КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(297)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(297)
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлен опыт коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: письменная речь, общее недоразвитие речи.
Р.Е. Левина охарактеризовала общее недоразвитие речи как речевое нарушение у детей с нормальным слухом, сохранным интеллектом. Она определяет его как «форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи».
Р.Е. Левина выделяет три уровня развития речи у детей с общим недоразвитием речи, каждый из которых характеризуется различной степенью сложности и нарушений. В современной логопедии к этим уровням добавлен четвертый уровень, предложенный Т.Б. Филичевой в 2000 году, который расширяет классификацию.
Л.С. Выготский определяет письменную речь как «речь без интонационной, экспрессивной, вообще без всей звучащей стороны. Это речь в мысли, в представлении, но речь, лишенного самого существенного признака устной речи - материального звука».
Письменная речь является способом выражения внутренней речи, но процесс ее реализации сложнее. Формирование письменной речи невозможно без определенного уровня развития устной речи, но она полностью не зависит от нее. Внутренняя речь играет критическую роль в формировании письменной речи, поскольку она позволяет ребенку преобразовывать свои мысли в связные и логически последовательные высказывания. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап.
Реализация экспериментальной работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи предполагает комплексное обследование: фонематического слуха, готовность к звуковому анализу, моторики и грамматического строя речи с целью дальнейшего планирования, и реализации коррекционной работы с детьми.
В рамках исследования использовалось сочетание методик, которое выявило состояние основных психических функций и процессов обеспечивающих формирование предпосылок письменной речи.
В рамках исследования были использованы методики:
- Методика В.В Коноваленко и С.В. Коноваленко «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста». Диагностика показала, что различение сходных фонем на слух и различение сходных фонем в произношении у детей находится на среднем уровне. А также вызывают трудности выполнение заданий на готовность к звуковому анализу.
- Методика Л.А. Венгера «Дорожки». Диагностика выявила, что у большинства детей не подготовлена рука к овладению письмом, не сформировано внимание и контроль за собственными действиями.
- Блок грамматический строй речи из методики Е.В. Мазановой «Обследование речи детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи». Диагностика выявила, что у детей, вызывает трудности выполнение проб на навыки употребления в речи существительных в форме единственного и множественного числа именительного и родительного падежа, умения дифференцировать предлоги, а также умение на согласование существительных с глаголом и числительным.
Для коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи была разработана система работы, которая включает в себя три основных направления:
1. Развитие фонематического слуха и развитие готовности к звуковому анализу;
2. Подготовка руки к овладению письмом, развитие внимания и контроля за собственными действиями;
3. Развитие грамматического строя речи.
В системе работы применялись методики коррекции:
1. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического слуха у дошкольников»;
2. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»;
3. Н.Н. Созонова, Е.В. Куцина «Грамматика для дошкольников»;
4. Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова Технологии из программы «ПРОДЕТЕЙ».
Структура коррекционно-логопедического занятия включает в себя:
- Организационный момент;
- Развитие зрительно-пространственной ориентации: мелкая моторика;
- Развитие фонематического слуха и развитие готовности к звуковому анализу;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие грамматического строя речи;
- Развитие психических процессов: внимание, память, логическое мышление;
- Подготовка руки к овладению письмом;
- Подведение итогов занятия.
Апробация представленной системы работы доказала свою эффективность так как данные свидетельствуют о том, что навык подготовки руки к овладению письмом был усвоен на 12% эффективнее, грамматический строй речи на 9,1%, фонематический слух и готовность к звуковому анализу на 9% больше, чем в контрольной группе.