ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА С ОВЗ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(285)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(285)
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА С ОВЗ
Исследования в области психологии показывают, что появление в семье ребенка с особыми потребностями может оказывать глубокое влияние на личностные характеристики и эмоциональное состояние матери. Родительский опыт, пронизанный повышенными требованиями и уникальными вызовами, может привести к изменениям в системе ценностей и восприятии собственной жизни. Некоторые матери могут испытывать повышенный уровень тревоги, депрессивные состояния, эмоциональную лабильность и физиологические стрессы, которые могут усугубляться отсутствием адекватной поддержки и ресурсов. В крайних случаях это может привести к развитию суицидальных мыслей и намерений, серьезно ухудшая качество жизни как матери, так и всей семьи [3].
В свою очередь, психологическое здоровье матери играет ключевую роль в обеспечении благоприятной среды для роста и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эмоциональная поддержка и позитивное отношение матери могут способствовать улучшению самочувствия ребенка, его социальной адаптации и общему развитию [2, с. 10].
Важно подчеркнуть, что психолого-педагогическая поддержка может сыграть решающую роль в улучшении благополучия не только матерей, но и их детей, помочь матерям находить личностные ресурсы для эффективного родительства.
В нашем исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, чьи матери проходили тренинговую программу для улучшения психоэмоционального состояния. По итогам тренинговой работы 90% участников (18 человек) отметили данный вариант психолого-педагогической помощи как высокоэффективный.
Нашей целью являлось изучение влияния психоэмоционального состояния матерей на детей. Для диагностики детско-родительских отношений была использована методика «Рисунок семьи» [1]. Методика предлагались детям до тренинговой работы с родителями и после.
По результатам методики «Рисунок семьи» до начала тренинговой работы с родителями у детей были получены следующие результаты. Говоря о составе семьи, важно отметить, что 70% детей (14 человек) забыли нарисовать всех членов семьи – на рисунках в равной степени отсутствовали как мама/папа, так и сиблинги; 5% детей (1 человек) нарисовал вместо семьи разных животных; 10% детей (2 человека) не нарисовали себя; 5% детей (1 человек) нарисовал не относящихся в семье взрослых людей. Первым человеком на рисунке 40% детей (8 человек) изобразили фигуру матери, 35% детей (7 человек) изобразили первым себя, 15% детей (3 человека) первым нарисовали отца и 10% детей (2 человека) первым отобразили сиблинга.
Отражая характер рисунка, стоит отметить о выраженной схематичности и незаконченности рисунка матери у 20% детей (4 человека), отца у 10% детей (2 человека), что говорит о негативном отношении к члену семьи. Ненатурально маленькими отразили себя 40% детей (8 человек). При этом отсутствие декорирования и использование разнообразных цветов для изображения семьи наблюдалось у 60% детей (12 человек).
После проведения методики дети отвечали на следующие вопросы:
- Скажи, кто тут нарисован?
- Где они находятся?
- Что они делают? Кто это придумал?
- Им весело или скучно? Почему?
- Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
- Кто из них самый несчастный? Почему?
На вопрос чем занимаются члены семьи 60% детей (12 человек) сообщили, что они стоят/ничего не делают. 40% детей (8 человек) сказали, что семье скучно. Самым несчастным членом семьи у 20% детей (4 человека) был сам ребенок, 10% детей (2 ребенка) была мама.
После прохождения тренинга родителями у детей была повторно проведена методика «Рисунок семьи». Были отмечены следующие изменения: при изображении состава семьи снизилось количество детей, которые рисовали не всех членов семьи 45% детей (9 человек). При этом 100% детей (20 человек) нарисовали себя.
Отражая характер рисунка, стоит отметить о снижении схематичности и незаконченности рисунка матери у 10% детей (2 человека), отсутствии изменений у отца у 10% детей (2 человека). Размер фигур в рисунках у большинства фигур гармоничный. Ненатурально маленькими отразили себя лишь 25% детей (5 человек). При этом улучшен общий вид рисунков у 65% детей (13 человек) – отмечается применение украшений и обилия разных цветов с акцентом на деталях; дети с большим удовольствием изображают членов семьи и рассказывают о том, что происходит на рисунке.
Таким образом, показано влияние психоэмоционального состояния матери на ребенка с ОВЗ в виде улучшения ситуации детско-родительских отношений на примере методики «Рисунок семьи».