Статья:

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Головко М.В. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 16(283). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/283/147802 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Головко Михаил Владимирович
магистрант, Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск
Раздъяконова Евгения Владимировна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск

 

В текущих реалиях в бюджетной системе Российской Федерации именно бюджеты муниципальных образований по праву признаются наиболее многочисленными. При этом основываясь на принципах федерализма, бюджетная система предполагает в себе и необходимость некой децентрализации, поскольку местный бюджет является крайне необходимым условием в решении тех или иных местных вопросов.

Несмотря на то, что на муниципальные образования приходится ряд важнейших социальных вопросов, предполагающих в себе острую необходимость финансовых ресурсов, на современном этапе модель бюджетного федерализма по-прежнему является нереализованной. Вопреки требованиям современности, бюджетная система России, построенная на основе советской системы унитарного государства, попросту не предполагавшего ту или иную самостоятельность (автономию) у регионов и местных властей, по-прежнему является крайне централизованной.

Так, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, нацеленных на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, посредством исполнения расходных обязательств определенного муниципального образования.

Формирование и расходование местного бюджета основывается в том числе на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Однако несмотря на то, что «на плечи» муниципальных образований ложатся расходы, связанные с сущностью органов местного самоуправления; развитием муниципальной собственности и управлением ею; содержанием муниципальных органов охраны общественного порядка; муниципальным дорожным строительством и содержанием дорог местного значения; иными затратами, бюджетная система Российской Федерации тем не менее исходит из централизации бюджетов, поскольку более 60% налоговых поступлений являются федеральными.

Так, с учетом концентрации большей части налоговых поступлений в федеральном и региональном бюджетах, доходы муниципальных образований в основном состоят из собственной прибыли, получаемой от управления муниципальным имуществом.

Сложившийся дисбаланс тем самым порождает проблему политической нестабильности и рецессии в экономике муниципальных образований. Это выражается в несоответствии объема возложенных на муниципальные образования полномочий их финансовым возможностям (доходам), что решающим образом препятствует раскрытию социально-экономического потенциала территорий.

Решением данной проблемы законодатель видит не в предоставлении соответствующих гарантий муниципальным образованиям, а в предоставлении экономической поддержки – субсидий, субвенций, дотаций, являющимися, инструментами межбюджетного регулирования.

Однако, по нашему мнению, назревшим решением сложившейся проблемы является пересмотр Бюджетного кодекса Российской Федерации в части нормативов отчислений в федеральный, региональный и местный бюджеты. Так, согласно сложившемуся зарубежному опыту, увеличение дохода местного бюджета возможно в том числе и за счет увеличения нормативов отчислений, например, от НДФЛ и (или) налога на прибыль организаций (в некоторых странах 100% поступлений от данного вида налога зачисляется именно в местный уровень бюджета).

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
3. Крохина Ю.А. Финансовое право России : учебник. – 6-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 568 с.
4. Прилуцкая И.А. Этапы организации, планирование и исполнение местного бюджета // Форум молодых ученых. – 2017. – № 3 (7). – С. 388-390.