие недобросовестной конкуренции является важным элементом в изучении экономики и права и охватывает широкий спектр поведения, которое выходит за рамки честной бизнес-практики.
На сегодняшний день единого подхода к понятию «недобросовестная конкуренция» в отечественной цивилистике нет.
Так, данное также отмечается Е.П. Тимофеевой, которая отмечает, что точного понятия того, что представляет из себя недобросовестная конкуренция не установлено, так как она имеет несколько трактовок с похожим смыслом [1, с. 79]. В качестве недобросовестной конкуренции автор понимает действия хозяйствующих субъектов по приобретению необоснованного преимущества над другими в предпринимательской деятельности на одном товарном рынке.
Другой цивилист - А.В. Дозорцев понимает недобросовестную конкуренцию как несправедливую, так как покупатель оказывается в ситуации, когда получает неверное представление о товаре или услуге [2, с. 15].
Ю.В. Касьянов характеризует недобросовестную конкуренцию в качестве состязательного процесса хозяйствующих субъектов для получения какого-либо преимущества, создавая неверное представление о своем товаре или негативное мнение о товаре конкурента [3, с. 37].
Законодательством, а именно, Федеральным законом «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция определяется как действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, добропорядочности, разумности и справедливости, причиняющие или несущие угрозу причинения вреда деловой репутации [4].
Недобросовестная конкуренция проявляется в различных формах, таких как неправомерное использование интеллектуальной собственности, распространение ложной информации о конкуренте, копирование или имитация продукции и услуг, демпинг цен с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также использование коррумпированных методов ведения бизнеса. Все эти действия направлены на получение несправедливого преимущества в бизнесе, что подрывает принципы честной конкуренции и может привести к монополизации рынка.
Как видно из относительно свежего Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статьей 14.1 - 14.7 Закона, так и общих признаков недобросовестной конкуренции предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности [5].
Таким образом, вопреки ранее сложившейся практике, суд установил необходимость доказывания как общих, так и специальных признаков недобросовестной конкуренции при наличии в отраслевых законах специальных запретов недобросовестных конкурентных действий. При этом суд отметил, что само по себе нарушение норм законодательства, в том числе с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в отсутствие совокупности общих и специальных признаков не свидетельствует о совершении акта недобросовестной конкуренции.
В качестве вывода вышеизложенного необходимо отметить, что в настоящее время единого подхода к определению недобросовестной конкуренции в юридической литературе не существует. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным даже с учетом различного рода разъяснений.
Юридическая доктрина Российской Федерации активно разрабатывает теоретические аспекты недобросовестной конкуренции, анализируя как отечественные прецеденты, так и международную практику. Специалисты отмечают важность четкой правовой квалификации действий, которые могут быть признаны недобросовестной конкуренцией, а также необходимость актуализации норм, учитывая быстро меняющиеся реалии рынка и развитие цифровых технологий. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с незаконным использованием интеллектуальной собственности, распространением ложной информации о конкурентах, а также неправомерным сравнением товаров.
Таким образом, понятие недобросовестной конкуренции охватывает все составные части современного бизнеса и его взаимодействия с обществом. Оно требует комплексного подхода, учитывающего как правовые, так и этические стандарты.