ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В текущих реалиях в бюджетной системе Российской Федерации именно бюджеты муниципальных образований по праву признаются наиболее многочисленными. При этом основываясь на принципах федерализма, бюджетная система предполагает в себе и необходимость некой децентрализации, поскольку местный бюджет является крайне необходимым условием в решении тех или иных местных вопросов.
Несмотря на то, что на муниципальные образования приходится ряд важнейших социальных вопросов, предполагающих в себе острую необходимость финансовых ресурсов, на современном этапе модель бюджетного федерализма по-прежнему является нереализованной. Вопреки требованиям современности, бюджетная система России, построенная на основе советской системы унитарного государства, попросту не предполагавшего ту или иную самостоятельность (автономию) у регионов и местных властей, по-прежнему является крайне централизованной.
Так, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, нацеленных на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, посредством исполнения расходных обязательств определенного муниципального образования.
Формирование и расходование местного бюджета основывается в том числе на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Однако несмотря на то, что «на плечи» муниципальных образований ложатся расходы, связанные с сущностью органов местного самоуправления; развитием муниципальной собственности и управлением ею; содержанием муниципальных органов охраны общественного порядка; муниципальным дорожным строительством и содержанием дорог местного значения; иными затратами, бюджетная система Российской Федерации тем не менее исходит из централизации бюджетов, поскольку более 60% налоговых поступлений являются федеральными.
Так, с учетом концентрации большей части налоговых поступлений в федеральном и региональном бюджетах, доходы муниципальных образований в основном состоят из собственной прибыли, получаемой от управления муниципальным имуществом.
Сложившийся дисбаланс тем самым порождает проблему политической нестабильности и рецессии в экономике муниципальных образований. Это выражается в несоответствии объема возложенных на муниципальные образования полномочий их финансовым возможностям (доходам), что решающим образом препятствует раскрытию социально-экономического потенциала территорий.
Решением данной проблемы законодатель видит не в предоставлении соответствующих гарантий муниципальным образованиям, а в предоставлении экономической поддержки – субсидий, субвенций, дотаций, являющимися, инструментами межбюджетного регулирования.
Однако, по нашему мнению, назревшим решением сложившейся проблемы является пересмотр Бюджетного кодекса Российской Федерации в части нормативов отчислений в федеральный, региональный и местный бюджеты. Так, согласно сложившемуся зарубежному опыту, увеличение дохода местного бюджета возможно в том числе и за счет увеличения нормативов отчислений, например, от НДФЛ и (или) налога на прибыль организаций (в некоторых странах 100% поступлений от данного вида налога зачисляется именно в местный уровень бюджета).